Официальный отзыв Правительства Российской Федерации
на проект федерального закона N 535408-8 "О запрете розничной продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним", внесенный депутатами Государственной Думы Н.А. Останиной, М.А. Топилиным, А.Ю. Кузнецовой и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить запрет розничной продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним на территории Российской Федерации и запрет розничной торговли такими напитками в потребительской таре объемом более 500 миллилитров, а также установить отдельный вид государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья детей от воздействия безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков.
Следует отметить, что предусматриваемое законопроектом понятие "безалкогольный тонизирующий напиток" не согласуется с положениями статьи 9 "Требования безопасности к тонизирующим напиткам" технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Кроме того, указанным техническим регламентом не предусмотрены ограничения объема потребительской упаковки для розничной торговли безалкогольными тонизирующими (в том числе энергетическими) напитками.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" не включенные в технические регламенты требования к продукции (в том числе к упаковке) не могут носить обязательный характер.
В соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в указанных регламентах требований к такой продукции.
Введение требований к объему потребительской тары тонизирующих напитков может быть осуществлено только путем внесения изменений в указанный технический регламент.
Таким образом, предлагаемое законопроектом регулирование необходимо привести в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе.
Помимо этого, в соответствии с абзацем вторым статьи 1 законопроекта действие положений федерального закона будет распространяться в том числе на отношения, связанные с потреблением безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков в местах, указанных в законопроекте. Вместе с тем законопроект не содержит соответствующих положений, регламентирующих места потребления таких напитков.
Часть 1 статьи 3 законопроекта, предусматривающую право продавца потребовать у покупателя документы, определяющие его возраст, следует дополнить возможностью установления возраста покупателя с использованием государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных" с учетом положений Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Положения законопроекта в части установления нового вида государственного контроля не в полной мере отвечают требованиям Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", согласно которым в федеральном законе должны быть определены вид государственного контроля (надзора), его предмет, а также перечень применяемых контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля. В случае, если данный вид государственного контроля (надзора) не является самостоятельным, следует внести изменения в соответствующий федеральный закон о виде государственного контроля (надзора).
Кроме того, проектируемые изменения необходимо привести в соответствие с требованиями Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Следует также отметить, что для достижения целей законопроекта целесообразно обеспечить комплексное межотраслевое регулирование ограничений оборота энергетических напитков и внесение корреспондирующих изменений в законодательство, в том числе о качестве и безопасности пищевой продукции, о техническом регулировании, о рекламе.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации концептуально поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.