Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
муниципального района "Ижемский"
от 8 февраля 2024 г. N 93
Положение
о порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Настоящее Положение о порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях администрации муниципального района "Ижемский" (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 353.1. Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Коми от 2 ноября 2018 г. N 87-РЗ "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях администрации муниципального района "Ижемский" (далее - ведомственный контроль).
1.2. Понятия, термины и сокращения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Законом Республики Коми от 2 ноября 2018 г. N 87-РЗ "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Уполномоченным органом, осуществляющим ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных администрации муниципального района "Ижемский" муниципальных учреждениях является администрация муниципального района "Ижемский" (далее - уполномоченный орган).
1.3. Мероприятия по ведомственному контролю осуществляются должностными лицами, уполномоченными главой муниципального района - руководителем администрации на осуществление ведомственного контроля (далее - уполномоченные должностные лица).
1.3.1. В целях осуществления ведомственного контроля главой муниципального района - руководителем администрации может быть принято одно из следующих решений:
- о формировании рабочей группы по осуществлению ведомственного контроля (рабочая группа);
- об определении должностных лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля.
В случае принятия решения об образовании рабочей группы глава муниципального района - руководитель администрации назначает ответственного за организацию работы по ведомственному контролю.
В случае принятия решения об определении уполномоченного должностного лица или уполномоченных должностных лиц на осуществление ведомственного контроля указанное должностное(ые) лицо(а) также является ответственным за организацию работы по ведомственному контролю.
1.4. Задачами осуществления ведомственного контроля являются:
1.4.1. Обеспечение соблюдения трудового законодательства в подведомственных администрации муниципального района "Ижемский" муниципальных учреждениях (далее - подведомственные организации);
1.4.2. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в подведомственных организациях.
1.5. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения проверок соблюдения подведомственными организациями трудового законодательства, включая законодательство по охране труда, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.6. Проведение ведомственного контроля осуществляется по следующим направлениям:
- социальное партнерство в сфере труда;
- трудовой договор;
- рабочее время и время отдыха;
- оплата и нормирование труда;
- трудовой распорядок, дисциплина труда;
- квалификация работников, аттестация работников, профессиональные стандарты;
- охрана труда;
- специальная оценка условий труда работников;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- материальная ответственность сторон трудового договора;
- выполнение действующих коллективных договоров.
1.7. Примерный перечень правовых и локальных актов, документов, запрашиваемых при проведении мероприятий по контролю в подведомственных организациях, установлен в приложении N 1 к настоящему Положению. Указанный перечень не является исчерпывающим.
2. Виды ведомственного контроля и условия его осуществления
2.1. Ведомственный контроль в подведомственных организациях осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
2.2. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок.
2.3. Проверка проводится на основании распоряжения органа ведомственного контроля (приложение N 2 к настоящему Положению).
2.4. В распоряжении о проведении проверки указываются:
- наименование уполномоченного органа, осуществляющего ведомственный контроль в подведомственных организациях;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки;
- наименование подведомственной организации, в отношении которой проводится проверка;
- вид (плановая/внеплановая), предмет проверки и основания ее проведения;
- период времени, относительно которого осуществляется проверка;
- даты начала и окончания проведения проверки.
2.5. Срок проведения проверки не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней.
2.6. Руководитель или иное уполномоченное должностное лицо подведомственной организации обязаны предоставлять лицу (лицам), уполномоченному(ым) на проведение проверки, документы, связанные с предметом проверки, а также обеспечить доступ в используемые подведомственной организацией помещения и к оборудованию.
2.7. Лица, уполномоченные на проведение проверки, имеют право беспрепятственно посещать подведомственную организацию при проведении проверки.
2.8. При проведении проверки лица, уполномоченные на проведение проверки, не вправе:
1) требовать представления документов, если они не относятся к предмету проверки;
2) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, соответствующую государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Порядок организации и проведения плановой проверки
3.1. Предметом плановой проверки является соблюдение подведомственной организацией трудового законодательства в процессе осуществления деятельности.
