Решение Самарского областного суда от 30 мая 2024 г. N 3а-1129/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1129/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Л." об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" (далее по тексту - Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Пунктом 6074 в Приложение N 1 Перечня на 2022 год, пунктом 5976 в Приложение N 1 Перечня на 2023 год, пунктом 5858 в Приложение N 1 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Общество с ограниченной ответственностью "Л." (далее по тексту - ООО "Л.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней на 2022-2024 годы, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 381,7 кв. м, в составе здания с кадастровым номером N по адресу: <адрес>. Включение нежилого здания в Перечни, по мнению административного истца, необоснованно, поскольку объект не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание не является офисным, не используется как торговый объект, объект общественного питания и бытового обслуживания. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и нарушает права и законные интересы собственника. Решением Самарского областного суда от 09.02.2022 по административному делу N были признаны недействующими нормативные правовые акты в части включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни на 2018 год, на 2019 год, на 2021 год.
В судебное заседание участники дела представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
Представитель административного истца С.А.В., действующая на основании доверенности, в сдобном заседании 03.05.2024 заявленные административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что часть здания, площадью менее 20%, используется как объект общественного питания. Административный истец не обладает информацией о лицах использующих другую часть рассматриваемого здания.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ответчик указал, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в указанные Перечни было включено нежилое здание с кадастровым номером N, имеющее наименование "нежилое встроенное помещение <данные изъяты>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Л." является "47.11 торговля розничными преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах". Учитывая, что рассматриваемый объект имеет наименование предполагающее размещение торговых объектов, объектов общественного питания, при этом основные и дополнительные виды деятельности административного истца свидетельствуют об осуществлении торговой деятельности и деятельности общественного питания, министерство правомерно включило спорный объект в Перечни в соответствии с п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N министерством в 2021-2023 годах не проводилось, решения об исключении объекта недвижимости из Перечней, в том числе на 2022-2024 годы, не принимались.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела и административного дела N (3а-2348/2021), заслушав заключение прокурора, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233, от 08.11.2022 N 2077, от 03.11.2023 N 2365 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2022-2024 годы.
Административным истцом не оспариваются полномочия административного ответчика, порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Под пунктом 6074 в Приложение N 1 Перечня на 2022 год, под пунктом 5976 в Приложение N 1 Перечня на 2023 год, под пунктом 5858 в Приложение N 1 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно выпискам из ЕГРН рассматриваемое здание с кадастровым номером N, площадью 514,6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - <данные изъяты>, правообладателя не имеет, находится в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N и N, в здании расположен объект с кадастровым номером N - помещение, площадью 381,7 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое встроенное помещение <данные изъяты>, принадлежащее на праве собственности <данные изъяты>", с обременением в виде аренды на период с 20.06.2016 по 19.06.2065 в пользу <данные изъяты>
По аналитической информации ППК Роскадастр от 26.04.2024, по состоянию на 22.10.2021, на 08.11.2022, на 03.11.2023 в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером N, с площадью 514,6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - <данные изъяты>, по адресу: <адрес> С 19.06.2012 площадь изменилась с 381,7 кв. м на 514,6 кв. м на основании фотообразов инвентарных дел. По состоянию на 22.10.2021, на 08.11.2022, на 03.11.2023 в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в здании с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - под нежилым зданием, категория земель - земли населённых пунктов; с кадастровым номером N в здании с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - под прилегающую территорию к магазину, категория земель - земли населённых пунктов. В ЕГРН содержится информация об ограничении прав и обременениях на помещение с кадастровым номером N: с 05.07.2016 по настоящее время в виде аренды N на основании договора аренды нежилого помещения от 20.06.2016 N б/н.
Из представленного ППК Роскадастр договора аренды нежилого помещения б/н от 20.06.2016, заключенного между ООО "Л." и <данные изъяты>, следует, что последнему представлено в аренду нежилое встроенное помещение <данные изъяты>, площадью 381,7 кв. м, по адресу: <адрес> кадастровый номер N, для размещения: <данные изъяты> сроком на 49 лет, до 20.06.2065.
По запросу суда из ППК Роскадастр и ГУП Самарской области "Ц." поступила техническая документация на здание по адресу: <адрес> по состоянию на 22.06.2007 в экспликации к плану строения отражены назначения частей помещения: электрощитовая, торговый зал (площадь 314,7 кв. м, 154,3 кв. м), моечная (площадь 12,6 кв. м), склад, гардеробная, шкаф, бытовка, коридор, санузел, общей площадью 590,6 кв. м, из которых площадь торговых помещений 447,3 кв. м, складских помещений 43,3 кв. м.
Анализируя представленную техническую документацию на здание с кадастровым номером N, судом установлено наличие торговых помещений площадью более 20% от площади всего здания.
Судом не принимается во внимание ссылка административного истца на решение Самарского областного суда от 09.02.2022 по административному делу N (3а-2348/2021), поскольку предметом рассмотрения являлись иные нормативные правовые акты органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении помещения с кадастровым номером N, тогда как по настоящему делу рассматривается обоснованность включения в оспариваемые Перечни здания с кадастровым номером N.
В качестве доказательств по делу судом не принимаются сведения УФНС России по Самарской области об установлении контрольно-кассовой техники по адресу рассматриваемого объекта, поскольку по информации Федеральной информационной адресной системы почтовый адрес: <адрес>, присвоен объекту с кадастровым номером N, не являющемуся рассматриваемым объектом.
Таким образом, судом установлено, что в период формирования и утверждения оспариваемых нормативных правовых актов Перечней на 2022-2024 годы административный ответчик обладал документами (сведениями из ЕГРН и технического учета (инвентаризации), предусмотренными пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402, позволяющие отнести объект к объектам недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения.
С учетом установленных обстоятельств, а именно сведений ЕГРН о наименовании помещения в составе здания, о наличии обременения в виде аренды для осуществления торговли и оказания услуг общественного питания, документов технического учета о назначении помещений в здании более 20% под объекты торговли и общественного питания, суд приходит к выводу, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N предназначен и используется для размещения торгового объекта и объекта общественного питания, правомерно в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ включено в оспариваемые Перечни на 2022-2024 годы, оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу части 2 статьи 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета.
При подаче настоящего административного дела судом удовлетворено ходатайство административного истца, предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения административного дела по существу.
Исходя из обстоятельств дела и процессуальных норм, с административного истца подлежит возмещению государственная пошлина в размере 13 500 рублей (4 500 рублей за каждый оспариваемый нормативный правовой акт), на оплату которой предоставлялась отсрочка.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Л." о признании недействующими приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части пункта 6074, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 в части пункта 5976 Приложения N 1, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 пункта 5858 Приложения N 1 о включении объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Л." в доход государства государственную пошлину в размере 13 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 10.06.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 30 мая 2024 г. N 3а-1129/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника