Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
города Лангепаса
от 17 июня 2024 г. N 937
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов города Лангепаса, (далее - Порядок), в целях методического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, а также экспертизы, принятых муниципальных нормативных правовых актов.
2. Методические рекомендации предназначены для использования регулирующим органом, органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, и уполномоченным органом при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов.
3. Процедура оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица).
Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры оценки регулирующего воздействия правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
В ходе проведения процедуры оценки регулирующего воздействия и представления ее результатов обеспечивается право заинтересованных лиц на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
Процедура экспертизы муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях оценки эффективности действующего способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий действующего способа правового регулирования, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Лангепас, посредством анализа правоприменительной практики.
4. Целью процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является повышение качества регулирования, обеспечение возможности учета мнений заинтересованных лиц и установление баланса интересов, как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, так и на стадии экспертизы действующего регулирования, посредством анализа последствий и эффектов регулирования и определения наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности варианта регулирования на основе сопоставления выгод и издержек участников правоотношений.
5. Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, установленных Порядком.
II. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
6. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, подлежат процедуре оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) при наличии в них следующих положений, устанавливающих или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами:
обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования);
обязанности для субъектов инвестиционной деятельности.
7. Согласование проектов муниципальных нормативных правовых актов уполномоченным органом на предмет необходимости проведения ОРВ в отношении проекта муниципального нормативного правового акта либо проекта муниципального нормативного правового акта, разрабатываемого в условиях внешнего санкционного давления, на предмет возможности проведения в отношении него ОРВ в специальном порядке, осуществляется в системе электронного документооборота "Дело" (далее - СЭД) в течение 3 рабочих дней со дня поступления специалисту уполномоченного органа:
в случае отсутствия необходимости проведения ОРВ в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в СЭД указывается информация следующего содержания: "Отсутствует необходимость проведения оценки регулирующего воздействия";
в случае необходимости проведения ОРВ в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в СЭД указывается информация следующего содержания: "Необходимо проведение оценки регулирующего воздействия";
в случае проведения процедуры ОРВ в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в СЭД указывается информация следующего содержания: "В отношении проекта муниципального нормативного правового акта проведена процедура оценки регулирующего воздействия. Проект получил положительное заключение от __ ______ года N _____________", либо "В отношении проекта муниципального нормативного правового акта проведена процедура оценки регулирующего воздействия. Проект получил отрицательное заключение от __ ______ года N _____________".
При наличии положительного заключения уполномоченного органа о результатах проведения ОРВ проект муниципального нормативного правового акта согласовывается. При наличии отрицательного заключения о результатах проведения ОРВ проект муниципального нормативного правового акта не согласовывается до устранения замечаний, указанных в отрицательном заключении о результатах проведения ОРВ.
При проведении ОРВ в специальном порядке в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в СЭД указывается информация следующего содержания:
при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта - "Проведена ОРВ проекта в специальном порядке. Проект содержит положения, вводящие обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, или способствующие их введению, положения, способствующие возникновению расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета муниципального образования. Необходимо проведение экспертизы муниципального нормативного правового акта по истечении 6 месяцев со дня его вступления в силу.";
при несогласовании проекта муниципального нормативного правового акта по причине отсутствия в нем (пояснительной записке к нему) информации о необходимости его разработки во исполнение решений коллегиального, совещательного и консультативного органа, созданного в целях повышения оперативности, осуществления общего руководства и координации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и иных органов по обеспечению устойчивого развития экономики муниципального образования в условиях внешнего санкционного давления, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики в условиях внешнего санкционного давления - "Необходимо проведение оценки регулирующего воздействия";
при несогласовании проекта муниципального нормативного правового акта по причине наличия обоснованных предложений (замечаний) уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта муниципального нормативного правого акта - "Проведена ОРВ проекта в специальном порядке. Имеются предложения (замечания), направленные на улучшение качества проекта. Проект возвращается для доработки и повторного направления на согласование.".
При этом предложения (замечания) уполномоченного органа приводятся на официальном бланке уполномоченного органа и прилагаются во вложении к визе.
8. В случае если проведение процедуры ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта не требуется, регулирующий орган в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта, направляемому на согласование в установленном порядке, приводит обоснования, по которым процедура ОРВ не проводится, следующего содержания:
"Проект не содержит положений:
устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы;
устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов инвестиционной деятельности.
9. Процедура ОРВ осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета города Лангепаса.
10. При проведении процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
11. Процедура ОРВ проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном регулирующим органом проекте муниципального нормативного правового акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие новые обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, новые обязанности для субъектов инвестиционной деятельности;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта не содержит положения, предусмотренные подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, однако подлежит ОРВ в соответствии с пунктом 6 настоящих Методических рекомендаций.
12. Степени регулирующего воздействия указываются при формировании сводного отчета о проведении ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта.
13. ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов не проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, административных регламентов предоставления (осуществления) муниципальных услуг (функций), а также проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы, регулирующих бюджетные правоотношения, а также проектов муниципальных нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
14. Специальный порядок проведения ОРВ применяется в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, разрабатываемых муниципальными образованиями во исполнение решений коллегиального, совещательного и консультативного органа, созданного в целях повышения оперативности, осуществления общего руководства и координации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и иных органов по обеспечению устойчивого развития экономики муниципального образования в условиях внешнего санкционного давления, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики в условиях внешнего санкционного давления.
III. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
15. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза, нормативный правовой акт) проводится в отношении нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе муниципальных нормативных актов, проходивших ОРВ, а также нормативных правовых актов разработанных во исполнение решений коллегиального, совещательного и консультативного органа, созданного в целях повышения оперативности, осуществления общего руководства и координации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и иных органов по обеспечению устойчивого развития экономики муниципального образования в условиях внешнего санкционного давления, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики в условиях внешнего санкционного давления, ОРВ которых проведена в специальном порядке, в целях выявления в них положений:
а) содержащих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) предусматривающих необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета муниципального образования.
16. Экспертиза осуществляется в соответствии с планом проведения экспертизы (далее - план), утверждаемым ежегодно не позднее 25 января текущего года распоряжением администрации города Лангепаса с учетом предложений структурных подразделений администрации города Лангепаса, осуществляющих экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, участников публичных консультаций.
17. Нормативные правовые акты включаются в план при наличии в них положений, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также сведений, полученных в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, или самостоятельно выявленных уполномоченным органом, указывающих, что положения нормативного правового акта:
создают условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, поскольку содержат избыточные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, запреты и ограничения для них;
предусматривают необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Лангепаса.
Также в план включаются нормативные правовые акты, разработанные в условиях внешнего санкционного давления, ОРВ которых, проведена в специальном порядке. Экспертиза указанных нормативных правовых актов осуществляется по истечении шести месяцев со дня их вступления в силу, за исключением нормативных правовых актов временного характера, срок действия которых составляет менее шести месяцев в соответствии с условиями, указанными в правовом акте, либо признанных утратившими силу до истечения указанного срока.
18. Уполномоченным органом обобщается, анализируется и оценивается практика проведения ОРВ для выявления нормативных правовых актов, в отношении которых необходимо проведение экспертизы.
Отбор нормативных правовых актов для включения в план проводится уполномоченным органом по следующим критериям:
а) принятие нормативного правового акта без учета замечаний, представленных в заключении об ОРВ;
б) общественная значимость проблемы, на решение которой направлено установленное правовое регулирование.
Предложения в проект плана могут собираться, в том числе, посредством:
а) направления запросов в организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) обсуждения вопросов, связанных с формированием проекта плана на круглых столах, экспертных и рабочих группах, советах и иных координационных и совещательных органах;
в) опросов заинтересованных лиц (групп заинтересованных лиц).
19. Количество нормативных правовых актов, включаемых в план, определяется уполномоченным органом, с учетом оценки необходимых трудозатрат и иных необходимых для реализации плана ресурсов, а также исходя из объективных возможностей участников процедур экспертизы.
20. Органы, осуществляющие экспертизу нормативных правовых актов, не позднее 1 декабря текущего года направляют в уполномоченный орган предложения в план.
