Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 апреля 2024 г. N Ма-4721/06-1215
Управлением государственных услуг и цифровой трансформации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Ваши обращения, поступившие в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки через электронную приемную и из Министерства просвещения Российской Федерации (письмо N) о вопросах организации проведения и показателей аккредитационного мониторинга системы образования (далее - обращения) рассмотрены. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Вопрос 1.
В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662, аккредитационный мониторинг системы образования (далее - аккредитационный мониторинг) проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки не реже 1 раза в 3 года.
По смыслу данной нормы аккредитационный мониторинг проводится как минимум 1 раз в 3 года, но может проводиться ежегодно.
Проведение аккредитационного мониторинга в текущем году в настоящее время не планируется.
Вопрос 2.
Система показателей аккредитационного мониторинга разработана таким образом, чтобы иметь возможность сделать анализ и оценку состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.
Изложенное означает, что при проведении аккредитационного мониторинга в 2023 году показатель аккредитационного мониторинга "Средний балл ЕГЭ обучающихся, принятых по его результатам на обучение по программам бакалавриата и специалитета, (не применяется для образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) - АП 1", предусмотренный приложением N 4 "Показатели аккредитационного мониторинга системы образования и методика их расчета по образовательным программам высшего образования" к приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.04.2023 N 660/306/448 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2023, регистрационный N 73563) (далее - приказ), представлялся актуальной метрикой именно для образовательных программ высшего образования.
Следует отметить также, что система показателей аккредитационного мониторинга не является безусловной и постоянной, но является гибкой и динамичной, и при проведении последующих аккредитационных мониторингов может претерпевать некоторые изменения в соответствии с актуальными на момент принятия решения о проведении аккредитационного мониторинга уровнем развития системы образования и стоящими перед ней задачами.
Вопрос 3.
Согласно методике расчета показателя аккредитационного мониторинга "Доля обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования, от общей численности обучающихся, поступивших на обучение по соответствующей образовательной программе высшего образования - АП 3" (далее - показатель АП 3), предусмотренной приложением N 4 "Показатели аккредитационного мониторинга системы образования и методика их расчета по образовательным программам высшего образования" к приказу, для расчета показателя АП 3 используются следующие значения численности обучающихся:
а - численность обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования;
b 1 - общая численность обучающихся, поступивших на обучение по образовательной программе высшего образования;
b 2 - численность обучающихся, ушедших в академический отпуск, обучающихся, переведенных на другую образовательную программу, а также обучающихся, зачисленных на образовательную программу высшего образования внутри организации высшего образования и (или) из других организаций высшего образования в период нормативного срока освоения образовательной программы высшего образования;
b 3 - общая численность обучающихся, вышедших из академического отпуска в период нормативного срока освоения образовательной программы высшего образования.
Приведенные нормы приказа позволяют сделать вывод о том, что указанная Вами категория обучающихся будет учитываться в значении "b 2".
Вопрос 4.
Система показателей аккредитационного мониторинга разработана таким образом, чтобы иметь возможность сделать анализ и оценку состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.
Изложенное означает, что при проведении аккредитационного мониторинга в 2023 году методика расчета показателя аккредитационного мониторинга "Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования, - АП 5", предусмотренный приложением N 4 "Показатели аккредитационного мониторинга системы образования и методика их расчета по образовательным программам высшего образования" к приказу содержит необходимый и достаточный набор расчетных величин, позволяющий достичь целей аккредитационного мониторинга.
Следует отметить также, что система показателей аккредитационного мониторинга не является безусловной и постоянной, но является гибкой и динамичной, и при проведении последующих аккредитационных мониторингов может претерпевать некоторые изменения в соответствии с актуальными на момент принятия решения о проведении аккредитационного мониторинга уровнем развития системы образования и стоящими перед ней задачами.
Дополнительно обращаем внимание на то, что сущность показателей аккредитационного мониторинга, их правовая природа заключается в формировании с их помощью некой идеальной модели, относительно которой осуществляется оценка фактического состояния развития системы образования в целом.
Несоответствие этому так называемому стандарту не влечет никаких мер государственного принуждения в отношении исследуемой организации, но служит вспомогательным инструментом повышения эффективности деятельности такой организации и обеспечения качества образования.
Начальник Управления |
О.Ю. Явкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 апреля 2024 г. N Ма-4721/06-1215
Опубликование:
-