1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р, подпунктом б) пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004 ГС утвердить региональную программу "Обеспечение прав потребителей в Томской области на 2024-2028 годы" согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Департаменту информационной политики Администрации Томской области обеспечить опубликование настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по агропромышленной политике.
И.о. Губернатора Томской области |
Н.Я. Руппель |
Утверждена
распоряжением Администрации
Томской области
от 18.06.2024 N 435-ра
Региональная программа
"Обеспечение прав потребителей в Томской области на 2024-2028 годы"
Паспорт
региональной программы
Наименование региональной программы |
"Обеспечение прав потребителей в Томской области на 2024-2028 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
Участники Программы |
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области) (по согласованию); - Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области; - Департамент информационной политики Администрации Томской области; - Департамент цифровой трансформации Администрации Томской области; - Департамент образования Томской области; - Департамент здравоохранения Томской области; - Департамент социальной защиты населения Томской области; - Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области; - Департамент архитектуры и строительства Томской области; - Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области; - Департамент по культуре Томской области; - Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области; - Департамент финансов Томской области; - органы местного самоуправления Томской области (далее - ОМСУ) (по согласованию); - общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей в Томской области (по согласованию); - ОГКУ "Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ Томской области) (по согласованию); - Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора) (по согласованию); - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" (далее - Центр гигиены и эпидемиологии) (по согласованию); - ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области" (по согласованию) |
Цель Программы |
Развитие системы обеспечения прав потребителей в Томской области, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты |
Задачи Программы |
- создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей; - повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Томской области навыков рационального потребительского поведения; - повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь, для социально незащищенных слоев населения и граждан, обладающих низким уровнем дохода (далее - наиболее уязвимые категории), а также создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ, услуг; - систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; - повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; - содействие ОМСУ, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей |
Показатели и индикаторы Программы |
- количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей; - количество муниципальных образований Томской области, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей; - количество консультаций в сфере защиты прав потребителей; - количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности; - количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности; - количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.); - доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей *(1); - количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей; - удельный вес продукции, реализуемой на территории Томской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
Этапы и сроки реализации Программы |
2024-2028 годы без деления на этапы |
Ресурсное обеспечение Программы |
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, предусмотренных на содержание исполнителей и участников Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Томской области для оказания населению бесплатной консультативной помощи, в том числе за счет организации консультирования на базе МФЦ Томской области; - обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; - повышение уровня доступности информации о правах потребителей и механизмах их защиты, в том числе для наиболее уязвимых категорий населения Томской области; - повышение правовой грамотности населения Томской области за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; - снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка; - повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей |
______________________________
(1) Показатель "Доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей" определяется путем анкетирования потребителей, проводимого государственным органом по защите прав потребителей и/или общественными объединениями.
______________________________
1. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Томской области
Характерными особенностями потребительской сферы Томской области в настоящее время являются насыщение рынка товарами, работами, услугами отечественных производителей товаров, работ и услуг, а также развитие разноформатной торговли.
В 2023 году потребительский рынок Томской области сохранил стабильность, устойчивость, высокую степень товарного насыщения и положительную динамику развития.
На территории Томской области обслуживают население 6764 объекта стационарной торговли, 915 нестационарных торговых объектов, услуги общественного питания оказывают 1915 объектов, сфера бытового обслуживания представлена 2335 объектами.
Сферу производства пищевых продуктов формируют около 600 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Доля производства пищевых продуктов и напитков составляет не менее 20% от общего объема производства обрабатывающих предприятий Томской области.
Инфраструктура потребительского рынка Томской области достаточно развита. Жители Томской области обеспечены всеми необходимыми товарами и услугами.
Ключевой характеристикой в поведении потребителя сегодня является тренд на разумное потребление, а фактором, оказывающим влияние на выбор покупателя, является не только доступная цена, но и, прежде всего, качество и доверие к производителю.
В свою очередь производители товаров, работ и услуг Томской области стремятся к удовлетворению запроса потребителя, подтверждая высокое качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг участием и победами в различных региональных и федеральных выставках и конкурсах.