21. Предложения должны содержать:
а) сведения о нормативном правовом акте, подлежащем экспертизе;
б) сроки проведения экспертизы (период проведения публичных консультаций;
в) информацию об инициаторе предложения для включения в план;
г) обоснование необходимости включения нормативного правового акта в план.
22. При наличии соисполнителей по мероприятиям, указанным в нормативном правовом акте, экспертиза проводится ответственным исполнителем во взаимодействии с соисполнителями нормативного правового акта, при этом предложения о проведении экспертизы и сводный отчет о результатах проведения экспертизы формируется и направляется в уполномоченный орган ответственным исполнителем нормативного правового акта.
23. Уполномоченный орган не позднее 10 декабря текущего года размещает проект плана (приложение N 10 к настоящим методическим рекомендациям) на портале проектов нормативных правовых актов и указывает сроки его обсуждения, которые не могут быть менее 20 рабочих дней, также информирует о начале обсуждения проекта плана органы, осуществляющие экспертизу, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иных заинтересованных лиц.
24. Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта плана, составляет свод предложений в план (приложение N 11 к настоящим методическим рекомендациям) с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения.
25. Утвержденный план, а также свод предложений в план, размещаются уполномоченным органом на портале проектов нормативных правовых актов в течение 3 рабочих дней со дня утверждения плана.
26. Внесение изменений в план осуществляется не чаще, чем 1 раз в квартал, по решению уполномоченного органа, при наличии оснований, указанных пункте 17 настоящих Методических рекомендаций, выявленных уполномоченным органом, органами, осуществляющими экспертизу нормативных актов, или участниками публичных консультаций.
Органы, осуществляющие экспертизу, направляют в уполномоченный орган предложения о внесении изменений в план при наличии оснований, предусмотренных абзацем 4 пункта 17 Методических рекомендаций, не позднее 5 рабочих дней со дня вступления муниципального нормативного правового акта в силу.
Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений в план уполномоченный орган размещает актуальный план на портале проектов нормативных правовых актов, и информирует об изменениях в плане заинтересованный орган, осуществляющий экспертизу.
27. Орган, осуществляющий экспертизу, в сроки, установленные планом, проводит экспертизу нормативных правовых актов и процедуры, предусмотренные Порядком и настоящими Методическими рекомендациями, на предмет выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Срок проведения экспертизы не может превышать трех месяцев со дня размещения муниципального нормативного правового акта на портале проектов нормативных правовых актов. При необходимости, по согласованию с уполномоченным органом срок проведения экспертизы может быть продлен на срок, не превышающий одного месяца.
В целях согласования продления срока проведения экспертизы орган, осуществляющий экспертизу, информирует уполномоченный орган о невозможности завершения экспертизы в срок, установленный абзацем 1 настоящего пункта, с мотивированным пояснением причин.
IV. Подготовка заключения об ОРВ (экспертизе)
28. После получения от регулирующего органа (органа, осуществляющего экспертизу) документов, указанных в пунктах 35, 59 Порядка, уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней подготавливается заключение об ОРВ или об экспертизе (приложения N 4, 5 к настоящим Методическим рекомендациям).
После получения документов для подготовки заключения об ОРВ (экспертизе) уполномоченный орган осуществляет проверку полноты и комплектности представленных документов, полноты и качества заполнения сводного отчета о результатах ОРВ (экспертизы) (далее - сводный отчет) в соответствии с пунктами 25 - 27 Порядка, оценку соответствия процедур, проведенных регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) Порядку.
Уполномоченный орган вправе возвратить представленные документы без заключения об ОРВ (экспертизе) в течение 5 рабочих дней с даты их поступления, если уполномоченным органом сделан вывод о несоблюдении регулирующим органом требований Порядка, в том числе неполного представления документов, несоответствия сводного отчета критериям качества его заполнения, установленным разделом V и VI Методических рекомендаций.
После установления соответствия проведенной регулирующим органом (органом власти, осуществляющим экспертизу) ОРВ (экспертизы) требованиям Порядка, уполномоченный орган осуществляет подготовку заключение об ОРВ (экспертизе).