3.2. Плановые проверки подведомственных организаций проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодного плана проведения плановых проверок (далее - ежегодный план), который разрабатывается и утверждается уполномоченным органом в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановой проверки.
3.3. Ежегодный план размещается на официальном сайте администрации в сети "Интернет" в течение 10 календарных дней со дня утверждения.
3.4. В ежегодных планах проведения плановых проверок подведомственных организаций указываются следующие сведения:
- наименование уполномоченного органа, осуществляющего плановые проверки;
- предмет плановой проверки и основания ее проведения;
- наименования и место нахождения подведомственных организаций, деятельность которых подлежит плановой проверке;
- дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
- проверяемый период.
3.5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение 3 (трех) лет со дня:
1) государственной регистрации подведомственной организации;
2) окончания проведения последней плановой проверки подведомственной организации.
3.6. Не допускается включение уполномоченным органом в ежегодный план плановой проверки подведомственной организации в случае, если в отношении нее предусмотрено проведение в соответствующем году плановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства.
3.7. О проведении плановой проверки подведомственная организация уведомляется уполномоченным органом не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя уполномоченного органа о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим достоверно установить его получение подведомственной организацией.
3.8. В случае необходимости внесения изменений в ранее утвержденный ежегодный план проверок в него вносятся изменения с указанием причин этого.
В течение 3 рабочих дней с даты утверждения внесенных изменений производится актуализация ежегодного плана проверок с учетом внесенных изменений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Внесение изменений в план проверок осуществляется не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала проверки подведомственной организации, в отношении которой вносятся изменения.
3.9. Проверки могут проводиться только тем должностным лицом (теми должностными лицами), которое указано (которые указаны) в распоряжении о проведении проверки.
3.10. Уполномоченное должностное лицо перед началом проведения проверки обязано предъявить руководителю или иному должностному лицу подведомственной организации служебное удостоверение либо иной документ, удостоверяющий личность.
В своей деятельности должностное лицо, уполномоченное на проведение мероприятий по контролю, руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
4. Порядок организации и проведения внеплановой проверки
4.1. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в уполномоченный орган:
1) обращения гражданина, работающего в подведомственной организации, о нарушении подведомственной организацией трудового законодательства;
2) обращение гражданина, работавшего в подведомственной организации, о нарушении подведомственной организацией трудового законодательства при условии, если это обращение направлено в уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней с даты расторжения трудового договора между гражданином и подведомственной организацией.
В случае если обращение гражданина направлено в уполномоченный орган по истечении 30 календарных дней с даты расторжения трудового договора между гражданином и подведомственной организацией, внеплановая проверка не проводится, о чем в течение 7 календарных дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину;
3) обращения органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми и иных организаций о фактах нарушения подведомственной организацией трудового законодательства;
4) истечение срока предоставления подведомственной организацией в уполномоченный орган отчета об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных при проведении проверки.
4.2. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в уполномоченный орган, а также обращения, не содержащие сведений о фактах нарушения подведомственной организацией трудового законодательства, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
4.3. О проведении внеплановой проверки подведомственная организация уведомляется уполномоченным органом не позднее 1 рабочего дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя уполномоченного органа о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим достоверно установить его получение подведомственной организацией.
5. Права и обязанности должностных лиц органа ведомственного контроля
5.1. Должностные лица органа ведомственного контроля вправе:
- посещать при выездной проверке объекты подведомственной организации в сопровождении руководителя или иных уполномоченных должностных лиц подведомственной организации;
- запрашивать у подведомственных организаций и получать от них документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и работников подведомственных организаций по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- знакомиться с документами, объяснениями, информацией, полученными при осуществлении мероприятий по ведомственному контролю.
5.2. Должностные лица органа ведомственного контроля обязаны:
- соблюдать федеральное законодательство и законодательство Республики Коми, права и законные интересы подведомственных организаций, проверка которых проводится;
- соблюдать настоящее Положение о порядке и условиях ведомственного контроля;
- проводить проверку на основании распоряжения руководителя органа ведомственного контроля;
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя органа ведомственного контроля о проведении выездной проверки;
- не препятствовать руководителю или иному уполномоченному должностному лицу подведомственной организации, а также иным должностным лицам подведомственной организации в соответствии с компетенцией присутствовать при проведении проверки;
- давать разъяснения, доказывать обоснованность своих действий по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- знакомить руководителя подведомственной организации или иное уполномоченное должностное лицо подведомственной организации с результатами проверки;
- соблюдать сроки проверки, установленные настоящим Положением.
5.3. Должностное лицо, ответственное за организацию работы, обеспечивает общую координацию и организацию работы по осуществлению ведомственного контроля, в том числе:
- осуществляет подготовку и обеспечивает согласование правовых актов, иных документов и материалов по организации мероприятий ведомственного контроля;
- готовит проект ежегодного плана проверок и представляет его на утверждение главе муниципального района - руководителю администрации, осуществляет контроль за его своевременным исполнением, организует и контролирует своевременность размещения ежегодного плана проверок, изменений ежегодного плана проверок на официальном сайте администрации;
- организует проведение проверок и осуществляет контроль за соблюдением сроков и порядка их проведения;
- ведет журнал учета проверок;
- обеспечивает своевременное формирование архива документов и материалов, относящихся к ведомственному контролю;
- информирует главу муниципального района - руководителя администрации о ходе мероприятий по ведомственному контролю, в том числе о выявленных в ходе проверок нарушениях, о непредставлении в сроки, установленные актом проверки, подведомственной организацией отчета об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, о предпринимаемых мерах по устранению таких нарушений;
- в случае принятия решения о привлечении к проведению проверок экспертов, экспертных организаций организует их участие;
- готовит проект ежегодного отчета об осуществлении ведомственного контроля;
- осуществляет информирование и консультирование участников мероприятий ведомственного контроля;
- выполняет иные обязанности по осуществлению ведомственного контроля.
6. Права и обязанности подведомственной организации при проведении проверки
6.1. Руководитель или иное должностное лицо подведомственной организации при проведении проверки вправе:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа ведомственного контроля, его должностных лиц информацию и разъяснения по предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц органа ведомственного контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ведомственного контроля при проведении проверки руководителю органа ведомственного контроля.
6.2. Руководитель или иное должностное лицо подведомственной организации при проведении проверки обязаны:
- соблюдать федеральное законодательство и законодательство Республики Коми;
- предоставлять должностным лицам органа ведомственного контроля документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки в сроки, установленные уполномоченным органом;
- не препятствовать действиям должностных лиц органа ведомственного контроля при проведении проверки;
- обеспечить доступ должностных лиц органа ведомственного контроля, проводящих выездную проверку по месту нахождения подведомственной организации, на территорию, в используемые подведомственной организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам.
В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственной организации проведению проверки уполномоченные лица администрации района обязаны составить акт об отказе в проведении проверки, либо о непредставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения ведомственного контроля.
7. Оформление результатов проверки
7.1. По результатам проведения проверки должностным лицом (лицами), уполномоченным(ми) на проведение проверки, составляется акт проверки в двух экземплярах по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
7.2. В акте проверки указываются:
1) дата составления акта проверки;
2) наименование уполномоченного органа;
3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки;
4) дата и номер распоряжения руководителя уполномоченного органа, на основании которого проведена проверка;
5) наименование проверяемой подведомственной организации, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного должностного лица подведомственной организации, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата начала и дата окончания проведения проверки;
7) проверяемый период;
8) выявленные нарушения трудового законодательства.
Если в ходе проверки нарушений трудового законодательства не выявлено, в акте проверки делается запись об их отсутствии;
9) меры, необходимые для устранения подведомственной организацией выявленных нарушений трудового законодательства;
10) срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства.
Срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства устанавливается исходя из характера нарушений и объема мер, необходимых для устранения подведомственной организацией выявленных нарушений трудового законодательства, и исчисляется со дня вручения руководителю или уполномоченному должностному лицу подведомственной организации акта проверки. Срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства не может составлять более 60 календарных дней;
11) срок представления подведомственной организацией в уполномоченный орган отчета об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных при проведении проверки;
12) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного должностного лица подведомственной организации;
13) подпись (подписи) лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки.
7.3. К акту проверки прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний, экспертиз) и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
7.4. Акт проверки оформляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после ее завершения, и утверждается руководителем уполномоченного органа. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в течение 5 рабочих дней после утверждения вручается руководителю или уполномоченному должностному лицу подведомственной организации.
7.5. Уполномоченным органом ведется учет проводимых ими проверок в подведомственных организациях по форме и в порядке, утвержденным уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми в сфере труда.
8. Устранение нарушений трудового законодательства, выявленных при проведении проверки
8.1. Руководитель подведомственной организации обязан устранить выявленные при проведении проверки нарушения трудового законодательства в установленные актом проверки сроки. Отчет об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных при проведении проверки, представляется подведомственной организацией в уполномоченный орган не позднее срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, установленного в акте проверки.
К отчету об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных при проведении проверки, прилагаются копии документов и материалов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
8.2. В случае несогласия с актом проверки подведомственная организация, в отношении которой проводилась проверка, в течение 3 рабочих дней со дня вручения акта проверки вправе представить в уполномоченный орган в письменной форме возражение в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений, которое регистрируется в уполномоченном органе в день его поступления.
8.3. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления возражения рассматривает возражение и письменно уведомляет подведомственную организацию о результатах его рассмотрения.
8.4. В случае невозможности устранить выявленные нарушения трудового законодательства в установленный актом проверки срок подведомственная организация не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, установленного актом проверки, вправе обратиться в уполномоченный орган, проводивший проверку, с мотивированным ходатайством о продлении срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, которое регистрируется в уполномоченном органе в день его поступления.
8.5. Мотивированное ходатайство, указанное в пункте 8.4, рассматривается уполномоченным органом в течение 3 рабочих дней со дня его поступления. При отсутствии угрозы жизни и здоровью работников подведомственной организации руководитель уполномоченного органа может продлить срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства, но не более чем на 30 календарных дней, при условии, что общий срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства не превысит 90 календарных дней.
Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения мотивированного ходатайства о продлении срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства письменно уведомляет подведомственную организацию о результатах его рассмотрения.
8.6. В случае продления срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства руководитель подведомственной организации обязан по его истечении представить в орган ведомственного контроля отчет об устранении выявленных нарушений с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.
8.7. В случае если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в срок, установленный в акте проверки с учетом срока, продленного в соответствии с пунктом 8.5 настоящего раздела, орган ведомственного контроля в течение десяти рабочих дней направляет акт проверки в орган, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
9. Меры, принимаемые органами ведомственного контроля по результатам проведения проверки
В случае выявления нарушений трудового законодательства в подведомственных организациях органы ведомственного контроля направляют в подведомственную организацию предложения о привлечении виновных лиц к ответственности или принимают меры к руководителю подведомственной организации в соответствии с федеральным законодательством.
10. Обжалование действий должностных лиц, руководителя органа ведомственного контроля
Подведомственная организация вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, руководителя органа ведомственного контроля при проведении проверки в соответствии с законодательством.
11. Учет и отчетность о проведении ведомственного контроля
11.1. Органы ведомственного контроля ведут учет проверок, проводимых в подведомственных организациях. Учет проверок осуществляется путем ведения журнала учета проводимых проверок в отношении подведомственных организаций по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 7 марта 2019 г. N 365.
11.2. Подведомственные организации самостоятельно ведут учет проводимых в отношении них проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В случае отсутствия в подведомственной организации журнала учета проверок уполномоченными лицами администрации в акте, оформленном по результатам проведения проверки, делается соответствующая запись.
11.3. Уполномоченный орган ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляет в Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми информацию о проведенных мероприятиях по ведомственному контролю в соответствии с требованиями приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 7 марта 2019 г. N 365.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.