Решение Приморского краевого суда от 25 апреля 2024 г. по делу N 3а-45/2024
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Кулага Л.В.,
с участием прокурора Химич В.В.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "СИ-ТИ" - Струковой Л.А.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Правительства Приморского края - Ким С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИ-ТИ" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: Правительство Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация города <адрес> об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100(1939) - 30 декабря 2021 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 19 февраля 2024 года N 64-ри.
В Перечень на 2022 год включены: объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41 (пункт 3521) и объект недвижимости с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41 (пункт 6561).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 года (далее - Перечень на 2023 год).
Данное распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30 декабря 2022 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1(2041) - 10 января 2023 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 19 февраля 2024 года N 67-ри.
В Перечень на 2023 год включены: объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41 (пункт 04000) и объект недвижимости с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41 (пункт 07174).
Общество с ограниченной ответственностью "СИ-ТИ" (далее - ООО "СИ-ТИ") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что оно является собственником объектов недвижимости: нежилого здания базы с кадастровым номером N, площадью 3 366,6 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, и нежилого здания склада с кадастровым номером ..., площадью ... кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41. Указанные объекты недвижимости включены в Перечень на 2022 год (пункты 3521, 6561) и Перечень на 2023 год (пункты 04000, 07174). Административный истец с включением принадлежащих ему на праве собственности зданий в указанные Перечни объектов недвижимого имущества не согласен. Полагает, что принадлежащие ему объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости. Включение указанных зданий в Перечень на 2022 год и Перечень на 2023 год нарушает права и законные интересы административного истца, так как возникает обязанность по уплате налога на имущество организации в повышенном размере.
Просит:
признать пункты 3521, 6561 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения;
признать пункты 04000, 07174 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения;
взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края расходы по уплате государственной пошлины в размере ....
До рассмотрения административного дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города <адрес>.
Определением Приморского краевого суда от 24 апреля 2024 года производство по административному делу в части признания недействующими пунктов 04000, 07174 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения, прекращено, в связи с тем, что в нормативный правовой акт в оспариваемой части внесены изменения и данный нормативный правовой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца ООО "СИ-ТИ".
В судебное заседание представители заинтересованных лиц министерства промышленности и торговли Приморского края, министерства экономического развития Приморского края, администрации города <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством промышленности и торговли Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что при формировании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, использовалась информация, предоставленная муниципальными образованиями Приморского края, собственниками объектов недвижимого имущества, которая в дальнейшем обрабатывалась сотрудниками министерства промышленности и торговли Приморского края. Министерством промышленности и торговли Приморского края ежегодно направляются запросы главам муниципальных образований Приморского края в целях формирования Перечня торговых объектов на очередной налоговый период на подведомственной им территории. Указали, что сведения о спорных объектах недвижимости не подавались министерством промышленности и торговли Приморского края в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края для включения в Перечни на 2022 и 2023 годы. Информация о вышеуказанных спорных объектах, для включения в Перечень на 2022 год и Перечень на 2023 год от администрации города <адрес> в министерство промышленности и торговли Приморского края не поступала.
В соответствии со статьёй 150 частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ),административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "СИ-ТИ" - Струкова Л.А. уточнила административные исковые требования, просила признать пункты 3521, 6561 Перечня на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения; взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края расходы по уплате государственной пошлины в размере .... Считает, что основания для включения зданий с кадастровыми номерами N, ... в Перечень на 2022 годы отсутствовали.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Правительства Приморского края - Ким С.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па) министерство имущественных и земельных отношений Приморского является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края по формированию и утверждению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В силу пунктов 4, 6 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па Перечень формируется и утверждается министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в отношении офисных объектов на основании информации, представленной органами местного самоуправления Приморского края. Спорные объекты недвижимости включены в Перечень на 2022 год на основании информации представленной администрацией города <адрес> от 23 сентября 2021 года исх. N 12134д/30. Мероприятия по определению вида фактического использования в отношении указанных объектов недвижимости на момент утверждения Перечня на 2022 год, а также в 2022 году не проводились. Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:343, на котором расположены данные объекты недвижимости, "объекты складского назначения; здания с помещениями офисного и служебного назначения". Указали, что поскольку вид разрешённого использования земельного участка предусматривает размещение офисов, то объекты относятся к административно-деловым, в связи с чем, относятся к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри принято и опубликовано в установленном законом порядке.
