Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 апреля 2021 г. N 03-05-03-01/32357
В связи с письмом в Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение и по вопросу об установлении "единого фиксированного налога" сообщается следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31 мая 2005 г. N 6-П, определение от 16 апреля 2009 г. N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 5-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N КAC08-648, решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2008 г. N ГКПИ08-1495).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу признаются физические лица, обладающие недвижимым имуществом на праве собственности, а налогоплательщиками по транспортному налогу - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества и мощности транспортного средства.
Таким образом, формирование налоговой базы исходя из стоимости имущества, находящегося в его собственности, и мощности транспортного средства, по мнению Департамента, соответствует принципу справедливости и положено в основу налоговых систем большинства государств.
Между тем замена действующих налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога одним "единым фиксированным налогом" с ограниченным перечнем объектов налогообложения приведет к нарушению принципов справедливости и равенства налогообложения, предусмотренных статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вне зависимости от количества объектов налогообложения уровень налоговой нагрузки будет фиксированный.
Кроме того, предлагаемый перечень объектов налогообложения (одна квартира, один загородный дом, два автомобиля) представляется необоснованным. Неясны основания исключения земельного участка из состава объектов налогообложения.
Также полагаем необходимым отметить, что уровень налоговой нагрузки по имущественным налогам не должен зависеть от уровня образования собственника соответствующего имущества.
Учитывая изложенное, предложение о замене имущественных налогов "единым фиксированным налогом" не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 апреля 2021 г. N 03-05-03-01/32357
Опубликование:
-