Решение Самарского областного суда от 23 мая 2024 г. N 3а-1269/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1269/2024 по административному исковому заявлению С.А.Н. об оспаривании в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год (далее по тексту - Перечень на 2022 год). Документ размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 171 (30955) 21.10.2020.
Пунктом 557 Приложения N 1 Перечня на 2022 год включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
С.А.Н. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия приведенного пункта Перечня на 2022 год, обосновывая свою позицию тем, что является собственником здания - жилого дома, не обладающего признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, Включение здания в оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением Самарского областного суда от 14.01.2022 по административному делу N 3а-157/2022 признаны недействующими в части Перечни на 2018-2021 годы в части включения здания с кадастровым номером N.
В судебном заседании представитель административного истца К.Д.А., действующий на основании доверенности, просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что включение объекта в оспариваемый Перечень на 2022 год нарушает права собственника повышенным налогообложением.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просит дело рассмотреть по существу в отсутствие представителя. В обоснование позиции административный ответчик указывает, что объект недвижимости с кадастровым номером N включен в Перечень по заявлению администрации г.о. Кинель от 11.10.2017 N 17228. Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 04.10.2017 объект недвижимости с кадастровым номером N фактически используется в качестве коммерческой недвижимости под размещение объекта общественного питания кафе. Министерство правомерно включило рассматриваемый объект в оспариваемый Перечень на основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ. Таким образом, фактическое использование объекта недвижимости подтверждает законность и обоснованность его нахождение в оспариваемом Перечне. Иных мероприятий по определению фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N министерством в 2021 году не проводилось, решения об исключении указанного здания не принимались.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего административного дела и административного дела <данные изъяты>, заслушав участников процесса, заключение прокурора полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 утвержден оспариваемый административным истцом Перечень на 2022 год.
Административный истец не оспаривает полномочия органа, порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 5570 в Приложение N 1 Перечня на 2022 год включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности административному истцу С.А.Н. на основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Из аналитической справки ППК Роскадастр от 14.05.2024 следует, что по состоянию на 22.10.2021 в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадь 237 кв. м, наименование - жилой дом, назначение - жилой дом. 12.10.2022 наименование здания изменено с "объект индивидуального жилищного строительства" на "жилой дом" по заявлению об исправлении технических ошибок в записях ЕГРН. Информация об ограничениях и обременениях в виде аренды/субаренды соглашения и дополнительные соглашения на здание, а также расположенные в нем помещения, в ЕГРН отсутствуют. По состоянию на 22.10.2021 в ЕГРН содержатся сведения о земельных участках: - N статус "архивный", по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв. м, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. По заявлению С.А.Н. от 12.11.2010 из земельного участка с кадастровым номером N путем раздела было образовано два земельных участка с кадастровыми номерами: N, площадью 516 кв. м, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, N, площадью 984 кв. м, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. В пределах земельного участка с кадастровым номером N расположен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Согласно поступившему по запросу суда из ППК "Роскадастр" техническому паспорту жилого дома, составленного ГУП Самарской области "Ц.", по состоянию на 014.11.2008 в экспликации к поэтажному плану жилого дома отражены назначения комнат: жилая, котельная, кухня, туалет, коридор, ванная.
Исходя из материалов дела, представленных и полученных по запросам доказательств, суд приходит к выводу, что наименование, назначение и технические характеристики здания, и помещений в нем, а также вид разрешенного использования земельного участка под зданием, не предназначены для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание, принадлежащее административному истцу, включено в Перечень на 2022 год исходя из фактического его использования в качестве объекта общественного питания на основании заявления администрации г.о. Кинель от 06.10.2017 и акта осмотра здания от 04.10.2017.
Согласно акту, составленному комиссией органа местного самоуправления 04 октября 2017 года, осмотра объекта недвижимого имущества - жилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, общей площадью 237 кв. м, сделан вывод о фактическом использовании объекта в качестве коммерческой недвижимости под размещение объекта общественного <данные изъяты>. Сведения о конкретных помещениях, площадях занимаемых объектом общественного питания, а также с какого момента и на основании чего осуществляется какая-либо деятельность, в данном акте отсутствуют.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее по тексту - Порядок).
Согласно Порядка органы местного самоуправления Самарской области обладают полномочиями на проведение осмотров объектов недвижимого имущества, в случае их обращения в министерство за определением вида фактического использования объекта недвижимости, на основании которых, министерством определяется вид фактического использования объекта недвижимости.
Оценивая представленный в материалы дела акт осмотра объекта недвижимого имущества от 04 октября 2017 года, суд считает, что он не может являться допустимым доказательством, поскольку фактическое использование здания в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ не подтверждает.
Так, к акту не приложен расчет площади помещений, используемых какими-либо организациями под размещение объекта общественного питания Кафе, не отражена информация, подтверждающая размещение в здании объектов в установленных статьей 378.2 НК РФ целях. Фотоматериалы, приложенные к акту, отображают общий вид здания с улицы с отсутствием вывесок, режима работы, без фиксации находящихся в здании помещений и осуществляемой в них деятельности, а также таких неотъемлемых элементов, сопутствующих размещению объектов общественного питания, как столы стулья, оборудование для приготовления пищи, зоны для потребителей, кассовые аппараты, прейскуранты цен и т.д.
В акте должна быть надлежащим образом зафиксирована, раскрыта и подтверждена полученными в ходе обследования доказательствами имеющаяся в распоряжении уполномоченного органа информация, что позволило бы считать правомерным включение объекта недвижимости в перечень исходя из критерия его фактического использования.
Иных мероприятий по определению фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N в период формирования и утверждения оспариваемого Перечня на 2022 года ни министерством, ни уполномоченными организациями не проводилось.
Согласно домовой книги по адресу: <адрес>, с 28.03.2014 зарегистрированы собственник С.А.Н. и несовершеннолетняя С.С.А.
Исходя из наименования здания и помещений по технической документации, совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом жилом здании не находятся объекты общественного питания, торговые объекты и (или) объекты бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что включение жилого здания в Перечень на 2022 год не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, поскольку сведения из ЕГРН, документация технического учета (инвентаризации), сведения о земельном участке не подтверждают назначение или фактическое использование всего здания или более 20% площади помещений в нем в качестве объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень на 2022 год административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
Решением Самарского областного суда от 14.01.2022, вступившем в законную силу 25.02.2022, по административному делу NN удовлетворены административные исковые требования С.А.Н. и признаны недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018-2021 годы в части включения в них объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, установлено, что рассматриваемое здание по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию, виду разрешенного использования земельного участка под ним, а также по его фактическому использованию в Перечни на 2018-2021 годы включено быть не могло.
Поскольку, исходя из представленных доказательств, назначение, разрешенное использование и наименование рассматриваемого здания, а также вид разрешенного использования земельного участка под ним, после вынесения решения суда и к моменту утверждения Перечня на 2022 год не изменились, названные обстоятельства в силу приведенных положений федерального законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела имеют преюдициальное значение, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Оценив вышеуказанные доводы сторон во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что наименование, назначение и технические характеристики здания и помещений в нем, а также земельный участок под ним, однозначно не предполагают размещение объектов общественного питания, и не свидетельствует о фактическом использовании в целях коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт Перечня на 2022 год не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физического лица, исчисляемого в размере 2% от кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен в печатном издании "Волжская коммуна" и в информационно-коммуникационной сети "Интернет", суд считает необходимым размещение судебного акта или сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в печатном издании "Волжская коммуна" и на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru), интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования С.А.Н. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в Приложение N 1 под пунктом 5570 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Настоящее решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Волжская коммуна", в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 31.05.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 мая 2024 г. N 3а-1269/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника