Решение Самарского областного суда от 28 мая 2024 г. N 3а-1242/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1242/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "А." об оспаривании в части нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Пунктом 24464 в Приложение N 1 к Перечню на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
Общество с ограниченной ответственностью "А." (далее по тексту - ООО "А.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия нормативного правового акта Перечня на 2022 год в части пункта 24464 Приложения N 1, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого здания, находящегося в аварийном состоянии, которое не соответствует критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. По обращению административного истца в министерство имущественных отношений Самарской области об исключении объекта из Перечней на 2022 год и 2023 год, получен отказ в части исключения из Перечня на 2022 год, поскольку здание было включено на основании предложения администрации г.о. Сызрань как нежилое здание ТК "С.". Включение объекта в Перечень на 2022 год нарушает прав и законные интересы административного истца, как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца Б.Г.М., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске, дополнив, что рассматриваемый объект исключен из Перечня на 2023 год во внесудебном порядке и не включен на Перечень на 2024 год.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. В обоснование позиции ответчик указывает, что в оспариваемый Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N по заявлению администрации г.о. Сызрань от 14.09.2021, как фактически используемый под размещение торгового центра "С.", то есть исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Министерством в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402, по заявлению представителя административного истца 25.05.2023 был проведен осмотр нежилого здания с кадастровым номером N, в результате которого принято решение об определении вида фактического использования указанного объекта недвижимого имущества, как объекта, налоговая база которого определяется без учета особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, о чем принято решение от 09.06.2023 N МИО-03/7866, спорный объект исключен из Перечня на 2023 год приказом министерства от 29.03.2024 N 616. Иных мероприятий по определению фактического использования здания с кадастровым номером N министерством не проводилось, решения об исключении объекта недвижимости из Перечня на 2022 год не принимались.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает <данные изъяты> (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 утвержден оспариваемый административным истцом Перечень на 2022 год.
Административным истцом не оспариваются полномочия административного ответчика, порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 24464 в Приложение N 1 к Перечню на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, принадлежащий административному истцу ООО "А.", по основанию пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Из аналитических сведений ППК Роскадастр от 22.04.2024 следует, что по состоянию на 22.10.2021 в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадью 1062,5 кв. м, назначение - нежилое, наименование - отдельно стоящее нежилое здание с пристроем (здание лукохранилища) литера ДД1. Информация об ограничении прав и обременениях в виде аренды/субаренды соглашения и дополнительного соглашения на здание ЕГРН отсутствует. По состоянию на 22.10.2021 в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, примыкает к северно-западной части земельного участка по адресу: <адрес> расположенного в здании с кадастровым номером N. Вид разрешенного использования - под складскими помещениями.
По выпискам из ЕГРН следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является административный истец ООО "А.".
По запросу суда из Сызранского управления ГУП "Ц." поступила техническая документация на объекты недвижимости по адресу: <адрес>, в том числе <адрес>, на дату обследования сентябрь 2001 года по экспликации к плану строение Литера ДД1, общей площадью 1062,5 кв. м, включало помещения с назначением: основное, подсобное, котельная.
Принимая во внимание совокупность представленных и поступивших доказательств, суд приходит к выводу, что по сведениям ЕГРН, по данным технического (инвентаризационного) учета в здании с кадастровым номером N отсутствуют офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также иные помещения и условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Вместе с тем, обследование рассматриваемого нежилого здания с целью определения его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2022 года ни административным ответчиком, ни уполномоченным учреждением не проводилось.
Рассматриваемый объект включен в Перечень на 2022 год на основании заявления администрации г.о. Сызрань от 14.09.2021, как относящийся к торговому центру ТК "С.". Проверить достоверность и относимость информации администрации г.о. Сызрань в заявлении от 14.09.2021 на предмет отнесения рассматриваемого объекта к объектам, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, не представляется возможным.
При проведении осмотра рассматриваемого объекта уполномоченной организацией в акте от 25.05.2023 установлено фактическое использование: склад, помещение для размещения мебели, техническое помещение, пустое помещение. Данный акт явился основанием для принятия решения министерством имущественным отношений Самарской области об исключении объекта из Перечня на 2023 год. В Перечень на 2024 год объект не включен.
Согласно информации УФНС России по Самарской области по адресу: <адрес> установлена контрольно-кассовая техника индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, кроме ООО "А.". Данные сведения судом не принимаются во внимание, поскольку по информации Федеральной информационной адресной системы к указанному почтовому адресу не относится объект с кадастровым номером N, что не позволяет соотнести информацию об установке контрольно-кассовой техники с рассматриваемым объектом.
По сведениям, содержащимся в общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид экономической деятельности ООО "А." ОГРН <данные изъяты> по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 96.09 "предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки".
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что рассматриваемое здание назначением - нежилое, находится на земельном участке с разрешенным видом использования - под складскими помещениями, в своем составе не имеет помещений, предназначенных для осуществления торговли, не используется в целях самостоятельного извлечения прибыли, оно не может считаться предназначенным для осуществления торговли.
Исходя из материалов дела, представленных и полученных по запросам доказательств, суд приходит к выводу, что назначение и технические характеристики здания и помещений в нем, а также вид разрешенного использования земельного участка под зданием, однозначно не предполагают предназначение здания и помещений в нем для использования в целях делового, административного назначения либо в целях размещения объектов бытового обслуживания, торговли. Требовалось установление фактического использования объекта недвижимости. Однако, мероприятий по определению фактического использования рассматриваемого здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2022 год административным ответчиком не проводилось. При рассмотрении настоящего административного дела административным ответчиком не доказан факт соответствия спорного объекта недвижимости, критериям, указанным в статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем отсутствовали основания включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что нежилое здание необоснованно включено в Перечень на 2022 год, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца в виде начислению налогов в повышенном размере на принадлежащий объект.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого акта в части недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "А." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 24464 здания с кадастровым номером N.
Настоящее решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 07.06.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 мая 2024 г. N 3а-1242/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника