Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие", утвержденную постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2021 года N 138.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства |
М.М. Евлоев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "21" июня 2024 г. N 110
Изменение,
которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие"
Государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие" изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Республики Ингушетия "Культурное наследие"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"
1. Оценка текущего состояния в сфере культурного наследия
Государственная программа Республики Ингушетия "Культурное наследие" (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы в области развития и сохранения культурного наследия (памятников истории и культуры).
В настоящее время на территории Республики Ингушетия находятся 3697 объектов культурного наследия (далее - ОКН), из них 3 348 - выявленные ОКН, 349 - ОКН, которые включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе 284 ОКН федерального значения, 45 ОКН регионального значения и 20 ОКН местного (муниципального) значения.
Подавляющая часть ОКН находится в ГКУ "Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник (далее - музей-заповедник)", образованном в 1988 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176. Музей-заповедник включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В числе 284 ОКН федерального значения (с учетом ансамблей и их утвержденного пообъектного состава): 6 отдельных памятников;
3 ансамбля: "Комплекс сооружений" (30 памятников), "Замковый комплекс" (26 памятников) и "Архитектурный комплекс "Мусийкъонгийкоте" (123 памятника);
126 памятников археологии, из них 2 ансамбля, состоящих из 7 памятников;
45 ОКН регионального значения (с учетом ансамблей и их утвержденного пообъектного состава):
1 отдельный памятник;
4 ансамбля: "Башенный комплекс "Лейми" (2 памятника), "Комплекс в с. Эгикал" (15 памятников), "Комплекс в с. Хамхи" (12 памятников), "Башенный комплекс "Пялинг" (11 памятников).
Башенные комплексы в Ингушетии являются важной частью нашего культурного наследия, они являются свидетелями нашей истории и представляют большую ценность для нашего народа. Они служат не только источником гордости, но и привлекают внимание туристов со всего мира, содействуя развитию нашего туристического потенциала.
Сохранение объектов культурного наследия достигается за счёт обеспечения физической сохранности объектов культурного наследия посредством ремонтно-реставрационных работ, в том числе консервации, ремонта, реставрации, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора, благодаря чему возрастет количество объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии.
В настоящее время усилия, направленные на сохранение и восстановление башенных комплексов, приводят к видимым результатам.
Так, в 2023 году за счет внебюджетных источников финансирования восстановлены около 25 объектов культурного наследия - боевые и жилые башни, различные склепы. Кроме того, за счет средств, предусмотренных по государственной программе Республики Ингушетия "Культурное наследие" проведены противоаварийные работы и восстановлен выявленный объект культурного наследия "Склеп N 6", входящий в состав архитектурного комплекса "Цори", а также проведена государственная историко-культурная экспертиза в отношении 192 ОКН, входящих в состав 4 архитектурных комплексов, для целей включения ОКН в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Работы по сохранению культурного наследия никогда не заканчиваются. Большинство башенных комплектов находится в неудовлетворительном состоянии.
Многочисленные памятники материальной культуры, выявленные на территории Ингушетии, отражают последовательные этапы культурно-исторического развития этой области Северного Кавказа с древнейших времен до средневековья включительно. Их учет и изучение имеют важное значение для воссоздания исторического прошлого ингушского народа, его социально-экономического, политического, культурного и этнического развития. Ограниченность письменных источников по древней истории может быть существенно компенсирована археологическими материалами, являющимися важнейшими источниками древней и средневековой истории ингушей.
Мониторинг памятников истории и культуры и установка информационных щитов на памятниках археологии наравне с определением их охранных зон и установлением границ являются важнейшими мероприятиями по обеспечению сохранности памятников истории и культуры.
Осуществление постоянного мониторинга и наблюдения за состоянием археологических объектов позволяет выявлять участки, подверженные разрушениям как естественно-природного, так и антропогенного характера. Это в свою очередь позволяет быстро и оперативно реагировать на разрушительную динамику воздействия на объекты археологии и принимать соответствующие меры по обеспечению их сохранности.
Установка информационных щитов на памятниках истории и культуры является требованием Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Это важнейший инструмент по защите историко-культурного наследия. На информационном стенде помещаются данные о памятнике. Здесь же указывается информация об ответственности за уничтожение или же частичное разрушение объектов культурного наследия Российской Федерации. Наличие информационных щитов на памятниках позволяет государственным органам охраны памятников устанавливать сознательность характера правонарушения, произведенного на территории памятников истории и культуры, и привлекать к административной или уголовной ответственности так называемых черных археологов.
Установление зон охраны памятников истории и культуры должно играть важную роль при землеотводах и землеустройстве, так как территориальное или иное планирование наравне с формированием земельных участков должно идти с учетом обеспечения сохранности памятников истории и культуры. Границы памятников и зоны их охраны отражаются в градостроительной и картографической документации и должны быть обязательными сегментами в проектной документации землеустроительных, строительных, дорожных работ, а также работ по разработке карьеров.
Важной составляющей в деле пропаганды памятников истории и культуры, популяризации исторических знаний о прошлом Ингушетии является чтение лекций по истории края для учащихся общеобразовательных учреждений республики, создание слайд-шоу, телепередач и документальных фильмов на данную тематику. Эти мероприятия создают возможность воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к памятникам старины.
Отсутствие необходимого количества квалифицированных археологов в республике является большой проблемой, препятствующей проведению масштабных археологических исследований на многочисленных памятниках истории и культуры, сосредоточенных в горной и равнинной частях Ингушетии. Подготовка дополнительных квалифицированных археологов является очень важной задачей.
Проводимые конференции археологов-кавказоведов решают важные задачи, связанные с решением актуальных проблем в данной сфере. На Северном Кавказе раз в два года проводится только одна научная конференция, посвященная вопросам археологии региона, - "Крупновские чтения". Между тем вопросы, связанные с происхождением археологических культур, их генезисом и географией распространения, взаимодействием с иными культурно-историческими феноменами, датировками памятников археологии, все еще далеки от своего окончательного разрешения. Ввиду этого целесообразно проведение еще одного научного форума, в центре которого стояли бы указанные выше вопросы.
Не менее важное значение имеют форумы представителей органов охраны памятников. Культурно-историческое наследие является достоянием не только отдельно взятого этноса, народа, общества, но и частью сокровищницы мировой культуры. Являясь совокупностью материальных и духовных ценностей, в которых отразился весь опыт социального, политического, религиозного и творческого развития народов, объекты культурного наследия выступают важнейшими и невосполнимыми источниками по ранней истории человечества. Поэтому вопросы их сохранности, учета и изучения являются приоритетными задачами государства.
Конференция, посвященная вопросам сохранности объектов культурного наследия Северного Кавказа, должна решать важные вопросы, связанные с выработкой мер по организации учета, охраны и комплексной защиты памятников истории и культуры региона, а также разработкой системы правового регулирования в данной области.
II. Приоритеты и цели государственной политики Республики Ингушетия в сфере реализации государственной программы Республики Ингушетия
Приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:
научное изучение, сохранение и использование историко-культурных (археологических) памятников на территории Республики Ингушетия;
поиск и постановка на государственный учет памятников истории и культуры;
всестороннее полевое изучение памятников истории и культуры с привлечением всех доступных естественно-научных методов;
фиксация природных условий объекта, изучение палеоэкологических материалов;
разработка проекта охранных мероприятий по спасению и сохранению памятников археологии;
обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия;
привлечение учащихся образовательных учреждений Республики Ингушетия к полевым мероприятиям.
Цель программы:
поддержать и сохранить объекты культурного наследия для будущих поколений;
сохранить уникальные исторические, архитектурные, археологические и прочие объекты от разрушения и утраты;
повысить доступность объектов культурного наследия для общественности.
1. Разработка и реализация мер по сохранению объектов культурного наследия:
выделение бюджетных средств для проведения реставрационных работ и эффективного плана по сохранению объектов культурного наследия;
привлечение инвесторов для финансирования проектов по сохранению.