При подготовке заключения об ОРВ (экспертизе) уполномоченный орган:
оценивает соответствие процедур, проведенных регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу), требованиям Порядка;
оценивает обоснованность и соразмерность решения проблемы предлагаемым (установленным) способом правового регулирования;
рассматривает проект муниципального нормативного правового акта (нормативный правовой акт) на предмет наличия (отсутствия) в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального образования;
проект муниципального нормативного правового акта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования, дополнительно рассматривает на предмет оценки соответствия положениям о сроках действия муниципального нормативного правового акта и принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенным Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ);
оценивает качество подготовки сводного отчета, в том числе на предмет обоснованности содержащихся в сводном отчете выводов, а также учета позиций участников публичных консультаций, сводки предложений, пояснительной записки к проекту муниципального нормативного правового акта;
проводит дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о существовании проблемы или о возможных способах ее решения, в том числе формирует уведомление о проведении дополнительных публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта, опросный лист для размещения (приложения N 8, 9) к настоящим методическим рекомендациям.
29. В случае соответствия проведенной регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) ОРВ (экспертизы) требованиям Порядка и отсутствия замечаний к проекту муниципального нормативного правового акта (нормативному правовому акту), к качеству подготовки сводного отчета, сводки предложений и пояснительной записки уполномоченный орган направляет ему заключение об ОРВ (экспертизе) без замечаний.
30. В случае несоответствия проведенной регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) ОРВ (экспертизы) требованиям Порядка, наличия замечаний к проекту муниципального нормативного правового акта, в том числе о несоответствии проекта муниципального нормативного правового акта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования, положениям о сроках действия муниципального нормативного правового акта и принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенным Законом N 247-ФЗ, нормативному правовому акту, к качеству подготовки сводного отчета, сводки предложений и пояснительной записки к проекту муниципального нормативного правового акта уполномоченный орган дает отрицательное заключение об ОРВ (экспертизе), в котором отражается вывод о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных Порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган документов, предусмотренных Порядком.
Выявленные в проекте нормативного правового акта (нормативном правовом акте) положения, вводящие (содержащие) избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов (предусматривающие необоснованные расходы) указанных субъектов и бюджета муниципального образования, положения, редакция которых может повлечь неоднозначную практику правоприменения, перечисляются в заключении об ОРВ (экспертизе).
Также в заключении об ОРВ указываются рекомендации об отмене (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
Кроме того, в заключении об ОРВ (экспертизе) указывается мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого регулирующим органом варианта правового регулирования, либо действующего правового регулирования, поступившие предложения и (или) замечания от участников публичных консультаций.
В случае получения по итогам публичных консультаций менее двух замечаний или предложений их участников, направленных на совершенствование правового регулирования в рассматриваемой сфере, на исключение из проекта муниципального нормативного правового акта (нормативного правового акта) положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального образования либо содержащих информацию о концептуальном одобрении текущей редакции проекта муниципального нормативного правового акта (нормативного правового акта), в заключении об ОРВ (экспертизе) указывается, что публичные консультации были организованы некачественно, при этом уполномоченный орган возвращает проект муниципального нормативного правового акта (нормативный правовой акт) регулирующему органу (органу, осуществляющему экспертизу) для проведения дополнительных публичных консультаций.
В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта муниципального нормативного правового акта (нормативного правового акта), они также включаются в заключение об ОРВ (экспертизе).
Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого (действующего) правового регулирования, отраженные в сводке предложений, поступившие по результатам проведения публичных консультаций, опыт решения аналогичных проблем в автономном округе, других субъектах Российской Федерации, в соответствующих сферах деятельности.
При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования (действующего правового регулирования) уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого (действующего) правового регулирования и динамики их численности;
адекватность определения целей предлагаемого (действующего) правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого (действующего) правового регулирования;
верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого (действующего) правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого (действующего) правового регулирования и бюджета муниципального образования, связанных с введением предлагаемого правового регулирования или действующим правовым регулированием;
степень выявления регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) всех возможных рисков предлагаемого (действующего) правового регулирования.
