Постановление Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 12 ноября 2020 г. N 923
"Об утверждении Долговой политики муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
1. Утвердить прилагаемую Долговую политику муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Анжеро-Судженского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", электронный адрес: www.anzhero.ru.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника финансового управления г. Анжеро-Судженска Зачиняеву Е.Н.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2021.
Глава городского округа |
А.Н. Рыбалко |
Утверждена
постановлением администрации
Анжеро-Судженского городского округа
от 12 ноября 2020 г. N 923
Долговая политика
муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
1. Общие положения
Долговая политика муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы (далее - Долговая политика) представляет собой общее руководство для действий и принятия решений в сфере управления муниципальным долгом.
Необходимость утверждения Долговой политики обусловлена принятием мер по поддержанию минимальной долговой нагрузки муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" (далее - муниципальное образование), снижению стоимости обслуживания муниципального долга, привлечением муниципальных заимствований в условиях снижения поступления собственных доходов бюджета муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" (далее - местный бюджет) при сохранении стабильного уровня расходов капитального характера.
Долговая политика является составной частью бюджетной политики, которая, в свою очередь, определяется основными направлениями социально-экономического развития муниципального образования.
Одним из ключевых показателей финансового положения муниципального образования является уровень долговой нагрузки или соотношение муниципального долга и суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений. В связи с этим важной задачей бюджетного планирования является формирование Долговой политики на среднесрочный период.
Основные направления Долговой политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов устанавливают основные факторы, определяющие характер и направления, цели, задачи и инструменты реализации Долговой политики, а также анализ рисков, возникающих в процессе управления муниципальным долгом муниципального образования (далее - муниципальный долг), а также иные положения, установленные в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в муниципальном образовании.
2. Итоги реализации Долговой политики за 2019 год и истекший период 2020 года
По состоянию на 01.01.2020 объем муниципального долга муниципального образования составлял 66248,9 тыс. рублей.
По состоянию на 01.11.2020 объем муниципального долга муниципального образования составляет 62042,7 тыс. рублей.
Долговая нагрузка по сравнению с 2019 годом увеличилась на 29356,1 тыс. рублей: муниципальный долг составлял на 01.01.2019 - 36892,8 тыс. рублей.
Муниципальным образованием в 2020 году получен коммерческий кредит, в целях погашения долговых обязательств (договор от 29.05.2020 N 3), в объеме - 23744,17 тыс. рублей. Поступление коммерческого кредита повлекло увеличение объема муниципального долга, но изменился его качественный состав и снизились затраты на обслуживание муниципального долга в связи с уменьшение процентной ставки с 8,8% до 7%.
Областным бюджетом предоставлена рассрочка задолженности по бюджетному кредиту (дополнительное соглашение от 17.08.2020 к договору от 14.11.2019 N Д-2019-13) на сумму 27000 тыс. рублей, который подлежит погашению в период с 2023 по 2029 год.
Динамика основных показателей, характеризующих муниципальный долг в 2018-2020 годах
Показатели |
2018 год |
2019 год |
2020 год (план) |
Объем муниципального долга на конец года, тыс. рублей |
36892,8 |
66248,9 |
73801,4 |
Прирост муниципального долга, тыс. рублей |
-600 |
29356,1 |
7552,5 |
Темп роста муниципального долга к предыдущему периоду, процентов |
-1,6 |
179,6 |
111,4 |
Отношение объема муниципального долга к объему доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
6,4 |
11,1 |
12,2 |
Расходы на обслуживание муниципального долга, тыс. рублей |
3524,2 |
2623,9 |
2136,1 |
Темп роста расходов на обслуживание муниципального долга к предыдущему периоду, процентов |
Св. 200 |
-25,5 |
-18,6 |
Структура муниципального долга на 01.11.2020 выглядит следующим образом: 61,7% от общего объема муниципального долга составляет бюджетный кредит из областного бюджета, 38,3% - кредит ПАО "Сбербанк".
До конца 2020 года муниципальному образованию предстоит исполнить долговые обязательства в соответствии с утвержденными графиками платежей в сумме 241,2 тыс. рублей.
В ноябре 2020 года ожидается привлечение коммерческого кредита в размере 20 млн. рублей, процентная ставка - 5,25%. Таким образом, муниципальный долг на 01.01.2021 составит 73801,4 тыс. рублей, или 12,2% от утвержденной суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В течение 2019-2020 годов в муниципальном образовании реализуется Программа финансового оздоровления на 2018-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 07.11.2018 N 1474, направленная на эффективное использование бюджетных средств и обеспечение сбалансированности местного бюджета. В программу включены и исполняются мероприятия по совершенствованию долговой политики муниципального образования.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики на 2021-2023 годы
Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики в предстоящем периоде:
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
- необходимость финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования, принимаемых с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и согласно стратегии социально-экономического развития муниципального образования до 2035 года, утвержденной решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 29.11.2018 N 160;
- необходимость ежегодной индексации расходов местного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями;
- нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
В связи с этим основными направлениями Долговой политики являются:
- управление муниципальным долгом, направленное на оптимизацию его структуры (посредством систематического отбора форм заимствований) и объема, позволяющих муниципальному образованию относиться к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
- управление муниципальным долгом, направленное на снижение стоимости заимствований с целью сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств;
- формирование структуры муниципального долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований.
