Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к Методическим рекомендациям по проведению
оценки регулирующего воздействия проектов
муниципальных нормативных правовых актов и
экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
Методика проведения публичных консультаций
I. Общие положения
1. Настоящая методика проведения публичных консультаций (далее - Методика) разработана в целях распространения общих унифицированных требований и процедур при проведении публичных консультаций в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов (далее соответственно - проект акта, нормативный правовой акт), и формирования у участников публичных консультаций необходимого опыта участия в указанной процедуре.
2. Методика содержит порядок действий регулирующего органа, и органа, осуществляющего экспертизу, по организации и проведению публичных консультаций в ходе проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов (далее - ОРВ), экспертизы нормативных правовых актов.
2.1. Мнение участника публичных консультаций - оформленная в виде связного текста позиция по проекту акта (нормативному правовому акту), позволяющая установить, от кого она поступила (фамилия, имя, отчество, (должность, название организации, юридический адрес - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), телефон) и относящаяся к предмету предлагаемого регулирования независимо от способа подачи:
непосредственно либо почтовым отправлением в регулирующий орган, орган, осуществляющий экспертизу, на официальном бланке организации или индивидуального предпринимателя, подписанном руководителем организации или лицом, его замещающим в виде заполненного опросного листа;
по электронной почте (на адрес электронной почты разработчика, органа, осуществляющего экспертизу, указанный в реквизитах официального бланка);
с использованием сервисов Портала проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/).
2.2. Позиция следующего содержания: "Замечания и предложения к проекту муниципального нормативного правового акта (муниципальному нормативному правовому акту) отсутствуют", позволяющая установить от кого она поступила, независимо от указанных в пункте 2.1 способов подачи, также является мнением участника публичных консультаций, и учитывается в сводке предложений как отдельное мнение по проекту акта (нормативному правовому акту).
2.3. Отсутствие мнения участника публичных консультаций - непоступление в адрес регулирующего органа, органа, осуществляющего экспертизу, оформленной в виде связного текста позиции по проекту акта или нормативному правовому акту.
3. Целями проведения публичных консультаций являются:
учет мнения субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности при проведении ОРВ, экспертизы;
выработка мнения относительно того, достигаются ли в процессе действия нормативного правового акта, заявленные цели правового регулирования, а также о целесообразности отмены или изменения указанного нормативного правового акта или его отдельных положений.
4. Задачами проведения публичных консультаций являются:
а) консультирование с участниками публичных консультаций, интересы которых затрагиваются вводимым или действующим правовым регулированием (далее - заинтересованные лица) в целях уточнения масштаба, причин и негативных эффектов проблемы, требующей вмешательства путем принятия нормативного правового акта, поиску возможных способов и альтернатив ее решения, а также определению оптимальных способов и альтернатив (далее - регуляторное решение, предлагаемое регулирование);
б) соблюдение баланса интересов при принятии регуляторного решения;
в) сокращение возможных негативных последствий и усиление положительных последствий принятого регуляторного решения;
г) информирование широкого круга заинтересованных лиц о начале обсуждения разработанных проектов актов и действующих нормативных правовых актов.
5. При проведении публичных консультаций рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
обеспечение максимального вовлечения в процесс публичных консультаций всех заинтересованных лиц;
обеспечение максимального учета интересов заинтересованных лиц;
обеспечение прозрачности и ясности процедур, подотчетности, объективности и независимости выбора участников публичных консультаций из числа заинтересованных лиц;
своевременное информирование о проведении публичных консультаций;
соблюдение сроков проведения публичных консультаций.
6. В целях получения наиболее своевременной, полной и достоверной информации при проведении публичных консультаций, увеличения числа участников публичных консультаций, регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу:
заключает соглашения о взаимодействии с организациями (должностным лицом), целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, при проведении ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта, экспертизы муниципального нормативного правового акта, оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, в соответствии с типовой формой (приложение N 1 к Методическим рекомендациям) (далее - соглашение о взаимодействии);
обеспечивает поступление отзывов участников публичных консультаций по проектам актов или нормативным правовым актам в электронном виде с использованием сервисов портала проектов нормативных правовых актов;
проводит открытые заседания общественно-консультативных и научно-технических советов, иных совещательных органов, созданных при органе местного самоуправления, опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, специально сформированных органом, проводящим публичные консультации, экспертных групп, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными сторонами, включая обсуждение на независимых интернет-площадках.
II. Рекомендации по проведению публичных консультаций
7. Проведение публичных консультаций осуществляется на стадии ОРВ проекта акта, экспертизы нормативного правового акта, в сроки и последовательности, установленные Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов города Лангепаса, и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
8. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, проводит публичные консультации с заинтересованными лицами по обсуждению текста проекта акта, нормативного правового акта.
9. Организация проведения публичных консультаций состоит из следующих этапов:
а) конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым или действующим правовым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;
б) составление перечня вопросов, которые регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;
в) размещение уведомления о проведении публичных консультаций (приложения N 14-16 к настоящим методическим рекомендациям) на портале проектов нормативных правовых актов;
г) анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;
д) подведение регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу, итогов проведения публичных консультаций, составление сводки предложений.
10. С целью конкретизации групп заинтересованных лиц регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу, необходимо определить сферы деятельности, затрагиваемые предлагаемым (действующим) правовым регулированием, а также количество субъектов соответствующих общественных отношений.
11. Круг участников публичных консультаций определяется регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу, с учетом необходимости максимального вовлечения заинтересованных лиц в процесс подготовки и принятия решения о целесообразности введения предлагаемого или сохранения (корректировки) действующего правового регулирования.
12. Для проведения публичных консультаций регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу, рекомендуется использовать перечень вопросов, которые он считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций, или опросный лист (приложения N 17-19 к настоящим методическим рекомендациям).
Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, вправе включать в указанный перечень дополнительные вопросы, исходя из специфики предлагаемого им правового регулирования (действующего правового регулирования).
13. В целях проведения публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, размещает на портале проектов нормативных правовых актов:
проект акта, в отношении которого проводится процедура ОРВ, или нормативный правовой акт, в отношении которого проводится экспертиза;
уведомление о проведении публичных консультаций;
перечень вопросов, предполагаемых к обсуждению в ходе публичных консультаций, или опросный лист;
пояснительная записка к проекту акта;
иные материалы, являющиеся обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, либо позволяющие оценить эффективность действующего правового регулирования, а также прилагается текст актуальной редакции нормативного правового акта, в котором жирным шрифтом выделяются предлагаемые изменения, а нормы действующих правовых актов, подлежащие исключению, приводятся в зачеркнутом виде.
При заполнении формы уведомления о проведении публичных консультаций по проекту акта регулирующий орган учитывает рекомендации по его заполнению, приведенные в разделе III настоящей Методики.
14. Одновременно с размещением уведомления о проведении публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, информирует об их проведении
1) в случае проведения ОРВ - организации (должностных лиц) целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, с которыми заключены соглашения о взаимодействии, а также иных лиц, которых целесообразно привлечь к участию в публичных консультациях, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования;
2) в случае проведения экспертизы - организации (должностных лиц), целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, с которыми заключены соглашения о взаимодействии, иных лиц, которых целесообразно привлечь к участию в публичных консультациях, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования, а также лиц, которые ранее информировались о проведении публичных консультаций в рамках ОРВ проекта акта.
Отсутствие у регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу, исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых затронуты или могут быть затронуты предлагаемым (действующим) правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки уведомлений о проведении публичных консультаций.
15. Регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу, рекомендуется использовать такие формы проведения публичных консультаций, как открытые заседания общественно-консультативных органов, действующих при органах местного самоуправления муниципальных образований, опросы заинтересованных лиц, в том числе проводимые на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на иных площадках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами.
16. Регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу, рекомендуется устанавливать срок проведения публичных консультаций, превышающий минимальный срок, предусмотренный Порядком, в случае если предлагаемое или действующие правовое регулирование, по мнению регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу, может оказать значительное влияние на соответствующие общественные отношения.
17. В случае если по итогам проведения публичных консультаций регулирующим органом будет принято решение о выборе варианта регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, он должен провести повторное обсуждение такого варианта правового регулирования как предпочтительного с участием заинтересованных лиц.
В случае отсутствия по итогам публичных консультаций предложений от заинтересованных лиц регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, продляет сроки проведения публичных консультаций.
В случае принятия решения о проведении повторных публичных консультаций (о продлении сроков проведения публичных консультаций) такие публичные консультации проводятся в соответствии с требованиями Методики, с обязательным извещением об их начале (о продлении) участников проведенных публичных консультаций.
18. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, рассматривает все поступившие от участников публичных консультаций предложения по результатам их проведения в различных формах, а также позволяющие установить, от кого они поступили, и относящиеся к предмету предлагаемого или действующего правового регулирования независимо от способа подачи участниками публичных консультаций своих предложений.
При рассмотрении отзывов регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, руководствуется следующими критериями:
Статус рассмотрения отзыва участника публичных консультаций |
Критерий рассмотрения отзыва |
"Учтено" |
Доводы, изложенные в отзыве участника публичных консультаций, направлены на поддержание проекта акта, нормативного правового акта (отзыв об отсутствии замечаний и предложений) или признаны обоснованными и будут учтены при доработке проекта акта (очередном внесении изменений в нормативный правовой акт) |
"Не учтено" |
Доводы, изложенные в отзыве участника публичных консультаций, не соответствуют (противоречат) законодательству, вследствие чего практическая реализация предложений не возможна.
Отзыв участника публичных консультаций не имеет отношения к тексту обсуждаемого проекта акта (нормативного правового акта).
