Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 632206-8 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 27.05.2024 (пр. N 168, п. 74) Комитетом Государственной Думы по промышленности и торговле (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 632206-8 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечается следующее.
Данным законопроектом предлагается определить основную концепцию обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации и создания условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально-экономических задач, в том числе задач по повышению уровня жизни граждан Российской Федерации и задач в области обеспечения обороны и безопасности государства, а также обеспечения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее производства за счет разработки и внедрения технологических инноваций.
В законопроекте учтены цели технологического развития, предусмотренные в Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р.
Законопроектом достаточно детально определяются задачи и инструменты технологической политики в Российской Федерации по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации; регулируются правоотношения, возникающие между субъектами, осуществляющими формирование технологической политики в Российской Федерации, и лицами, осуществляющими содействие в сфере развития технологий; регулируются вопросы разработки и внедрения критических и сквозных технологий; раскрывается основные направления государственных мер поддержки и стимулирования отечественных разработок и производства высокотехнологичной продукции на программно-целевой, проектной основе.
В рамках предметов ведения Комитетом с учетом актуальности и значимости данного законопроекта отмечается следующее.
Законопроектом предусмотрено закрепление определений целого ряда понятий в сфере технологической политики: "технологический суверенитет", "высокотехнологичная продукция", "проекты развития технологий" и т.д.
Вместе с тем, в статье 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ) определен целый ряд основополагающих понятий в сфере реализации технологической политики страны: "технология", "технологическая инфраструктура", "технопарк в сфере высоких технологий" и т.д.
В условиях необходимости укрепления правовой защиты отечественного производителя, в том числе с учетом важности закрепления российского происхождения продукции в сфере высоких промышленных технологий, включая как научно-технологические разработки, так и составляющие компоненты и т.д., Комитетом, среди прочего, были одобрены и приняты Государственной Думой - Федеральный закон от 12.12.2023 N 586-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.12.2023 N 658-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", направленные на создание максимально прозрачных условий для производителей в части получения статуса о "российском происхождении" товаров.
Определение российского юридического и физического лица содержится также в статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
С учетом изложенного представляется целесообразным рассмотреть возможность взаимоувязки норм законопроекта в данной части с действующим нормативным правовыми регулированием.
Кроме того положения законопроекта необходимо соотнести с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Следует также отметить целесообразность корреспондирующих норм, предусматривающих широкий перечень инструментов реализации технологической политики, указанный в статье 5 законопроекта, включающий, среди прочего, национальные проекты по обеспечению технологического суверенитета, основные функции основных участников реализации которых достаточно подробно изложены в законопроекте, с документами стратегического планирования Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Статьёй 23 законопроекта предусмотрен пакет мер государственного стимулирования обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 2 статьи 25 законопроекта предлагается установить право на обоснованный риск для агента развития технологий и получателя финансирования проектов развития технологий под которым понимается "допущение возможности недостижения агентом развития технологий и получателем финансирования проектов развития технологий запланированных характеристик (эффектов) и допущение возможности обесценения финансовых и иных активов получателя финансирования проектов технологического развития вследствие недостижения указанных характеристик (эффектов) в связи с уровнем риска такой деятельности в пределах допустимого уровня рисков, установленного в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии исполнения мероприятий по осуществлению экспертизы, контроля и мониторинга проектов развития технологий в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона".
Комитет отмечает необходимость четкого определения критериев и правовых последствий допущения "обоснованного риска для агента развития технологий и получателя финансирования проектов развития технологий".
Согласно пояснительной записке к законопроекту, финансовое обеспечение расходов на реализацию законопроекта будет осуществляться в рамках государственных программ Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Объем финансирования по указанным направлениям может составить 1,67 млрд. рублей за 3 года и будет уточняться с учетом решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения технологического лидерства Российской Федерации при подготовке предусмотренного законопроектом решения Правительства Российской Федерации об определении уполномоченного федерального органа (уполномоченных федеральных органов) исполнительной власти в области технологической политики и его (их) полномочий в рамках формирования и исполнения федерального бюджета Российской Федерации на очередной плановый и прогнозный период.
Поскольку принятие законопроекта потребует издания Правительством Российской Федерации целого пакета нормативно-правовых актов, представляется целесообразным Правительству Российской Федерации предоставить соответствующих проектов до рассмотрения законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает указанный законопроект с учетом указанных предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.