31. Заключение об ОРВ (экспертизе) структурно включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
32. Во вводной части заключения указывается наименование проекта муниципального нормативного правового акта (нормативного правового акта) и его разработчика, приводятся краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ (экспертизы) мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения указываются основные положения предлагаемого (действующего) правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете, выводы регулирующего органа (органа, осуществляющего экспертизу) об обоснованности предлагаемого (действующего) правового регулирования и результаты публичных консультаций, в том числе дополнительных публичных консультаций, а также позицию относительно учета принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Законом N 247-ФЗ.
В мотивировочной части заключения указывается позиция уполномоченного органа относительно предлагаемого (действующего) правового регулирования и соблюдения регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) установленного порядка проведения процедуры ОРВ (экспертизы) с учетом положений Порядка и настоящих Методических рекомендаций.
В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, в том числе проведенных уполномоченным органом, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта муниципального нормативного правового акта (нормативного правового акта).
В заключительной части указываются выводы о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) установленного порядка проведения ОРВ (экспертизы) и о достаточности оснований для принятия решения, о введении предлагаемого регулирующим органом варианта правового регулирования (решения о сохранении действующего правового регулирования), о соблюдении или несоблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Законом N 247-ФЗ, о наличии (отсутствии) положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджета муниципального образования, в том числе, в случае если такие положения дублируют положения федеральных нормативных правовых актов.
33. Регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу) устраняет замечания, послужившие основанием для возвращения документов без подготовки заключения об ОРВ (экспертизе), устраняет замечания и учитывает выводы, указанные в заключении уполномоченного органа, при доработке проекта муниципального нормативного правового акта (нормативного правового акта) и сводного отчета. По итогам доработки регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу) повторно размещает доработанные документы на портале проектов нормативных правовых актов и направляет проект муниципального нормативного правового акта (нормативный правовой акт), пояснительную записку к проекту муниципального нормативного правового акта, сводный отчет и сводку предложений по результатам публичных консультаций, а также иные документы, предусмотренные Порядком в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ (экспертизе), который в течение не более 10 дней со дня их поступления подготавливает и направляет заключение об ОРВ (экспертизе) либо возвращает документы в срок и по основаниям, установленным Порядком.
34. Орган, осуществляющий экспертизу, при получении заключения, содержащего позицию уполномоченного органа относительно выявленных в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, принимает одно из решений, в соответствии с Порядком, о чем информирует уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
35. В случае если замечания, представленные уполномоченным органом в заключении об ОРВ (экспертизе), регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу) считает необоснованными, проводятся дополнительные согласительные процедуры в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляются протоколом.
Решение, принятое по результатам урегулирования разногласий, является обязательным для исполнения.
36. Заключение об ОРВ (экспертизе) подлежит опубликованию регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу) на портале проектов нормативных правовых актов не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
Заключение об ОРВ (экспертизе) является обязательным приложением к проекту муниципального нормативного правового акта.
37. Регулирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня официального опубликования муниципального нормативного правового акта размещает его на портале проектов нормативных правовых актов
V. Рекомендации по заполнению формы сводного отчета о результатах проведения ОРВ
38. Сводный отчет о результатах проведения ОРВ (далее - сводный отчет) (приложение N 2 к настоящим методическим рекомендациям) формируется регулирующим органом и в обязательном порядке подписывается его руководителем или заместителем руководителя перед размещением на портале проектов нормативных правовых актов.
К моменту размещения сводного отчета на портале проектов нормативных правовых актов для проведения публичных консультаций регулирующим органом должны быть заполнены все разделы сводного отчета, за исключением сведений о количестве замечаний и предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта (указанные сведения вносятся после завершения публичных консультаций).
Заполнение разделов сводного отчета осуществляется в соответствии со степенью регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта.
39. В сводном отчете приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
40. Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету в полном объеме.
41. В разделе 1 сводного отчета должны быть указаны сведения о разработчике проекта муниципального нормативного правового акта, вид и наименование проекта муниципального нормативного правового акта, краткое описание содержания предлагаемого правового регулирования, основание для разработки проекта муниципального нормативного правового акта, а также контактная информация исполнителей разработчика.
