Решение Самарского областного суда от 13 мая 2024 г. N 3а-1055/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1055/2024 по административному исковому заявлению М. ФИО8 об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" (далее по тексту - Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
В пункт N Приложения N 1 Перечня на 2023 год, в пункт N в Приложение N 1 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
М.Е.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативные правовые акты в части указанных пунктов Перечней на 2023-2024 годы, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого здания с наименованием "спортивный зал" с кадастровым номером N, площадью 366,9 кв. м, по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 16.10.2013, образованного из объекта с кадастровым номером N (нежилого здания, магазин-салон ритуальных услуг) и снятого с кадастрового учета 15.03.2023. Включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни на 2023-2024 годы нарушает права и законные интересы административного истца в части начисления повышенного налога на объект с кадастровым номером N, не включенного в Перечни на 2023-2024 годы, но образованного из объекта с кадастровым номером N. Здание с кадастровым номером N включено в Перечни на 2023-2024 годы незаконно и необоснованно, поскольку объект снят с кадастрового учета и преобразован в объект с кадастровым номером N, который не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Ю.О.В., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что по сведениям, полученным из ЕГРН, в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N с наименованием "магазин-салон ритуальных услуг", предусматривающее размещение торгового объекта. Министерство включило здание в указанные Перечни на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По сведениям интернет-ресурса в рассматриваемом здании расположено 6 различных организаций, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания. Мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения министерством в периоды 2022-2023 годы не проводилось, решения об исключении объекта из Перечней, в том числе на 2023-2024 годы, не принимались. Представленный административным истцом акт обследования и осмотра от 24.01.2024 не регламентирован законодательством, выполнен после утверждения оспариваемых Перечней, в связи с чем не может быть принят во внимание судом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей удовлетворить административные исковые требования в части признании недействующим Перечень на 2024 год по включения спорного объекта, в удовлетворении остальной части требований отказать, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077, от 03.11.2023 N 2365 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2023-2024 годы.
Административным истцом не оспариваются полномочия административного ответчика, порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом N в Приложение N 1 Перечня на 2023 год, пунктом N в Приложение N 1 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес> в соответствии с положением пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Административному истцу М.Е.В. рассчитан налог на объект с кадастровым номером N в связи с его образования из объекта с кадастровым номером N, включенного в Перечни.
Согласно выпискам из ЕГРН рассматриваемый объект - здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадью 266,2 кв. м, назначением - нежилое, наименованием - магазин-салон ритуальных услуг, расположено в границах объекта с кадастровым номером N - земельный участок с видом разрешенного использования - спорт. Объект недвижимости с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 15.03.2023.
Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером N расположен объект с кадастровым номером N - здание, назначением - нежилое, наименованием - спортивный зал, образованный из объекта с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности административному истцу М.Е.В.
По запросу суда из ППК Роскадастр поступила техническая документация на здание с кадастровым номером N. По экспликации к плану строения по состоянию на 02.09.2007 нежилое здание состояло из назначения частей помещения:
1 этаж - производственный цех, туалет, зубной кабинет, кабинет врача, коридор, кабинет директора, производственное, торговый зал (площадью 40,6 кв. м), бухгалтерия,
2 этаж - офис (площадью 25,4 кв. м, 7,1 кв. м, 49,5 кв. м, 12,2 кв. м), коридор, туалет.
Анализируя представленную техническую документацию на здание с кадастровым номером N, судом установлено наличие торговых помещений (торговый зал), общей площадью 40,6 кв. м, и офисов, общей площадью 94,2 кв. м. Общая площадь помещений торгово-офисного назначения составила 134, 8 кв. м или 50,6% от площади здания 266,2 кв. м.
Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" установлено, что магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38). К административно-бытовому помещению торгового предприятия относится часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения; в состав административно-бытового помещения входят служебные помещения (офисы), объекты питания персонала, санитарно-бытовые помещения и т.п. (пункт 96).
Таким образом, здание с кадастровым номером N по сведениям ЕГРН имеет наименование "магазин" и по технической документации торговые и административно-бытовые помещения площадью более 20% от площади всего здания.
При таких обстоятельствах, здание с кадастровым номером N обосновано включено в Перечень объектов на 2023 год, поскольку объект отвечал требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Позиция представителя административного истца о фактическом не существовании и не использовании рассматриваемого объекта в связи с образованием из него объекта с кадастровым номером N судом во внимание не принимается, поскольку опровергается сведениями из ЕГРН о нахождении на кадастровом учете объекта с кадастровым номером N до 15.03.2023. Отсутствие правообладателя рассматриваемого объекта с 2013 года не препятствует включению здания в оспариваемые Перечни.
Судом установлено и не оспаривалось участниками дела, что на 03.11.2023 - дату принятия оспариваемого Перечня на 2024 год, рассматриваемый объект недвижимости с кадастровым номером N был снят с кадастрового учета (дата снятия 15.03.2023).
Из положений пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что законодатель связывает введение недвижимого имущества в гражданский оборот с регистрацией прав на него в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Законодательство о налогах и сборах, предусматривая в качестве основания для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в числе прочих, сведения, содержащиеся в ЕГРН, в то же время связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости.
Таким образом, здание с кадастровым номером N не может являться объектом гражданского оборота и налогообложения после снятия с кадастрового учета, соответственно данный объект не подлежал включению в Перечень на 2024 год.
Суд критически относится к доводам административного ответчика со ссылкой на интернет-ресурс о размещении в рассматриваемом здании 6 организаций, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания, поскольку не подтверждено письменными доказательствами, а использование данного информационного ресурса не предусмотрено Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402.
Судом не принимаются в качестве доказательств по делу акт обследования и осмотра нежилого здания от 22.01.2024, подготовленный кадастровым инженером ООО "Р." С.Т.В., и акт осмотра нежилого здания на предмет фактического использования от 08.04.2024 администрации г.о. Кинель Самарской области, поскольку документы составлены за пределами периодов, предшествующих утверждению оспариваемых Перечней, и в отношении объекта с кадастровым номером N, не включенного в оспариваемые нормативные правовые акты, следовательно, правового значения по настоящему делу не имеют.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с учетом анализа приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных налоговым законодательством, для включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень на 2024 год.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что рассматриваемое здание необоснованно включено в Перечень на 2024 год, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению в части признания недействующим Перечня на 2024 год в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером N, в остальной части заявленные административные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого Перечня на 2024 год в части недействующим со дня его принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети "Интернет", суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем судебном акте в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление М. ФИО8 удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом N здание с кадастровым номером N.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований М.Е.В. об оспаривании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом N здания с кадастровым номером N.
Настоящее решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 24.05.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 13 мая 2024 г. N 3а-1055/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника