Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 63475-8 "О внесении изменения в статью 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о неприменении предусмотренных статьей административных штрафов к органам местного самоуправления) внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым, А.Н. Диденко, С.Д. Леоновым
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается не применять административные штрафы, установленные частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего указанные в данной норме требования неимущественного характера), к органам местного самоуправления, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц. Согласно позиции, изложенной в пояснительной записке, исполнительные листы не выполняются муниципальными образованиями только по причине нехватки средств в бюджетных сельских и городских поселений.
Соглашаясь с тем, что обозначенная в законопроекте проблема заслуживает внимания, Комитет отмечает, что по данному проекту федерального закона имеются существенные замечания, которые требуют доработки до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Часть 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает повышенную ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Установление такой ответственности было обусловлено тем, что указанные правонарушения несут в себе повышенную общественную опасность, в связи с чем должны быть исполнены в установленный срок, так как их неустранение или несвоевременное устранение в отдельных случаях могут приводить к возникновению происшествий, способных причинить вред жизни или здоровью граждан, а также повлечь за собой гибель людей.
Альтернативных способов обеспечения своевременного исполнения указанных требований авторами законопроекта не предлагается.
Что же касается ответственности органов местного самоуправления, то необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий или выполнение соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных и юридических лиц подлежит прекращению.
Таким образом, помимо того, что наличие вины само по себе является необходимым условием наступления административной ответственности, в КоАП РФ предусмотрен дополнительный инструмент, призванный обезопасить вышеуказанных лиц от необоснованного привлечения их к административной ответственности.
Необходимо отметить, что освещенную законопроектом проблему действительно нельзя оставить без внимания.
По утверждению авторов законопроекта, возможное неисполнение исполнительных документов связано с низкой бюджетной обеспеченностью. Из позиции авторов следует, что целью законопроекта является не допустить необоснованного привлечения к ответственности юридических лиц, поскольку наложение штрафа в таком случае будет являться дополнительной нагрузкой на местный бюджет и не будет способствовать достижению целей административного наказания и устранению последствий правонарушения.
Вместе с тем, имея в виду изложенные обстоятельства, следует помнить о необходимости исполнения соответствующих требований неимущественного характера, указанных в исполнительном документе, с учетом их повышенной общественной опасности.
Таким образом, полагаем целесообразным рассмотреть возможность реализации механизма, позволяющего, не снимая обязанности исполнить необходимые требования, освободить муниципальные бюджеты от чрезмерной нагрузки, которая не поспособствует решению проблемы, а лишь усугубит ситуацию.
Также, с учетом того, что в соответствии с санкцией части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ ответственность по данной норме предусмотрена только для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, полагаем возможным рассмотреть и обсудить вопрос установления указанной административной ответственности для должностных лиц.
Поскольку вышеизложенные замечания затрагивают предлагаемую концепцию законопроекта, Комитет отмечает целесообразность доработки текста с учетом обозначенных вопросов.
Законопроект N 63475-8 в целом соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года).
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует субъектам права законодательной инициативы - депутатам Государственной Думы Я.Е. Нилову, Д.А. Свищеву, А.Н. Диденко, С.Д. Леонову - доработать текст законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.