Участником публичных консультаций неверно истолкованы положения проекта акта (нормативного правового акта).
При этом при подготовке ответа участнику публичных консультаций в обязательном порядке указывается пункт, статья, раздел, нормативный правовой акт, его краткое содержание, на основании которого комментарий не может быть учтен или иное аргументированное обоснование/разъяснение.
Отзыв участника публичных консультаций содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
Отзыв участника публичных консультаций не поддается прочтению.
Отзыв участника публичных консультаций не позволяет определить суть замечания или предложения.
При этом ответ участнику публичных консультаций не направляется, а в сводке предложений указывается соответствующая информация о причинах не направления отзыва. |
"Частично учтено" |
Отзыв, в котором учтена часть замечаний и предложений, обрабатывается по аналогии с содержанием ответа при отметке "учтено" и "не учтено". |
При подготовке ответа участникам публичных консультаций, замечания и предложения которых не учтены либо частично учтены (в том числе на Портале проектов нормативных правовых актов), устанавливается срок, в течение которого участнику публичных консультаций предлагается направить отзыв о согласии (несогласии) с результатами рассмотрения замечаний и предложений, который не может быть менее срока проведения публичных консультаций по обсуждаемому проекту акта (нормативному правовому акту), при этом не допускается:
формирование формального или неполного ответа;
размещение однотипных комментариев;
давать ответы с отлагательным действием (например, мнение будет рассмотрено по завершению публичных консультаций (в дальнейшем, дополнительно);
использование исключительно профессиональной терминологии (ответы должны быть содержательными и понятными).
В случае непредставления участником публичных консультаций отзыва о согласии (несогласии) с результатами рассмотрения замечаний и предложений в установленный срок, такой участник считается незаинтересованным в урегулировании разногласий, и проведение дальнейших согласительных процедур осуществляется в соответствии с пунктом 14 Порядка урегулирования разногласий при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы нормативных правовых актов (приложение N 13) к настоящим методическим рекомендациям.
Регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу, рекомендуется обеспечивать поступление отзывов участников публичных консультаций посредством функционала портала проектов нормативных правовых актов, не исключая при этом возможность направления предложений участников публичных консультаций в электронном виде или на бумажном носителе, в том числе в форме писем, протоколов заседаний общественно-консультативных органов и совещаний, анкет и опросных форм.
19. По итогам публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, систематизирует (структурирует) полученную информацию, в целях ее последующего анализа и обработки.
20. Результаты публичных консультаций оформляются сводкой предложений (приложение N 12 к настоящим методическим рекомендациям), содержащей информацию об учете либо отклонении мнения участников публичных консультаций и аргументированную позицию регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу, по всем полученным мнениям участников публичных консультаций.
В сводке предложений указывается автор предложения и его содержание и результат рассмотрения (предполагается ли использовать предложение при разработке проекта акта либо к нормативному правовому акту; в случае отказа от использования предложения указываются причины принятого решения).
Также в сводке предложений указывается перечень органов и организаций или лиц, которым были направлены уведомления о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 14 Методики.
К сводке предложений прикладываются текст доработанного по итогам публичных консультаций проекта акта, копии отзывов участников публичных консультаций и копии писем, направленных в адрес участников публичных консультаций, о результатах рассмотрения замечаний и предложений, содержащихся в отзыве, направленных на улучшение обсуждаемой редакции проекта акта, документы, подтверждающие урегулирование разногласий (письма участников публичных консультаций о согласии результатами рассмотрения замечаний и предложений, протоколы (выписки из протоколов) согласительных мероприятий).
21. По результатам рассмотрения поступивших предложений участников публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу:
1) в случае проведения ОРВ - принимает решение о подготовке проекта акта, доработке проекта акта либо об отказе введения предлагаемого правового регулирования;
2) в случае проведения экспертизы - принимает одно из следующих решений:
о внесении изменений в нормативный правовой акт;
о признании утратившим силу нормативного правового акта либо о принятии нового нормативного правового акта;
о сохранении действующего правового регулирования.
22. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу, обеспечивает размещение на портале проектов нормативных правовых актов не позднее 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций:
1) в случае проведения ОРВ - доработанного сводного отчета, проекта акта, сводки предложений и пояснительной записки;
2) в случае проведения экспертизы - доработанного сводного отчета, сводки предложений.
III. Рекомендации по заполнению формы уведомления о проведении публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта
23. В целях обоснования необходимости разработки проекта акта регулирующий орган при заполнении формы уведомления отражает информацию об:
оценке количества субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иных заинтересованных лиц, включая органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
описании новых обязательных требований для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменении содержания существующих обязательных требований, обязанностей, запретов и ограничений;
оценке расходов (доходов) субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с предлагаемым правовым регулированием.
Также указывается ID-номер проекта, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов (за исключением уведомления, размещаемого на портале проектов муниципальных нормативных правовых актов), и информация о возможности формирования отзыва посредством функционала портала проектов нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.