Также в настоящее время предприятия пищевой промышленности региона осуществляют регистрацию в цифровой системе маркировки и прослеживаемости товаров, которая введена в России с начала 2019 года с целью недопущения реализации контрафактной продукции или ведут планомерную подготовку к соответствующим этапам регистрации в вышеуказанной системе.
Ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения в Томской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" осуществляют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области) и Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора. Кроме того, на территории Томской области осуществляют свою деятельность четыре аккредитованных органа по сертификации продукции и услуг, которые осуществляют широкий спектр работ в области подтверждения соответствия товаров и услуг, в семи районах области действуют испытательные лаборатории ветеринарного управления.
В Томской области функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Управление Роспотребнадзора по Томской области.
Согласно ежегодному докладу Управления Роспотребнадзора по Томской области об итогах работы с обращениями граждан по вопросам защиты прав потребителей за 2023 год поступило 1959 обращений. Из общего количества поступивших обращений на нарушение прав потребителей количество письменных обращений от граждан составило 1320 обращений, из иных органов (организаций) - 548 обращений, в 90 случаях обращения носили устный характер.
872 обращения касались вопросов нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, из них при продаже промышленных товаров - 814, продовольственных - 58.
В сфере услуг наибольший удельный вес составили обращения, связанные с предоставлением бытовых услуг - 177, жилищно-коммунальных услуг - 122, услуг связи - 77, транспортных услуг - 75, из них автомобильным транспортом - 53, финансовых услуг - 129, из них по банковским услугам - 84, туристическим услугам - 80.
Преимущественно граждане в своих обращениях обжаловали действия сотрудников торговых предприятий в части продажи товаров ненадлежащего качества (мебель, сотовые телефоны, часы, телевизоры, ноутбуки, обувь и др.), в том числе при продаже дистанционным способом; отказа в возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества и отказа в возврате денежных средств за товар надлежащего качества, не подошедшего по форме, размеру, габаритам; отсутствие ценников на товар; непредоставление ответа на претензию; обжаловали действия туроператоров по факту отказа в возврате денежных средств за несостоявшейся тур; обжаловали действия исполнителей по факту некачественно оказанных услуг (выполненных работ) (стоматологические услуги, услуги по ремонту, изготовление мебели, почтовые услуги); отказа в возврате страховой премии при досрочном расторжении кредитного договора; отказа в возврате денежных средств за билеты на концерт.
В рамках работы "горячих линий" сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Томской области в 2023 году проконсультировано 737 граждан.
Реализация Управлением в 2023 году государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей была основана на приоритетных направлениях службы.
Прежде всего, это проведение профилактических мероприятий с контролируемыми лицами.
Специалистами Управления за 2023 год в целях проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей по обращениям граждан проведено контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с взаимодействием с контролируемым лицом - 8, без взаимодействия - 106, из них в виде наблюдения - 74, в виде выездного обследования - 32. Также проведено 358 профилактических мероприятий, из них с объявлением предостережения - 226, профилактических визитов - 122, консультирования - 10.
По результатам федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей было выявлено 255 нарушений обязательных требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в том числе требований технических регламентов.
По фактам выявленных нарушений в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также на основании ст. 28.1 КоАП РФ должностными лицами Управления возбуждено 19 дел об административных правонарушениях: в сфере розничной торговли - 11, из них при продаже промышленных товаров - 3, продовольственных - 8; в сфере общественного питания - 2; по туристическим услугам - 2; прочие виды деятельности (услуги почтовой связи, юридические услуги, ветеринарные услуги и др.) - 4. В связи с выявленными нарушениями в области защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Томской области и по итогам рассмотрения административных дел, в том числе поступивших от иных органов было вынесено 23 постановления о привлечении к административной ответственности.
Нарушения носили следующий характер:
в сфере розничной торговли - непредоставление достоверной и полной информации о товаре, нарушение правил продажи, продажа табачной продукции на расстоянии менее ста метров от образовательных учреждений, открытая выкладка табачной продукции, оборот табачной продукции без акцизных марок;
при оказании услуг общественного питания - отсутствие вывески, отсутствие полной информации о продукции;
в сфере оказания туристических услуг - непредоставление достоверной и полной информации о туристическом продукте;
прочие виды деятельности - непредоставление достоверной и полной информации о предоставляемой услуге, в том числе о цене услуги, отсутствие информации на вывеске.