Основными принципами Долговой политики являются: эффективность, взвешенность, ответственность и открытость, а именно:
- сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
- соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
- прозрачность управления муниципальным долгом;
- минимизация стоимости обслуживания муниципального долга.
4. Цели и задачи Долговой политики
Основными целями Долговой политики является:
- поддержание параметров муниципального долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
- сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
- повышение кредитного рейтинга муниципального образования;
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- сокращение стоимости обслуживания муниципального долга муниципального образования.
При реализации Долговой политики в 2021-2023 годах необходимо решить следующие основные задачи:
- повышение эффективности муниципальных заимствований муниципального образования (далее - заимствования);
- оптимизация структуры муниципального долга муниципального образования;
- обеспечение дефицита местного бюджета на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений с учетом положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями местного бюджета в привлечении заемных средств;
- достижение экономически безопасного объема муниципального долга;
- минимизация расходов на обслуживание муниципального долга;
- недопущение принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления Российской Федерации;
- сохранение благоприятной кредитной истории муниципального образования как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои финансовые обязательства, что создает предпосылки для снижения стоимости заимствований и улучшения структуры долга;
- при привлечении кредитных ресурсов от кредитных организаций уровень ставок не должен превышать уровень ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на 1 процент;
- обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге муниципального образования.
5. Инструменты реализации Долговой политики
Инструментами реализации Долговой политики являются:
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении местного бюджета, на погашение долговых обязательств;
- осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга муниципального образования ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- учет информации о муниципальном долге муниципального образования, формирование отчетности о муниципальных долговых обязательствах муниципального образования;
- размещение информации о муниципальном долге муниципального образования в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности;
- привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет, в том числе на пополнение остатков средств на счете местного бюджета;
- проведение операций по реструктуризации обязательств (задолженности) муниципального образования перед областным бюджетом по бюджетным кредитам;
- совершенствование практики проведения электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг по предоставлению кредитов на покрытие дефицита бюджета и погашение долговых обязательств местного бюджета;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
- проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность;
- привлечение среднесрочных заемных средств (от одного года до пяти лет) преимущественно в виде кредитов кредитных организаций на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита местного бюджета;
- достижение равномерности выплат по обслуживанию и погашению муниципального долга;
- эффективное управление временно свободными средствами местного бюджета;
- использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете местного бюджета;
- объявление моратория на предоставление муниципальных гарантий муниципального образования до 01.01.2024;
- выполнение Программы финансового оздоровления Анжеро-Судженского городского округа на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 07.02.2020 N 109 (с учетом изменений и дополнений).
6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Основными рисками при управлении муниципальным долгом являются:
- риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств местного бюджета и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
- риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
- рыночный риск (риск процентной ставки) - риск увеличения объема расходов на обслуживание муниципального долга, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
- операционный риск - риск потерь (убытков) в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем;
- риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов местного бюджета;
- недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
- риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были обеспечены муниципальной гарантией муниципального образования.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией Долговой политики, являются:
- достоверное прогнозирование доходов местного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита местного бюджета;
- планирование муниципальных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
- принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств;
- мониторинг финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии;
- учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга;
- минимизация использования краткосрочных инструментов заимствований;
- постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов бюджета.
7. Условия, принимаемые для составления проекта местного бюджета на 2021-2023 годы в области долговых обязательств
Основными условиями, принимаемыми для составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год в области долговых обязательств муниципального образования, являются:
- утверждение предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга в объеме не выше 10 процентов от суммы расходов местного бюджета, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета;
- утверждение предельного объема заимствований в текущем финансовом году в объеме не выше суммы, направляемой в текущем финансовом году на погашение долговых обязательств и финансирование дефицита бюджета;
- утверждение дефицита бюджета в размере не более 10 процентов суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений с учетом положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Расходные обязательства муниципального образования по обслуживанию муниципального долга муниципального образования определяются на основании заключенных соглашений на предоставление бюджетных кредитов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 12 ноября 2020 г. N 923 "Об утверждении Долговой политики муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Опубликование:
сайт Анжеро-Судженского городского округа (http://www.anzhero.ru) 12 ноября 2020 г.