Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального закона N 610892-8 "О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить правовое регулирование оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей в Российской Федерации.
В частности, законопроектом предлагается:
определить сферу его регулирования;
ввести основные понятия, используемые в нем;
установить требования к обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей;
определить меры по пресечению незаконного оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей;
ввести ответственность за нарушение законодательства о государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей;
ввести Реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей (далее - реестр);
определить, какую информацию должен содержать реестр и способы ее подачи;
установить критерии включения организаций и индивидуальных предпринимателей в реестр.
Законопроектом также предлагается установить запрет на оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей лицами, не включенными в реестр. Лица, участвующие в обороте метанола и метанолсодержащих жидкостей обязаны направить уведомление об осуществлении деятельности для включения соответствующих сведений в реестр. Правительство Российской Федерации утверждает порядок подачи уведомления об осуществлении деятельности по обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей, порядок формирования, ведения и доступа к реестру.
Законопроектом запрещается розничная продажа метанола и метанолсодержащих жидкостей, пересылка их в почтовых отправлениях. Перевозка метанола и метанолсодержащих жидкостей должна осуществляться при условии соблюдения требований к перевозке опасных грузов, установленных законодательством Российской Федерации. Утилизация (в том числе уничтожение) метанола и метанолсодержащих жидкостей должна осуществляться исключительно производителями метанола и метанолсодержащих жидкостей, включенными в реестр.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он разработан в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности производства и оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей.
Комитет разделяет позицию авторов законопроекта о необходимости единого комплексного регулирования оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, исключающей бесконтрольный оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей.
Комитет отмечает, что в октябре 2021 года в нескольких регионах Российской Федерации произошли случаи массового отравления населения метиловым спиртом, содержащимся в суррогатной алкогольной продукции. В общей сложности скончалось 66 человек (для сравнения, при предыдущем массовом отравлении метанолом, происшедшим в Иркутске в период с 17 по 26 декабря 2016 года, пострадало 123 человека, 76 из них скончались).
По данным Минздрава России, в 2021 году от отравлений метанолом, употребленным под видом алкогольной продукции, скончалось 1360 человек, в 2022 году количество отравлений метанолом с летальным исходом составило 800 человек.
Комитет концептуально поддерживает законопроект, вместе с тем обращает внимание на следующее.
В соответствии с наименованием законопроекта, предметом его регулирования является оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей.
При этом, согласно проектируемому пункту 3 статьи 2 законопроекта, под оборотом метанола и метанолсодержащих жидкостей понимается производство, переработка, реализация и пр. такой продукции. Включение производства и переработки метанола и метанолсодержащих жидкостей в определение понятия "оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей", по мнению Комитета является некорректным и требует корректировки при доработке законопроекта ответственным комитетом ко второму чтению.
Также Комитет отмечает, что согласно определению "оборот метанола и ментанолсодержащих жидкостей" таковым признается в том числе "реализация (передача на возмездной основе (в том числе обмен, закупка, поставка, приобретение иным способом) права собственности на метанол и метанолсодерждщие жидкости, а также передача через агента)". При таком определении оборота метанола и ментанолсодержащих жидкостей безвозмездная передача права собственности на указанные виды продукции не является оборотом, и, следовательно, может осуществляться без соблюдения требований, устанавливаемых к обороту метанола и метанол содержащей продукции, чем могут воспользоваться недобросовестные участники рынка.
В соответствии с проектируемым абзацем пятым пункта 4 статьи 3 законопроекта, основанием для включения в реестр является наличие договора на осуществление поставок метанола и метанолсодержащих жидкостей с лицами, включенным в реестр, или соглашения о намерениях или предварительного договора с организацией или индивидуальным предпринимателем, включенным в реестр, предусматривающий заключение договора на поставку метанола и метанолсодержащих жидкостей в течение 30 календарных дней с даты включения организации или индивидуального предпринимателя в реестр.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 4 законопроекта, сделки, связанные с оборотом метанола и метанолсодержащих жидкостей, могут заключаться только между лицами, включенными в реестр, с указанием реестрового номера. В противном случае такие сделки признаются ничтожными. Таким образом, лица не включенные в реестр не могут заключать сделки по обороту метанола, и указанные в абзаце пятом пункта 4 статьи 3 требование представляется Комитетом невыполнимым.
Также Комитет отмечает, что в законопроекте отсутствуют основания для исключения организаций и индивидуальных предпринимателей из реестра.
С учетом изложенного, Комитет Государственной думы по экономической политике поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что он может быть принят Государственной Думой в первом чтении
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.