За 2023 год 10 материалов по возбужденным делам об административном правонарушении направлено на рассмотрение в суд. Все материалы были рассмотрены.
Специалистами Управления за 2022 год дано 8 заключений по делам в целях защиты прав потребителей, подано 58 исков в защиту прав конкретных потребителей. За 2023 год рассмотрено 7 заключений, исковые требования потребителя удовлетворены, а также рассмотрено 41 исковое заявление в пользу потребителей. Общая сумма, присужденная по рассмотрению дел 6018807,04 руб., из них 155000,00 руб. компенсация морального вреда.
В 2023 году Управлением Роспотребнадзора по Томской области подано 13 административных исков в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации (продажа дженериков, санитарных книжек, приобретения услуг дезинфекции, где сайт содержал надпись: "Официальный сайт санитарной эпидемиологической службы", сайт использовал эмблему Роспотребнадзора и государственный флаг Российской Федерации). Судом информация, размещенная на сайтах, была признана запрещенной для распространения на территории Российской Федерации. Решения судов вступили в законную силу.
Между Управлением Роспотребнадзора по Томской области и МФЦ Томской области заключено Соглашение о взаимодействии от 22.02.2018 N 1224/05 при организации на территории отдела МФЦ по Кировскому району г. Томска (центр "Мои документы") консультирования сотрудниками Управления населения г. Томска и Томской области в рамках государственной программы оказания бесплатной консультационной помощи потребителям по вопросам защиты их прав.
На базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" и его филиалов работают консультационный центр и пять консультационных пунктов для потребителей в районах области.
Важным шагом в направлении совершенствования системы защиты потребительских прав было создание в 2018 году Координационного совета при Губернаторе Томской области по защите прав потребителей.
Целью Координационного совета является обеспечение взаимодействия между исполнительными органами Томской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей в сфере защиты прав потребителей, а также создание условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности производимых товаров (работ, услуг), решению проблем защиты потребительского рынка Томской области от некачественной и контрафактной продукции, формирования потребительской культуры населения.
К одной из основных проблем в сфере защиты прав потребителей в Томской области можно отнести недостаточно активное участие органов местного самоуправления в обеспечении защиты прав потребителей. Так, в девяти муниципальных образованиях Томской области отсутствуют специалисты, осуществляющие полномочия по защите прав потребителей, а в семи муниципальных образованиях вышеуказанные полномочия возложены на специалистов, к основным служебным обязанностям которых относится исполнение других функций. Решение этой проблемы является очень важным условием эффективности функционирования системы защиты прав потребителей, так как существенно повышает доступность для населения бесплатной юридической помощи в вопросах защиты своих прав, особенно в отдаленных муниципальных образованиях Томской области.
Другой значительной проблемой остается недостаточно высокий уровень правовой грамотности как граждан-потребителей, так и хозяйствующих субъектов.
По-прежнему далеко не у всех граждан имеются навыки правильного потребительского поведения, таким образом они лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права.
Также не все хозяйствующие субъекты региона пытаются достичь рыночного преимущества через повышение качества продукции или услуг, а наоборот стараются снизить их себестоимость, прибегают к применению психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению.
Одним из основных направлений в вопросах защиты прав потребителей является создание благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения, что может быть достигнуто с помощью предупреждающих и профилактирующих правонарушения мероприятий на потребительском рынке путем проведения соответствующей работы с хозяйствующими субъектами.
Решение вышеуказанных проблем отражено в мероприятиях, запланированных в Программе.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки реализации Программы
Политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Правительства Российской Федерации - повышению уровня жизни населения, усилению государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.
В связи с этим основным направлением в вопросах защиты прав потребителей является создание на территории Томской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения, формирование системы эффективной и доступной защиты прав потребителей, в том числе посредством реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Томской области на 2024-2028 годы".
