Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Спецификации декларативных знаний по техническим характеристикам
Таблица Б.1 - Перечень ТХ ЭКБ группы: 6 "АрхТХ"
УН ТХ |
Наименование ТХ |
Тип данных |
Значение |
Описание (физический смысл ТХ) |
6.1 |
Тип памяти |
Список |
|
Характеристика указывает тип (технологию) оперативной памяти, с которой работает интегральная микросхема |
SDRAM |
SDRAM (Synchronous Dynamic Random Access Memory) - синхронная динамическая память с произвольным доступом. Предназначена для согласования скорости работы сравнительно медленных устройств, таких, например, как динамическая память с относительно быстрым микропроцессором. Обычно программа использует память какой-либо ограниченной области. Храня нужную информацию в кэш-памяти, программа позволяет избежать циклов ожидания в его работе, которые снижают производительность всей системы. Элементарная ячейка представляется статическими триггерами на биполярных или МДП (металл-дизлектрик-полупроводник) транзисторах. Число состояний триггера равно двум, что позволяет использовать его для хранения двоичной единицы информации. Получив заряд один раз, ячейка такой памяти способна хранить его сколь угодно долго, по крайней мере до тех пор, пока будет питание |
|||
|
|
|
DDR |
Память стандарта DDR (Double Data Rate). По сравнению с SDRAM у DDR вдвое увеличенная шина внутри чипа и передача данных осуществляется на вдвое повышенной частоте. В DDR передача информации идет по обоим фронтам тактового сигнала, то есть два раза за такт. Отсюда и берет свое начало аббревиатура DDR - Double Data Rate. С приходом стандарта DDR появились такие понятия, как реальная и эффективная частота памяти. К примеру, многие модули памяти DDR работали на скорости 200 МГц. Эта частота называется реальной. Но из-за того, что передача данных осуществлялась по обоим фронтам тактового сигнала, производители в маркетинговых целях умножали эту цифру на 2 и получали якобы эффективную частоту 400 МГц, которую и указывали в маркировке (в данном случае - DDR-400). В стандарте DDR впервые появился двухканальный режим работы памяти. Использовать его можно было при наличии четного числа модулей памяти в системе. Его суть заключается в создании виртуальной 128-битной шины за счет чередования модулей. В таком случае происходила выборка сразу 256 бит. Такая архитектура, применяемая в DDR SDRAM, называется архитектурой "2n-предвыборки" (2n-prefetch). В этой архитектуре доступ к данным осуществляется "попарно" - каждая одиночная команда чтения данных приводит к отправке по внешней шине данных двух элементов (разрядность которых, как и в SDR SDRAM, равна разрядности внешней шины данных). Аналогично каждая команда записи данных ожидает поступления двух элементов по внешней шине данных. Именно это обстоятельство объясняет, почему величина "длины пакета" (Burst Length, BL) при передаче данных в устройствах DDR SDRAM не может быть меньше 2 |
DDR2 |
Первые модули типа DDR2 появились в продаже во втором квартале 2003 года. В сравнении с DDR оперативная память второго поколения не получила существенных изменений. Если раньше внутренняя шина данных была вдвое больше, чем внешняя, то теперь она стала шире в четыре раза. При этом возросшую производительность чипа стали передавать по внешней шине с удвоенной частотой. Именно частотой, но не удвоенной скоростью передачи. В итоге мы получили, что если у DDR-400 чип работал на реальной частоте 200 МГц, то в случае DDR2-400 он функционировал со скоростью 100 МГц, но с вдвое большей внутренней шиной |
|||
DDR3 |
При переходе от стандарта DDR2 к DDR3 сохранилась передача данных по обоим концам тактового сигнала, а теоретическая пропускная способность выросла в два раза. Модули DDR3 получили 8-битную предвыборку (у DDR2 она была 4-битной). При этом внутренняя шина стала в восемь раз больше, чем внешняя. Из-за этого в очередной раз при смене поколений памяти увеличились ее тайминги. Номинальное рабочее напряжение для DDR3 было снижено до 1,5 В, что позволило сделать модули более энергоэффективными |
|||
DDR4 |
Основными преимуществами DDR4 над DDR3 являются: более широкий диапазон тактовых частот и таймингов, низкое энергопотребление и уменьшенная задержка. Оперативная память DDR4 работает гораздо эффективнее, требуя 1,2 В. Преимуществом DDR4 над DDR3 является увеличение максимального лимита памяти, который можно установить на одной материнской плате. В наилучшем возможном сценарии теоретический лимит конфигурации с памятью DDR3 составляет 128 Гб, тогда как верхний предел DDR4 в четыре раза выше и равняется 512 Гб |
