В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии за 2023 год.
Врио руководителя |
А.В. Демин |
УТВЕРЖДЁН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 06 марта 2024 г. N 85
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии за 2023 год
Общие положения
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии за 2023 год подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2023 г. N 307 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Федеральный государственный строительный надзор на объектах использования атомной энергии
При осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре";
приказ Ростехнадзора от 24 ноября 2021 г. N 402 "Об организации федерального государственного строительного надзора Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии".
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре" федеральный государственный строительный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальными органами.
Государственная функция по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии в соответствии с приказом Ростехнадзора от 24 ноября 2021 г. N 402 "Об организации федерального государственного строительного надзора Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии" осуществляется комплексными рабочими группами (далее - КРГ), назначаемыми приказами руководителей межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ по надзору за ЯРБ), с включением в состав КРГ представителей других территориальных органов Ростехнадзора.
В отношении объектов использования атомной энергии, по итогам 2023 года, осуществлялся федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции 53 объектов капитального строительства.
В 2023 году случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не зафиксировано (в 2022 году - не зафиксировано).
В 2023 году при осуществлении государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии Ростехнадзором проведено 135 контрольных (надзорных) мероприятий.
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий было выявлено 1 212 нарушений обязательных требований проектной документации. Было выдано 91 предписание об устранении выявленных нарушений, составлено 137 протоколов об административных правонарушениях, назначено 125 административных наказаний, в том числе в виде административных штрафов - 33, предупреждений - 92, административных приостановлений деятельности - 0.
Сумма наложенных административных штрафов составила 2 870 тыс. рублей.
Основными видами нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, являются отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы (нарушение требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году соблюдены.
В 2023 году работа по актуализации обязательных требований при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии не осуществлялась.
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии не выявлено.
В 2023 году МТУ по надзору за ЯРБ проводились профилактические мероприятия, в том числе:
в отношении 7 подконтрольных субъектов было объявлено 7 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
мероприятия по информированию по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере надзора путём размещения на официальных сайтах МТУ по надзору за ЯРБ перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
консультирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путём разъяснения обязательных требований в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
проведение публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась:
классификации строительных конструкций;
экспертизы проектной документации.
Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению обязательных требований в области федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии: обеспечить выполнение нормативных требований при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 марта 2024 г. N 85 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии за 2023 год"
Опубликование:
-