Программа разработана в соответствии со статьей 42-1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", "Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р, и другими правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Исходя из приоритетов государственной политики сформулирована цель Программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в регионе, направленное ни минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты и обеспечения необходимых условий для максимальной реализации потребителями своих законных прав и интересов.
Основные задачи Программы:
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей;
повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Томской области навыков рационального потребительского поведения;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для социально незащищенных слоев населения и граждан, обладающих низким уровнем дохода (далее - наиболее уязвимые категории), а также создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ, услуг;
систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;
содействие ОМСУ, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей.
Показателями (индикаторами) достижения цели и решения задач являются:
количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей;
количество муниципальных образований Томской области, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей;
количество консультаций в сфере защиты прав потребителей;
количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности;
количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и в информационно-коммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности;
доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей;
количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей;
удельный вес обращений потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей;
удельный вес продукции, реализуемой на территории Томской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции).
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значение представлены в Таблице 1.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы будут:
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Томской области для оказания населению бесплатной консультативной помощи, в том числе за счет организации консультирования на базе МФЦ Томской области;
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение уровня доступности информации о правах потребителей и механизмах их защиты, в том числе для наиболее уязвимых категорий населения Томской области;
повышение правовой грамотности населения Томской области за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей.
Срок реализации Программы - 5 лет (2024-2028 годы).
По итогам каждого года реализации Программы планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы на основе оценки достижения плановых значений целевых показателей.
3. Управление ходом реализации Программы
Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работы участников и контроль над ходом реализации Программы, в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы, осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Участники являются соисполнителями Программы в пределах своих полномочий:
организуют исполнение мероприятий Программы;
выступают инициаторами корректировки Программных мероприятий;
обеспечивают качественное и своевременное исполнение Программных мероприятий;
ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляют ответственному исполнителю информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о контрольных событиях, выполненных в сроки, установленные планом мероприятий Программы, сведений о контрольных событиях, не выполненных в сроки, установленные планом мероприятий Программы, с указанием причин и предложений по их дальнейшему выполнению, анализа факторов, повлиявших на ход реализации Программы;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области.
Ответственный исполнитель Программы:
осуществляет при необходимости мониторинг исполнения Программы в течение отчетного периода;
осуществляет при необходимости корректировку Программы;
ежегодно (по итогам года) формирует сводный отчет о реализации Программы, включающий количественно-качественные показатели, описания выполнения или невыполнения мероприятий, достижение значений целевых показателей (индикаторов) Программы, оценку эффективности, а также предложения по совершенствованию Программы;
не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, размещает на официальном сайте /pr.tomsk.gov.ru/ информацию о реализации Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, предусмотренных на содержание исполнителей и участников Программы.
5. Порядок и методика оценки эффективности Программы
Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов.
Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых показателей по следующей формуле:
Эп = ИДп / ИЦп, где:
Эп - эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
ИДп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы;
ИЦп - целевое значение показателя, утвержденного Программой.
Если эффективность целевого показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, по следующей формуле:
Эп = ИЦп / ИДп, где:
Эп - эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
ИЦп - целевое значение показателя, утвержденного Программой;
ИДп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы.
Если эффективность целевого показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношении показателя, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 - ненаступление события.
Суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы определяется по следующей формуле:
, где
Эо - суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы;
Эn - эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
I - номер показателя Программы;
N - количество целевых показателей Программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
Программа носит выраженную социальную направленность. Результаты реализации мероприятий Программы будут оказывать влияние на улучшение качества жизни населения Томской области.
