Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.С. Гуриной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Н.С. Гурина оспаривает конституционность следующих норм Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей":
части 3 статьи 1, согласно которой ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав либо ограничения их в родительских правах или в случае отмены усыновления ребенка;
части 10 статьи 2, исключающей возможность назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также в случае лишения гражданина родительских прав или ограничения в родительских правах в отношении такого ребенка.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в частности с ее статьями 17 (часть 2), 38 (часть 1), 39 (часть 1), 55 (часть 2) и 76 (часть 3), поскольку в ее деле были применены судом как исключающие предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением второго ребенка в случае лишения матери родительских прав в отношении первого ребенка.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусматривает меры социальной защиты граждан, имеющих детей, определяет круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления. Так, в целях социальной защиты семей в связи с рождением детей был принят Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", в котором законодатель в статье 1 (части 1-3) установил круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2022 года N 475-ФЗ - первого или второго) ребенка, и определил условия получения указанной ежемесячной денежной выплаты.
Такое правовое регулирование осуществлено в рамках дискреции законодателя, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми с учетом очередности их рождения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Следовательно, часть 3 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" как в действующей редакции, оспариваемой заявительницей, так и в первоначальной редакции, примененной в ее деле, не может рассматриваться в качестве ущемляющей конституционные права Н.С. Гуриной в указанном в жалобе аспекте.
Что касается части 10 статьи 2 данного Федерального закона, которая упоминается в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 ноября 2020 года как положенная в основу апелляционной жалобы заявительницы, то применение данной нормы при разрешении дела Н.С. Гуриной ни названным, ни иными вынесенными по ее делу судебными постановлениями не подтверждается. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе упоминание в судебных актах тех или иных норм не может расцениваться как их применение в конкретном деле заявителя (определения от 21 декабря 2011 года N 1774-О-О, от 4 июня 2013 года N 832-О, от 22 января 2014 года N 49-О и др.).
Разрешение же вопроса о предоставлении матери, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением очередного ребенка без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав, не отнесено к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2766-О).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гуриной Натальи Сергеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 1374-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гуриной Натальи Сергеевны на нарушение ее конституционных прав частью 3 статьи 1 и частью 10 статьи 2 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-