|||
6.2 |
Архитектура |
Список |
|
Понятие архитектуры микропроцессора включает в себя систему команд, способы адресации, возможность совмещения выполнения команд во времени, наличие дополнительных устройств в составе микропроцессора, принципы и режимы его работы. Выделяют понятия микроархитектуры и макроархитектуры. Микроархитектура микропроцессора - это аппаратная организация и логическая структура микропроцессора, регистры, управляющие схемы, арифметико-логические устройства, запоминающие устройства и связывающие их информационные магистрали. Макроархитектура - это система команд, типы обрабатываемых данных, режимы адресации и принципы работы микропроцессора. В общем случае под архитектурой ЭВМ понимают абстрактное представление машины в терминах основных функциональных модулей, языка ЭВМ, структуры данных [15] |
CISC |
CISC (Complete Instruction Set Computer) - микроархитектура с полным набором команд. Архитектура процессоров компании Intel основана на системе команд CISC (Complex Instruction Set Computer) - полной системе команд переменной длины. Команды процессора могут иметь длину от 8 до 108 бит, и процессор должен последовательно декодировать инструкцию после определения ее границ. Первые процессоры для персональных компьютеров были скалярными устройствами (то есть могли в каждый момент времени выполнять только одну команду), конвейерная обработка (то есть одновременное выполнение нескольких команд на разных стадиях конвейера) применялась лишь в больших ЭВМ. Для CISC-процессоров характерно: - сравнительно небольшое число регистров общего назначения; - большое количество машинных команд, некоторые из которых нагружены семантически аналогично операторам высокоуровневых языков программирования и выполняются за много тактов; - большое количество методов адресации; - большое количество форматов команд различной разрядности; - преобладание двухадресного формата команд; - наличие команд обработки типа регистр-память. С точки зрения программиста, все х86-совместимые процессоры являются CISC-процессорами, но на самом деле их современные модели спроектированы на основе RISC-ядра. Выполнение CISC-команд эмулируется аппаратурой процессора путем их преобразования "на лету" в команды RISC-ядра с помощью специального блока декодирования инструкций и микропрограммы-транслятора. Такой подход позволяет повысить эффективность работы при сохранении совместимости, а также позволяет исправлять некоторые ошибки проектирования уже после выпуска чипа в серийное производство |
|||
RISC |
RISC (Reduced Instruction Set Computer). Сокращенный набор команд компьютера фиксированной длины, который оптимизирован для суперскалярных (с возможностью выполнения нескольких команд одновременно) конвейерных вычислений. Для RISC-процессоров характерно: - архитектура, отделяющая команды обработки от команд работы с памятью; - эффективная конвейерная обработка; - система команд разрабатывалась таким образом, чтобы выполнение любой команды занимало небольшое количество машинных тактов (предпочтительно один машинный такт); - логика выполнения команд, с целью повышения производительности, ориентировалась на аппаратную, а не на микропрограммную реализацию (чтобы упростить логику декодирования команд, использовались команды фиксированной длины и фиксированного формата); - наличие достаточно большого регистрового файла (в типовых RISC-процессорах реализуются 32 или большее число регистров по сравнению с 8-16 регистрами в CISC-архитектурах), что позволяет большему объему данных храниться в регистрах на процессорном кристалле большее время и упрощает работу компилятора по распределению регистров под переменные; - для обработки, как правило, используются трехадресные команды, что помимо упрощения дешифрации дает возможность сохранять большее число переменных в регистрах без их последующей перезагрузки. Архитектуры процессоров CISC и RISC развивались практически независимо, однако в отдельных модификациях процессоров AMD удалось совместить обе архитектуры. То есть микроядро процессора работает на основе инструкций RISC, а специальный блок интерпретирует команды CISC для обеспечения совместимости с программами для процессоров х86 |
|||
MISC |