Таблица 1
Сведения
об индикаторах и показателях региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Томской области на 2024-2028 годы"
N |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевых показателей |
||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|||
1. |
Количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей на территории Томской области |
единицы |
14 |
16 |
20 |
23 |
26 |
2. |
Количество муниципальных образований Томской области, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
единицы |
9 |
10 |
12 |
12 |
15 |
3. |
Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей |
единицы |
1500 |
1525 |
1550 |
1575 |
1600 |
4. |
Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности |
единицы |
18000 |
18000 |
18000 |
18000 |
18000 |
5. |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности |
единицы |
50 |
60 |
70 |
80 |
100 |
6. |
Доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей |
проценты |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
7. |
Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей |
человек |
5000 |
5500 |
6000 |
7000 |
7050 |
8. |
Удельный вес продукции, реализуемой на территории Томской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего числа исследованной продукции) |
проценты |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9. |
Количество составленных претензий и исковых заявлений в суд по вопросам защиты прав потребителей |
единицы |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
10. |
Количество мероприятий для хозяйствующих субъектов, направленных на повышение их правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей |
единицы |
40 |
40 |
45 |
45 |
50 |
Таблица 2
Перечень
основных мероприятий региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Томской области на 2024-2028 годы"
N |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемые результаты |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||
1. Создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг | |||||
1.1. |
Организация оперативного обмена информацией между органами, входящими в систему защиты прав потребителей |
Все участники Программы |
2024 |
2028 |
Сформированные коммуникации между органами, входящими в систему защиты по вопросам выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей, обмена информацией по вопросам действующего законодательства, направленного на обеспечение защиты прав потребителей |
1.2. |
Организация деятельности Координационного совета при Губернаторе Томской области по защите прав потребителей |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
2024 |
2028 |
|
1.3. |
Заключение и актуализация соглашений о взаимодействии с заинтересованными организациями, в том числе общественными организациями по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент потребительского рынка Администрации Томской области, общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей (по согласованию) |
2024 |
2028 |
|
1.4. |
Подготовка и размещение на официальном сайте ежегодного государственного доклада в области защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию) |
2024 |
2028 |
|
1.5. |
Подготовка и размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исполнительного органа Томской области отчета о ходе реализации Программы |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
2024 |
2028 |
|
1.6. |
Формирование и ведение реестров органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей на территории Томской области, а также экспертных организаций, осуществляющих проведение экспертизы товаров, работ и услуг |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области, ОМСУ (по согласованию) |
2024 |
2028 |
|
2. Повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Томской области навыков рационального потребительского поведения | |||||
2.1. |
Освещение в средствах массовой информации и на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" вопросов защиты прав потребителей |
Все участники Программы |
2024 |
2028 |
Увеличение количества проинформированных граждан, повышение уровня правовой грамотности граждан |
2.2. |
Проведение образовательно-организационных мероприятий для населения (семинаров, форумов, лекций, выставок, конференций, олимпиад и др.), направленных на повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" (по согласованию), Департамент потребительского рынка Администрации Томской области, ОМСУ (по согласованию), Департамент образования Томской области, общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей (по согласованию), Департамент финансов Томской области |
2024 |
2028 |
|
2.3. |
Проведение мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей, Неделе сбережений, Дню качества и др. |
Все участники Программы |
2024 |
2028 |
|
3. Повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий граждан, а также создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ, услуг | |||||
3.1. |
Организация постоянно действующих "горячих телефонных линий" для потребителей в сфере предоставления финансовых, образовательных, медицинских, туристских, жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта и связи, строительства жилья, торговли, бытовых услуг и других платных услуг |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию) |
2024 |
2028 |
Уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышения уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей |
3.2. |
Организация и проведение консультаций, приемов граждан, в том числе социально уязвимых категорий населения, по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей (по согласованию) |
2024 |
2028 |
Доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей |
3.3. |
Обеспечение деятельности в городах и районах Томской области консультационных пунктов для потребителей, созданных на базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" |
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" |
2024 |
2028 |
|
4. Систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей | |||||
4.1. |
Мониторинг состояния отраслей потребительского рынка |
Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
2024 |
2028 |
Выявление проблемных вопросов |
4.2. |
Проведение мониторинга обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), ОМСУ (по согласованию) |
2024 |
2028 |
|
4.3. |