2. Разработка и внедрение программ профессиональной подготовки и обучения для специалистов в области сохранения культурного наследия;
создание специальных комиссий и организаций, ответственных за контроль, мониторинг и оценку состояния сохранности объектов культурного наследия;
привлечение медиаресурсов и общественности для пропаганды и популяризации объектов культурного наследия.
обеспечение доступности и удобства посещения объектов культурного наследия:
разработка инфраструктуры и создание удобных условий для визитации объектов культурного наследия, включая постройку парковок, размещение информационных табличек.
3. Организация бесплатных и платных экскурсий по объектам культурного наследия с профессиональными гидами;
расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий для создания виртуальных музеев и архивов, а также проведения онлайн-экскурсий.
К 2030 году ожидается реализация поставленных целей и задач государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие".
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическим приоритетами, целями и показателями государственных программы
Культурное наследие играет важную роль в формировании и сохранении культурной и исторической идентичности общества. Государственная программа по культурному наследию имеет стратегические приоритеты, цели и показатели, которые направлены на сохранение, изучение и продвижение культурных ценностей.
Взаимосвязь со стратегическими приоритетами.
Одним из основных стратегических приоритетов государственной программы по культурному наследию является сохранение и защита культурных памятников и объектов их культурного наследия.
Другим важным стратегическим приоритетом является продвижение культурного наследия на всероссийском уровне. Государственная программа направлена на участие в выставках, фестивалях и других мероприятиях, которые способствуют популяризации и распространению культурного наследия региона.
Взаимосвязь с целями.
Одной из основных целей государственных программы является сохранение и передача культурных ценностей будущим поколениям. Для достижения этой цели разрабатываются меры по обучению и просвещению населения истории и культуре своей страны.
Другой важной целью является содействие развитию туризма через продвижение культурного наследия. Государственная программа направлена на создание условий для привлечения туристов и развития туристической инфраструктуры в районах, где расположены объекты культурного наследия.
Взаимосвязь с показателями.
Для оценки эффективности государственных программ по культурному наследию разрабатываются определенные показатели. Один из основных показателей - это количество и качество сохраненных и восстановленных объектов культурного наследия.
Другим важным показателем является количество посещений туристов культурных объектов. Увеличение этого показателя свидетельствует об успешности программ по продвижению культурного наследия и о развитии туризма.
Государственная программа имеет важную роль в сохранении и продвижении культурных ценностей общества. Они ориентированы на достижение стратегических приоритетов, целей и показателей, которые способствуют сохранению, изучению и популяризации культурного наследия.
IV. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере культурного наследия
1. Сохранение и защита культурного наследия от разрушения, утраты и неправомерного использования.
2. Поддержание доступности культурного наследия для широкой аудитории и его использования в образовании, туризме и культурной жизни.
3. Финансирование и поддержка музеев, библиотек, архивов и других учреждений, хранящих и исследующих культурное наследие.
4. Организация и проведение научных исследований, выставок, конференций для изучения и популяризации культурного наследия.
5. Продвижение культурного наследия как части национальной идентичности.
6. Разработка и внедрение законов и нормативов, регулирующих сохранение и защиту культурного наследия.
7. Обучение и повышение квалификации специалистов в области сохранения культурного наследия.
8. Мониторинг и оценка состояния объектов культурного наследия и их потребностей в реставрации и обслуживании.
Способы эффективного решения данных задач:
1. Разработка и реализация государственных программ и стратегий по сохранению и защите культурного наследия.
2. Создание и развитие эффективной системы контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятие мер по их реставрации и консервации.
3. Развитие культурного туризма и разработка маркетинговых стратегий для привлечения посетителей к объектам культурного наследия.
4. Обеспечение квалифицированного персонала для работы с культурным наследием через образовательные программы и профессиональные курсы.
Важно также проводить регулярный мониторинг состояния объектов культурного наследия, оценивать эффективность принимаемых мер и вносить коррективы в стратегию государственного управления в этой сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 21 июня 2024 г. N 110 "О внесении изменения в государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие"
Вступает в силу с 24 июня 2024 г.
Опубликование:
интернет-газета "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) 24 июня 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 июня 2024 г. N 0600202406270004