В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 27 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074, приказываю:
утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного горного надзора за 2023 год.
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЁН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 01 марта 2024 г. N 77
Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного горного надзора за 2023 год
Общие положения
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного горного надзора подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О федеральном государственном горном надзоре" в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2023 г. N 307 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
При осуществлении федерального государственного горного надзора применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
Положение о федеральном государственном горном надзоре, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074;
Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1465;
Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1466;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов", утверждённые приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 г. N 439;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых", утверждённые приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. N 505;
Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода, утверждённые приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 508;
Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ, утверждённые приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 537;
Правила осуществления маркшейдерской деятельности, утверждённые приказом Ростехнадзора от 19 мая 2023 г. N 186.
Федеральный государственный горный надзор
В 2023 году федеральный государственный горный надзор осуществлялся в отношении 12 368 объектов пользования недрами. Количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность на объектах пользования недрами, составило 7 774.
Кроме того, с 31 января 2023 г. федеральный государственный горный надзор осуществляется Ростехнадзором на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В 2023 году случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не зарегистрировано (в 2022 году - 0).
В 2023 году на объектах пользования недрами аварий не зарегистрировано.
В 2023 году в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2023 году соблюдены.
К типичным нарушениям обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, следует отнести:
отступление от проектных решений и согласованных планов развития горных работ;
неукомплектованность организаций в соответствии со штатным расписанием маркшейдерами и геологами.
В 2023 году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2023 г. N 1498 утверждены изменения, вносимые в Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, касающиеся способов подачи соответствующего заявления и ведения реестра протоколов согласования планов развития горных работ.
Изданы:
приказ Ростехнадзора от 19 мая 2023 г. N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности";
приказ Ростехнадзора от 22 июня 2023 г. N 231 "Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного горного надзора;
приказ Ростехнадзора от 13 июля 2023 г. N 252 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ".
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области федерального государственного горного надзора не выявлено.
Для достижения основных показателей результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного горного надзора на 2023 год, утверждённой приказом Ростехнадзора от 10 января 2023 г. N 2, в 2023 году территориальными управлениями Ростехнадзора на постоянной основе реализовывались следующие мероприятия:
в отношении 279 юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), эксплуатирующих объекты пользования недрами, было объявлено 255 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
в отношении 1 002 объектов пользования недрами было осуществлено 1 002 профилактических визита (обязательных профилактических визитов);
проводилась работа по консультированию поднадзорных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), эксплуатирующих объекты пользования недрами, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением Федерального государственного горного надзора;
осуществлялось информирование юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по вопросам соблюдения обязательных требований в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
проведены семинары, вебинары и конференции;
направлены информационные письма с рекомендациями о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
на официальном сайте Ростехнадзора в сети "Интернет" размещён перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного горного надзора, привлечения к административной ответственности.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась:
порядка ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
ведения работ, связанных с пользованием недрами, в границах горных отводов;
предоставления государственных услуг (согласование планов развития горных работ, оформление документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода);
реализации обязательных требований при производстве маркшейдерских работ.
Анализ правоприменительной практики показывает, что основными факторами риска причинения вреда (ущерба) являются:
большое количество находящегося в эксплуатации оборудования, отработавшего свой расчётный срок службы (ресурс);
кадровый дефицит специалистов (маркшейдеры, геологи) и недостаточный уровень квалификации должностных лиц, ответственных за ведение горных работ на объектах добычи общераспространенных полезных ископаемых, россыпных месторождений полезных ископаемых и т.п. (не являющихся опасными производственными объектами), приводящий к ненадлежащему соблюдению и (или) несоблюдению обязательных требований;
низкий уровень исполнительской дисциплины обслуживающего оборудование персонала, руководителей и специалистов предприятий (организаций), осуществляющих его эксплуатацию, ремонт, освидетельствование, диагностирование;
ведение горных работ без согласованного плана развития горных работ.
Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами:
на объектах ведения горных работ обеспечить реализацию предупредительных (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков аварийности, а также обеспечение устойчивости функционирования объектов;
обеспечить выполнение требований нормативных правовых актов в области осуществления федерального государственного горного надзора;
усилить контроль со стороны руководителей и специалистов организаций за производственной дисциплиной при ведении работ, связанных с пользованием недрами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 марта 2024 г. N 77 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного горного надзора за 2023 год"
Опубликование:
-