Выслушав представителя административного истца ООО "СИ-ТИ" - Струкову Л.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Правительства Приморского края Ким С.В., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Химич В.В., полагавшей, что имеются основания для признания недействующими пунктов 3521, 6561 Перечня на 2022 год, со дня принятия указанного распоряжения органом его утвердившим, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (в редакции постановления Правительства Приморского края от 3 февраля 2021 года N 41-пп), министерство имущественных и земельных отношений Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела ООО "СИ-ТИ" является собственником объектов недвижимости: здания базы, площадью 3 366,6 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 27 ноября 2014 года сделана запись регистрации N N и здания склада, площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 27 ноября 2014 года сделана запись регистрации N N
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100 (1939) - 30 декабря 2021 года.
В пункт 3521 Перечня на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, принадлежащий ООО "СИ-ТИ" на праве собственности.
В пункт 6561 Перечня на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, принадлежащий ООО "СИ-ТИ" на праве собственности.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введению в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Административный истец ООО "СИ-ТИ" вправе обжаловать указанный нормативный правовой акт, поскольку размер налоговых платежей на принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости рассчитывается из кадастровой стоимости этих объектов недвижимости, возлагая на него как на плательщика налога обязанность по уплате налога на имущество организаций за 2022 год по ставке налога как за объекты недвижимости, включенные в Перечень в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 12 ноября 2021 года) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 5 марта 2024 года, выданной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Приморскому краю, принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 3 366,6 кв. м, количество этажей: 2, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, является зданием, имеет наименование: "здание базы", назначение: "нежилое", сведения о виде разрешённого использования отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 5 марта 2024 года, выданной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Приморскому краю, принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером ..., площадью ... кв. м, количество этажей: 2, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, является зданием, имеет наименование: "склад", назначение: "нежилое", сведения о виде разрешённого использования отсутствуют.
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, ..., расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:343, площадью 7 940 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: "объекты складского назначения; здания с помещениями офисного и служебного назначения", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41.
Из технического паспорта, составленного отделением по г. <адрес> филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 30 марта 2007 года, на здание Склад Лит. А (инвентарный N 05:401:002:000199200:0001), расположенное по адресу: г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, следует, что объект недвижимости имеет назначение "склад", используется по назначению.
Из поэтажного плана здания Склад Лит. А следует, что здание состоит из двух этажей, в здании расположены помещения:
цокольный этаж: "склад", "подсобное", "бытовка", "бытовка", "подсобное", "холодильная камера", "холодильная камера", "холодильная камера", "компрессорная", "щитовая", "склад", "коридор", "душевая", "мастерская", "бытовка", подсобное", "щитовая", "склад", "склад", "холодильная камера", "коридор", "тепловой узел", "тепловой узел", "кабинет", "коридор", "склад", "склад", "торговый зал", "склад", "склад", "склад", "склад", "склад", "коридор";
первый этаж: "кабинет", "коридор", "кабинет", "кабинет", "кабинет", "кабинет", "лифт", "кабинет", "склад", "кабинет", "склад", "бытовка", "подсобное", "склад", "склад", "туалет", "туалет", "душ", "бойлерная", "подсобное", "коридор", "умывальная", "кабинет", "кабинет", "кабинет", "коридор", "коридор", "бытовка, "коридор", "кабинет", "кабинет", "кабинет", "склад", "склад", "склад", "коридор", "склад", "подсобное", "коридор", "склад".
Из технического паспорта, составленного отделением по г. <адрес> филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 30 марта 2007 года, на здание Склада Лит Б, Б1, Б2, Б3 (инвентарный N 05:401:002:000199200:0002), расположенное по адресу: г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 41, следует, что объект недвижимости имеет назначение "склад", используется по назначению.
Из поэтажного плана здания Склада Лит Б, Б1, Б2, Б3 следует, что здание состоит из двух этажей, в здании расположены помещения:
первый этаж: "склад", "склад", "кабинет", "проходная", "проходная", "подсобное", "подсобное", "подсобное", "подсобное", "коридор", "подсобное", "подсобное", "подсобное", "подсобное", "кабинет", "кабинет";
второй этаж: "кабинет", "коридор", "подсобное".
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что до утверждения Перечня на 2022 год мероприятий по определению вида фактического использования указанных объектов недвижимости не проводилось, объекты включены в Перечень на основании информации, предоставленной администрацией города <адрес>, как административно-деловые центры. При этом административным ответчиком учтено, что здания с кадастровыми номерами N, ..., расположены на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040009:343, с видом разрешённого использования "объекты складского назначения; здания с помещениями офисного и служебного назначения".
Вместе с тем такой вид разрешенного использования как "объекты складского назначения; здания с помещениями офисного и служебного назначения", однозначно не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Исходя из технических паспортов с поэтажной экспликацией на Здание базы и Склад, в них отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать данные здания административно-деловым центром в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку сами здания не имеют в своём составе помещений с наименованием (назначением) "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование".
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в технических паспортах не определены, следовательно, исходя только из наименований помещений в технических паспортах на спорные здания как "кабинет", нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Из представленных административным истцом договоров аренды недвижимого имущества, от 17 декабря 2021 года N 01-12/2021, от 20 декабря 2021 года N 02-12/2021, заключённых между ООО "СИ-ТИ" ("Арендатор") и ООО "Харвест Тайм", ИП Цукановой Г.С. ("Арендатор"), соответственно, следует, что Арендодатель предаёт в аренду Арендатору, недвижимое имущество (его часть) в здании базы общей площадью 3 366,60 кв. м, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, 41, площадью 1 536 кв. м (на первом этаже) и 775 кв. м (в цокольном этаже) соответственно. Вышеуказанные помещения должны использоваться Арендаторами в целях: складское и ответственное хранение.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 20 января 2022 года N 02-01/2022, заключённому между ООО "СИ-ТИ" ("Арендодатель") и ИП Воткиным Е.А. ("Арендатор"), Арендатор предаёт за плату, а Арендодатель принимает во временное пользование, недвижимое имущество (его часть) в здании-складе с пристройкой площадью ... кв. м (лит Б, Б1), расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, 41. Имущество должно использоваться Арендатором в целях: складское хранение.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 27 сентября 2022 года N 05-09/2022, заключённому между ООО "СИ-ТИ" ("Арендодатель") и ИП Залетиным ("Арендатор"), Арендатор предаёт за плату, а Арендодатель принимает во временное пользование, недвижимое имущество (его часть) в здании-склад с пристройкой площадью ... кв. м (лит Б, Б1), расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, 41. Имущество должно использоваться Арендатором в целях: складские помещения.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные объекты недвижимости имеют коммерческие офисы либо торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, не представлено.
При таких обстоятельствах для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, ... в Перечень на 2022 год уполномоченному органу необходимо было определять вид их фактического использования.
Суд также отмечает, что в последующем краевым государственным казённым учреждением "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" по заявлению собственника было проведено обследование указанных зданий и составлены: Акт обследования Здания базы с кадастровым номером N от 25 декабря 2023 года и Акт обследования Склада с кадастровым номером ... от 25 декабря 2023 года. В результате осмотров выявлено, что часть объекта недвижимости с кадастровым номером N используется для размещения офисов, часть вспомогательные, часть помещений используется для иных видов фактического использования, доля нежилых помещений, используемая для размещения офиса, составляет 3,32% от общей площади объекта; часть объекта недвижимости с кадастровым номером ... используется для размещения офисов, часть вспомогательные, часть помещений используется для иных видов фактического использования, доля нежилых помещений, используемая для размещения офиса, составляет 12,37% от общей площади объекта.
В связи с проведённым обследованием указанных объектов недвижимости распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 19 февраля 2024 года N 67-ри "О внесении изменения в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" они были исключены из Перечня на 2023 год.
При установленных обстоятельствах, а также предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорные здания не подлежали включению в оспариваемый Перечень.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения путём осмотра объекта недвижимости ошибочна, основана на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка (в редакции от 3 февраля 2021 года) мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - мероприятия по определению вида фактического использования), осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - организация).
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Комиссия).
Согласно пункту 1.4 Порядка, решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - уполномоченный орган) с учётом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что пункты 3521, 6561 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением уточненных административных исковых требований в пользу ООО "СИ-ТИ" с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., уплата которой административным истцом подтверждается платёжным поручением N 768 от 6 февраля 2024 года.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СИ-ТИ" - удовлетворить.
Пункты 3521, 6561 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "СИ-ТИ" расходы по уплате государственной пошлины в размере ....
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Приморского края разместить сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 25 апреля 2024 г. по делу N 3а-45/2024 О признании недействующими пунктов 3521, 6561 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденная распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27.12.2021 N 742-ри
Опубликование:
-