MISC (Minimum instruction set computer) - вычисления с минимальным набором команд. Принцип простоты, изначальный для RISC-процессоров, слишком быстро отошел на задний план. В развитии RISC превзошел многие CISC-процессоры по сложности. Архитектура MISC строится на стековой вычислительной модели с ограниченным числом команд (примерно 20-30 команд) |
|||
VLIW |
VLIW (Very long instruction word) - сверхдлинное командное слово. Особенностью VLIW является то, что в каждой команде процессора может содержаться до 23 элементарных операций, которые должны исполняться параллельно. Архитектура процессоров с явно выраженным параллелизмом вычислений, заложенным в систему команд процессора. Ключевым отличием от суперскалярных CISC-процессоров является то, что для них загрузкой исполнительных устройств занимается часть процессора (планировщик), на что отводится достаточно малое время, в то время как загрузкой вычислительных устройств для VLIW-процессора занимается компилятор, на что отводится существенно больше времени (качество загрузки и, соответственно, производительность теоретически должны быть выше). Архитектура процессоров с несколькими вычислительными устройствами характеризуется тем, что одна инструкция процессора содержит несколько операций, которые должны выполняться параллельно. Фактически это "видимое программисту" микропрограммное управление, когда машинный код представляет собой лишь немного свернутый микрокод для непосредственного управления аппаратурой. В процессорах VLIW задача распределения решается во время компиляции и в инструкциях явно указано, какое вычислительное устройство какую команду должно выполнять. VLIVV можно считать логическим продолжением идеологии RISC, расширяющей ее на архитектуры с несколькими вычислительными модулями. Также, как в RISC, в инструкции явно указывается, что именно должен делать каждый модуль процессора. Из-за этого длина инструкции может достигать 128 или даже 256 бит |
|||
EPIC |
EPIC (Explicitly parallel instruction computing) - микропроцессорная архитектура с явным параллелизмом команд. EPIC позволяет микропроцессору выполнять инструкции параллельно, опираясь на работу компилятора, а не выявляя возможность параллельной работы инструкций при помощи специальных схем. В теории это могло упростить масштабирование вычислительной мощности процессора без увеличения тактовой частоты. Архитектура EPIC имеет следующие особенности для устранения недостатков VLIW: - каждая группа из нескольких инструкций называется бандлом (bundle). Каждый бандл может иметь стоповый бит, обозначающий, что следующая группа зависит от результатов работы данной. Такой бит позволяет создавать будущие поколения архитектуры с возможностью параллельного запуска нескольких бандлов. Информация о зависимостях вычисляется компилятором, и поэтому аппаратуре не придется проводить дополнительную проверку независимости операндов; - для предподкачки данных используется инструкция программной подкачки (software prefetch). Предподкачка увеличивает вероятность того, что к моменту исполнения команды загрузки данные уже будут в кэше. Также в этой инструкции могут быть дополнительные указания для выбора различных уровней кэша для данных. Инструкция спекулятивной загрузки используется для загрузки данных до того, как станет известно, будут ли они использованы (bypassing control dependencies) или будут ли они изменены перед использованием (bypassing data dependencies); - инструкции проверки загрузки (check load instruction) помогают инструкциям спекулятивной загрузки при помощи проверок установить, зависела ли инструкция загрузки от последующей записи. В случае наличия подобной зависимости спекулятивная загрузка должна быть повторена |
|||
MIPS |
MIPS (Microprocessor without Interlocked Pipeline Stages) - микропроцессор без блокировок в конвейере. Микропроцессор, разработанный компанией MIPS Computer Systems (в настоящее время MIPS Technologies) в соответствии с концепцией проектирования процессоров RISC (то есть для процессоров с упрощенным набором команд). Основная идея - сильно упростив внутреннее устройство RISC-процессора и используя очень длинный конвейер, можно получить процессор, не умеющий выполнять сложные инструкции, зато работающий на очень высоких тактовых частотах, позволяющих скомпенсировать потери производительности на эмуляцию этих сложных инструкций. Изначально предполагалось, что MlPS-процессоры не будут аппаратно поддерживать даже операции умножения и деления, благодаря чему можно было обойтись без сложных в реализации блокировок конвейера, но в чистом виде идея безостановочной работы оказалась неработоспособной. Ранние модели процессора имели 32-битную структуру, позднее появились его 64-битные версии. Существует множество модификаций процессора, включая MIPS I, MIPS II, MIPS III, MIPS IV, MIPS V, MIPS32 и MIPS64, из них действующими являются MIPS32 (для 32-битной реализации) и MIPS64 (для 64-битной реализации). MIPS32 и MIPS64 определяют как набор регистров управления, так и набор команд |