Проведение мониторинга качества и безопасности товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения лабораторных исследований, сравнительных оценок, а также анализ его результатов |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию); Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора (по согласованию); ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области" (по согласованию) |
2024 |
2028 |
|
4.4. |
Сбор, анализ и систематизация информации о складывающейся правоприменительной практике и актуальных проблемах потребительского рынка |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
2024 |
2028 |
|
4.5. |
Проведение опросов (анкетирования, тестирования) среди населения по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент потребительского рынка Администрации Томской области, ОМСУ (по согласованию), общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей (по согласованию) |
2024 |
2028 |
Выявление проблемных вопросов, определение уровня правовой грамотности граждан |
4.6. |
Проведение судебных и внесудебных экспертиз продукции, товаров и услуг с привлечением испытательных лабораторий с выдачей экспертного заключения |
ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области" (по согласованию) |
2024 |
2028 |
Разрешение спорных ситуаций, установление фактических данных, проведение оценки основополагающих характеристик товаров |
5. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке | |||||
5.1. |
Проведение образовательно-организационных мероприятий для хозяйствующих субъектов (семинаров, лекций, выставок, конференций, вебинаров и др.), направленных на повышение их правовой грамотности в сфере зашиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент потребительского рынка Администрации Томской области, Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области, Департамент финансов Томской области, ОМСУ (по согласованию), общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей (по согласованию) |
2024 |
2028 |
Повышение социальной защищенности граждан, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей |
5.2. |
Применение знака "Сделано в Томской области" |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, Департамент информационной политики Администрации Томской области, Департамент цифровой трансформации Администрации Томской области, Департамент образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, Департамент социальной защиты населения Томской области, Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамент архитектуры и строительства Томской области, Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, Департамент по культуре Томской области, Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области, ОМСУ (по согласованию), общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей в Томской области (по согласованию), Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора (по согласованию), Центр гигиены и эпидемиологии, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области" (по согласованию) |
2024 |
2028 |
Повышение качества производимой хозяйствующими субъектами продукции, повышение уровня доверия потребителя к добросовестным производителям Томской области |
5.3. |
Проведение адресной работы с недобросовестными хозяйствующими субъектами (производителями, продавцами, исполнителями) Томской области |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, Департамент информационной политики Администрации Томской области, Департамент цифровой трансформации Администрации Томской области, Департамент образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, Департамент социальной защиты населения Томской области, Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамент архитектуры и строительства Томской области, Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, Департамент по культуре Томской области, Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области, ОМСУ (по согласованию), общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей в Томской области (по согласованию), МФЦ Томской области, Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора (по согласованию), Центр гигиены и эпидемиологии (по согласованию), ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области" (по согласованию) |
2024 |
2028 |
|
5.4. |
Организация проведения конкурсов профессионального мастерства |
Все участники Программы |
2024 |
2028 |
|
5.5. |
Предоставление консультационной поддержки хозяйствующим субъектам по вопросам обеспечения защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, Департамент информационной политики Администрации Томской области, Департамент цифровой трансформации Администрации Томской области, Департамент образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, Департамент социальной защиты населения Томской области, Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамент архитектуры и строительства Томской области, Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, Департамент по культуре Томской области, Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области, ОМСУ (по согласованию), общественные объединения, занимающиеся защитой прав потребителей в Томской области (по согласованию), МФЦ Томской области, Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора (по согласованию), Центр гигиены и эпидемиологии, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области" (по согласованию) |
2024 |
2028 |
Повышение уровня просвещенности хозяйствующих субъектов по вопросам законодательства о защите прав потребителей. |
6. Содействие органам местного самоуправления Томской области, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей | |||||
6.1. |
Предоставление информационно-методической помощи ОМСУ, общественным организациям с целью профилактики и выявления правонарушений в сфере защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Томской области (по согласованию), Департамент потребительского рынка Администрации Томской области |
2024 |
2028 |
Повышение роли ОМСУ как участников региональной системы защиты прав потребителей |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Томской области от 18 июня 2024 г. N 435-ра "Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Томской области на 2024-2028 годы"
Вступает в силу с 18 июня 2024 г.
Опубликование:
интернет-портал "Электронная Администрация Томской области" (http://tomsk.gov.ru) 21 июня 2024 г.
сборник "Собрание законодательства Томской области" от 19 июля 2024 г. N 7/1