Если основанием для разработки проекта муниципального нормативного правового акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в сводном отчете со ссылкой на статьи и пункты соответствующего нормативного правового акта.
В случае если разработка проекта муниципального нормативного правового акта производится по инициативе регулирующего органа, это также указывается в сводном отчете.
42. В разделе 2 сводного отчета указывается информация о степени регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта. При этом разработчик представляет пояснения, по каким основаниям, проект муниципального нормативного правового акта отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия. Также проводится анализ регулируемых проектом муниципального нормативного правового акта отношений, обуславливающих необходимость проведения ОРВ.
43. Для проектов муниципальных нормативных правовых актов с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта муниципального нормативного правового акта, которые устанавливают ранее не предусмотренные действующим законодательством обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их установлению и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных действующим законодательством расходов (включая дополнительные временные затраты на исполнение вновь вводимых требований) указанных лиц в данной сфере.
44. Для проектов муниципальных нормативных правовых актов, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, приводится краткое описание предусмотренных действующим законодательством, изменяемых проектом муниципального нормативного правового акта, обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) положений проекта муниципального нормативного правового акта, способствующих изменению существующих расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, со ссылкой на соответствующие положения действующих муниципальных нормативных правовых актов.
45. Для проектов муниципальных нормативных правовых актов, имеющих низкую степень регулирующего воздействия, приводится информация о реквизитах заключений об экспертизе муниципального нормативного правового акта, заключений, подготавливаемых согласно Порядку установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, о реквизитах и структурных единицах нормативных правовых актов Российской Федерации, автономного округа, муниципального образования затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в соответствии, с которыми на разработчика проекта муниципального нормативного правового акта возлагается обязанность по разработке нормативного правового акта либо внесению изменений в муниципальный нормативный правовой акт.
46. В разделе 3 сводного отчета формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
47. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы, в том числе следующие источники информации:
обращения участников общественных отношений в органы местного самоуправления муниципального образования, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
данные органов муниципального контроля, статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба бюджету муниципального образования);
данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
48. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в разделе 3 сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы (пункт 3.2 раздела 3 сводного отчета), которые могут проявляться в следующем:
наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе бюджету муниципального образования (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других административно-территориальных единицах, а также анализа обращений граждан и организаций);
недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
49. В пункте 3.3 раздела 3 сводного отчета приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени, и предпринимались меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда были предприняты, а также какой был результат и почему предпринятые меры не привели к достижению поставленной цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов, в том числе бюджетных, затраченных ранее на решение данной проблемы.
50. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства государства) разработчику в пункте 3.4 раздела 3 сводного отчета необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
51. В пункте 3.6 раздела 3 сводного отчета приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
52. В разделе 4 сводного отчета разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в автономном округе, других субъектах Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
При анализе опыта регулирования в других административно-территориальных единицах необходимо обращать внимание на соотносимость экономических, географических и социальных условий, поскольку решение идентичных проблем одним и тем же способом может привести к различным результатам в силу различий в указанных условиях.
53. В разделе 5 сводного отчета в качестве цели регулирования указывается решение проблемы или ее части либо устранение негативного эффекта проблемы.
При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанное описание необходимо для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, описанной в разделе 3 сводного отчета, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
54. Указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам (Российской Федерации, автономного округа, муниципального образования) (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
В случае отсутствия информации о программных документах в сводном отчете следует прямо указать об этом.
Также для проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования проводится оценка соответствия принципам, установленным Законом N 247-ФЗ.
55. В разделе 6 сводного отчета в процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также опыт субъектов Российской Федерации, предложения участников публичных консультаций, возможность отказа от любого вмешательства.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета муниципального образования.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
56. При заполнении раздела 6 сводного отчета разработчику необходимо описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом разработчику необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия.
Раздел 6.1 сводного отчета заполняется для проектов нормативных правовых актов, указанных в пунктах 2.3.3, 2.3.4 сводного отчета.
При этом разработчику необходимо провести сравнительный анализ проекта муниципального нормативного правового акта с нормативным правовым актом Российской Федерации, автономного округа, в соответствии с которым в проект муниципального нормативного правового акта внесены положения, входящие в предметную область ОРВ, либо привести информацию о наличии рекомендаций о внесении таких положений в соответствии с заключениями, указанными в пункта 2.3.3, 2.3.4 сводного отчета.
57. В разделе 7 сводного отчета разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (в отношении которых устанавливаются (изменяются) обязательные требования, обязанности, права, запреты или ограничения).
В качестве участников отношений, интересы которых будут затронуты правовым регулированием, могут быть указаны хозяйствующие субъекты (группы хозяйствующих субъектов), органы местного самоуправления.
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с раскрытием методов их получения.
В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект муниципального нормативного правового акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в муниципальном образовании.
58. В разделе 8 сводного отчета разработчику необходимо отразить все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, указанных в разделе 7 сводного отчета, которые вводятся или изменяются проектом муниципального нормативного правового акта.
Разработчику также необходимо указать, каким органом местного самоуправления данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
59. Если проектом муниципального нормативного правового акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых или отмена существующих функций) органов местного самоуправления, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам местного самоуправления, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
При отмене существующих функций разработчику следует рассчитать возможные поступления в бюджет муниципального образования.
60. В разделе 8 указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов местного самоуправления. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
61. В разделе 9 сводного отчета разработчиком дается оценка расходов бюджета муниципального образования, оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления, указанных в разделе 7 сводного отчета.
Оценка расходов и возможных поступлений приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов бюджета муниципального образования.
62. В пункте 9.9 раздела 9 сводного отчета приводятся иные имеющиеся сведения о расходах (возможных поступлениях) бюджета муниципального образования. В частности, в данном пункте рекомендуется указывать соотношение расходов и возможных поступлений в течение периода действия муниципального нормативного правового акта (в случае, если потоки указанных расходов и поступлений неравномерны во времени).
63. В разделе 10 сводного отчета разработчиком приводятся новые преимущества, а также новые или изменяемые ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в отношении каждой из групп субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, указанных в разделе 7 сводного отчета.
Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения обязательных требований, запретов и ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим муниципальным нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
64. В разделе 10 сводного отчета разработчиком также указывается оценка влияния проекта муниципального нормативного правового акта на совокупный уровень доходов и расходов участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых регулированием, выделенных в разделе 7 сводного отчета. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития.
Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
К наиболее распространенным видам затрат относятся:
- приобретение, установка и обслуживание оборудования;
- приобретение товаров, расходных материалов для выполнения требования;
- вовлечение дополнительного персонала;
- заказ услуг, в том числе специфических (например, курсы повышение квалификации персонала и т.п.);
- затраты на оплату госпошлины, иной платы за представление государственных (муниципальных) и иных необходимых услуг;
- затраты на представление документов, сведений, и их копий;
- формирование, хранение, размещение информации, в том числе необходимой для представления по запросы органов власти, органов местного самоуправления, уполномоченных организаций.
К наиболее распространенным видам выгод (преимуществ) относятся:
- государственная (муниципальная) поддержка субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (в том числе финансовая, имущественная, информационная и иные формы поддержки, преференций);
- сокращение расходов;
- сокращение трудовых затрат.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц, социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
65. В разделе 11 сводного отчета в целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта муниципального нормативного правового акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке сводного отчета разработчиком производится:
оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
66. При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
66.1. Риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект муниципального нормативного правового акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других регионах (муниципальных образованиях), "пилотное" внедрение проекта муниципального нормативного правового акта, правовой эксперимент.
66.2. Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, а также положениями международных договоров, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта.
66.3. Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами (органами местного самоуправления) и обществом.
66.4. Риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как органами местного самоуправления, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения муниципальных служащих и представителей хозяйствующих субъектов.
66.5. Риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления, разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
67. При анализе рисков негативных последствий от внедрения проекта муниципального нормативного правового акта разработчиком должны приниматься во внимание, в том числе следующие виды рисков:
риски для инвестиционного климата, связанные, в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные, прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию), производственные (влияние на развитие техники и технологий), последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
68. В разделе 12 сводного отчета разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели, а также способ их расчета и источники получения информации.
В случае если показатель не представляется возможным рассчитать, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
В данном разделе сводного отчета также указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
- разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
- создание информационных ресурсов, баз данных;
- обучение сотрудников органов местного самоуправления, иных участников отношений;
- мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
69. В разделе 13 сводного отчета разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта муниципального нормативного правового акта, информация о необходимости (отсутствии необходимости) и сроках установления переходных положений (переходного периода), эксперимента, а также внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и сроках разработки соответствующих проектов муниципальных нормативных правовых актов.
Если отдельные положения проекта муниципального нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если проектом муниципального нормативного правового акта установлен переходный период, приводится обоснование необходимости такого переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
В отношении проекта муниципального нормативного правового акта может быть предусмотрена необходимость проведения правового эксперимента. Такая необходимость может возникнуть в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования, дальнейшей корректировки тех или иных предписаний, предотвращения нормотворческих ошибок и нейтрализации возможных негативных последствий регулирования.
70. Сводный отчет для проектов муниципальных нормативных правовых актов с высокой и средней степенью регулирующего воздействия должен содержать сведения, предусмотренные разделами 1 - 13 сводного отчета.
71. Сводный отчет для проектов муниципальных нормативных правовых актов с низкой степенью регулирующего воздействия должен содержать сведения, предусмотренные разделами 1 - 3, 5 - 7, 11, 13 сводного отчета.
VI. Рекомендации по заполнению формы сводного отчета о результатах проведения экспертизы нормативного правового акта
72. В целях организации публичных консультаций по нормативному правовому акту орган, осуществляющий экспертизу, готовит сводный отчет о результатах проведения экспертизы нормативного правового акта (далее - сводный отчет о результатах проведения экспертизы) (приложение N 3) к настоящим методическим рекомендациям.
Сводный отчет о результатах проведения экспертизы в обязательном порядке подписывается руководителем органа, осуществляющего экспертизу, или заместителем руководителя перед размещением на портале проектов нормативных правовых актов.
К моменту размещения сводного отчета о результатах проведения экспертизы на портале проектов нормативных правовых актов для проведения публичных консультаций органом, осуществляющим экспертизу, должны быть заполнены все разделы сводного отчета о результатах проведения экспертизы, за исключением сведений о количестве замечаний и предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту (указанные сведения вносятся после завершения публичных консультаций).
При заполнении формы сводного отчета о результатах проведения экспертизы нормативного правового акта орган, осуществляющий экспертизу, учитывает рекомендации по заполнению соответствующих разделов сводного отчета, приведенные в разделе V Методических рекомендаций.
Также при заполнении формы сводного отчета о результатах проведения экспертизы:
72.1. В разделе 8 "Оценка фактических положительных и отрицательных последствий установленного регулирования" приводится перечень выявленных в ходе экспертизы нормативного правового акта положительных и отрицательных последствий регулирования.
Должны быть учтены как последствия, связанные с преодолением негативных эффектов от существования проблем, так и иные последствия.
Для каждого последствия установленного регулирования приводятся группы заинтересованных лиц, для которых они являются значимыми. Описание групп должно совпадать с описанием групп в разделе 4 отчета.
Необходимо привести количественные оценки как положительных, так и отрицательных последствий.
72.2. В разделе 9 "Результаты экспертизы нормативного правового акта" указываются выводы органа власти, осуществляющего экспертизу, о наличии (отсутствии) в нормативном правовом акте положений, содержащих избыточные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной, деятельности, запреты и ограничения для них, а также положений, предусматривающих необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета муниципального образования.
Также приводятся предложения (информация об отсутствии предложений) об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, об изменениях, которые предлагается внести в иные нормативные правовые акты для достижения поставленных целей регулирования с указанием сроков подготовки проектов нормативных правовых актов.
Выводы и предложения должны быть аргументированными и основываться на материалах отчета.
73. При подготовке сводного отчета органом, осуществляющим экспертизу, обеспечивается представление информации, необходимой для подготовки заключения уполномоченным органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.