|||
ARM |
ARM (Advanced RISC Machine, Acorn RISC Machine) - усовершенствованная RISC-машина. ARM-технология относится к 32-битной микропроцессорной архитектуре, содержащей сокращенный набор команд, что именуется как RISC. По проведенным подсчетам, применение процессоров ARM - это 82 % от всего количества производимых RISC-процессоров, что говорит о довольно широкой зоне охвата 32-битных систем. С технической точки зрения называть чипы архитектуры ARM процессорами не совсем верно, так как помимо одного или нескольких вычислительных ядер они включают целый ряд сопутствующих компонентов. Более точными являются термины "однокристальная система" и "система-начипе" (от англ. system on a chip). Новейшие "однокристальные системы" для смартфонов и планшетных компьютеров включают контроллер оперативной памяти, графический ускоритель, видеодекодер, аудиоокодек и опционально модули беспроводной связи. Узкоспециализированные чипы могут включать дополнительные контроллеры для взаимодействия с периферийными устройствами, например датчиками |
|||
Архитектура "Эльбрус" |
В архитектуре "Эльбрус" основную работу по анализу зависимостей и оптимизации порядка операций берет на себя компилятор. Процессору на вход поступают так называемые "широкие команды", в каждой из которых закодированы инструкции для всех исполнительных устройств процессора, которые должны быть запущены на данном такте. От процессора не требуется анализировать зависимости между операндами или переставлять операции между широкими командами. Все это делает компилятор, исходя из анализа исходного кода и планирования ресурсов процессора. В результате аппаратура процессора может быть проще и экономичнее. Компилятор способен анализировать исходный код гораздо тщательнее, чем аппаратура RISC/CISC процессора, и находить больше независимых операций. Поэтому в архитектуре "Эльбрус" больше параллельно работающих исполнительных устройств, чем в традиционных архитектурах, и на многих алгоритмах она демонстрирует большую архитектурную скорость [16] |
|||
6.3 |
Тип интерфейса по ГОСТ Р 55893-2013 (пункт 3.2) |
Список |
|
Интерфейс - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной машины или системы обработки информации и (или) программ (по ГОСТ 15971-90, таблица 1, пункт 30) |
ATA |
ATA (англ. Advanced Technology Attachment) или IDE (англ. Integrated Drive Electronics) - параллельный интерфейс подключения накопителей (гибких дисков, жестких дисков и оптических дисководов) к компьютеру. В 1990-е годы был стандартом на платформе IBM PC; в настоящее время вытеснен своим последователем - SATA- и с его появлением получил название PATA (Parallel ATA) |
|||
SATA |
Усовершенствованная версия интерфейса ATA. С помощью SATA подключают к материнской плате накопители, например жесткий диск. Как правило, это внутренний интерфейс, но иногда его выводят наружу |
|||
AGP |
Специальная шина, с помощью которой подключают видеокарту. AGP считается устаревшей версией, на смену которой пришла PCIe. Тем не менее этот интерфейс достаточно распространен, так как под него было выпущено большое количество платформ |
|||
PCI и PCI-x |
Стандартные параллельные шины, с помощью которых подключаются сетевые и звуковые карты, модемы, платы захвата видео. Наибольший спрос среди пользователей имеет шина PCI 2.1 с пропускной способностью до 133 Мбит/с. У PCI-x эта способность намного выше, поэтому ее используют на материнских платах рабочих станций и серверов |
|||
PCI Express (PCIe) |
С шинами PCI ее связывает только похожее название. Это не параллельный, а последовательный интерфейс. С помощью него можно подключить графические и другие виды карт. PCIe обеспечивает пропускную способность в два раза выше, чем AGP |
|||
JTAG |
Интерфейс, через который осуществляется обмен тестовыми инструкциями и данными между ведущим устройством и встроенными средствами тестирования (ТАР - Test Access Port) |
|||
6.4 |
Перечень поддерживаемых типов интерфейсов |
Текстовый |
- |
Перечень поддерживаемых типов интерфейсов (через запятую) из списка интерфейсов 6.3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.