Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 647048-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения особенностей оказания услуг связи), внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Горелкиным, В.И. Пискаревым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального закона N 647048-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях упорядочения взаимоотношений между операторами связи и абонентами, в том числе иностранными гражданами и лицами без гражданства, при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, а также обеспечения мер, направленных на предотвращение противоправных действий со стороны абонентов при получении услуг связи.
Так, рассматриваемым проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О связи" по установлению обязанности операторов связи передавать на единый портал государственных и муниципальных услуг сведений о заключенном договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. Положениями законопроекта предусматривается проведение информирования всех абонентов о заключенных с ними договорах на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и абонентских номерах, закрепленных за этими абонентами. Абоненту предоставляется право приостановить оказание услуг связи по договорам, которые он не заключал.
Законопроектом вводятся обязательное прохождение идентификации пользователей услуг связи абонентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием "Единой системы идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных" при внесении сведений в единую систему идентификации и аутентификации сведений, а также указание в профиле пользователей сведений о трудовых отношениях с такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, законопроектом устанавливаются особенности заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и оказания таких услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства. Так, проектируемыми положениями законопроекта устанавливается, что заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с иностранным гражданам и лицам без гражданства допускается только при условии их личного посещении офиса оператора связи или его представителя.
Также нормами законопроектом устанавливается, что договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с иностранным гражданином или лицом без гражданства должен содержать идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором планируется использование идентификационного модуля, при этом иностранному гражданину или лицу без гражданства не могут быть выданы более 10 абонентских номеров.
Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, обращает внимание, что отдельные его положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
Законопроектом предлагается дополнить статью 3 Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" частью 19.1, согласно которой ряд положений указанного федерального закона в части согласия на обработку биометрических персональных данных не будут применяться в отношении обработки биометрических персональных данных иностранных граждан и лиц без гражданства, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области связи, о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка биометрических персональных данных уже может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. В этой связи, полагаем целесообразным соотнести проектируемые нормы с положениями действующего законодательства в целях исключения возможных противоречий в части определения единообразного подхода к необходимости наличия согласия на обработку биометрических персональных данных.
Согласно пункту 5 проектируемой статьи 45.1 Федерального закона "О связи", иностранному гражданину или лицу без гражданства на основании договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи может быть выделено суммарно не более 10 абонентских номеров. При этом, положения законопроекта не ограничивают количество абонентских номеров, предоставляемых абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем своим пользователям услугами связи - иностранным гражданам или лицам без гражданства. В этой связи полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об ограничении количества абонентских номеров абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, предоставившего абонентский номер в пользование своему работнику - иностранному гражданину или лицу без гражданства.
Согласно новому проектируемому абзацу восьмому пункта 1.1 статьи 44 Федерального закона "О связи", при внесении абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, заключающим договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, или по решению абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользователем услугами связи в единую систему идентификации и аутентификации сведений о трудоустройстве у абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, предоставившего абонентский номер в пользование. При этом, положения законопроекта не содержат указания на то, какие сведения о трудоустройстве необходимо внести и как эти сведения будут подтверждаться. Кроме того, в развитие предложенной нормы полагаем целесообразным рассмотреть возможность представления сведений подтверждающих законность нахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства.
В соответствии с новым проектируемым абзацем девятым пункта 1.1 статьи 44 Федерального закона "О связи" на оператора связи возлагается обязанность по подтверждению сведений о пользователе - иностранном гражданине или лице без гражданства до начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Однако, положения законопроекта не содержат норм, регламентирующих порядок такого подтверждения. Аналогичное замечание относится к пункту 1 проектируемой статьи 45.1 указанного федерального закона.
Законопроектом предлагается возложить на лицо, действующее от имени оператора связи обязанность предоставлять оператору связи электронную копию заключенного договора об оказании услуг связи, однако, ни действующее законодательство, ни законопроект не содержат определения термина "электронная копия договора".
Пунктом 3 проектируемой статьи 45.1 Федерального закона "О связи" установлено, что заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также внесение изменений в такой договор допускается только при личном присутствии такого лица в помещениях, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде; оборудованных торговых местах в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест. Полагаем целесообразным установить прямой запрет на заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с иностранным гражданином или лицом без гражданства посредством сети "Интернет".
Пунктом 4 проектируемой статьи 45.1 Федерального закона "О связи" определено, что порядок мониторинга использования пользовательского оборудования (оконечного оборудования) с идентификатором, указанным в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, положениями законопроекта не определен предмет такого мониторинга и лицо, обязанное его проводить.
Согласно пункту 5 проектируемой статьи 45.1 Федерального закона "О связи" установлено, что оператор связи проверяет возможность заключения договора об оказании услуг связи с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Необходимо обратить внимание на то, что с 2023 года действует система контроля состояния сим-карт (КСИМ) в которую операторы связи передают информацию обо всех заключенных договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В целях исключения дублирования передачи информации, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос налаживания информационного обмена между двумя доверенными системами.
Высказанные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 647048-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.