Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы администрации Елизовского муниципального района Камчатского края к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Администрация Елизовского муниципального района Камчатского края (далее также - Администрация) оспаривает конституционность Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 271-ФЗ) и Правил передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, расположенных на территории опережающего развития (далее - Правила; утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 390; в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 года N 2555).
Как следует из представленных материалов, решением Елизовского районного суда Камчатского края от 8 декабря 2022 года, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении административного искового заявления Администрации о признании незаконным представления прокурора об устранении нарушений законодательства, выразившихся в предоставлении по договору аренды от 1 июля 2022 года земельного участка, расположенного на территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка", организации, не являвшейся резидентом этой территории. Подтверждая правомерность данного представления прокурора, суды подчеркнули, что действия Администрации нарушали права неопределенного круга лиц и затрагивали права и законные интересы управляющей компании, которая в силу Федерального закона "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" и Правил имела преимущественное право на получение земельных участков, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития. При этом было отмечено, что 29 апреля 2022 года (т.е. до предварительного согласования постановлением от 11 мая 2022 года предоставления указанной организации земельного участка) Администрация получила обращение управляющей компании об утверждении схемы расположения земельного участка, границы которого пересекались с границами земельного участка, предоставленного организации.
По мнению Администрации, выражающей несогласие с принятыми по ее делу судебными актами, оспариваемые положения являются неопределенными и не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку не содержат норм о порядке предоставления земельных участков организации, не являющейся резидентом территории опережающего социально-экономического развития, и о преимущественном праве управляющей компании на предоставление земельных участков на такой территории.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Территория опережающего социально-экономического развития (в настоящее время - территория опережающего развития) представляет собой часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О территориях опережающего развития в Российской Федерации"). В силу данного Федерального закона достижение целей создания указанной территории путем управления ею обеспечивается управляющей компанией (т.е. акционерным обществом, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению такой территорией и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочерним хозяйственным обществом, которое создано с участием такого акционерного общества), которой, среди прочего, в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития (пункт 5 статьи 2 и часть 1 статьи 9).
В соответствии с приведенными нормами Правительством Российской Федерации утверждены Правила, на основании которых управляющей компании в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития передаются, в частности, земельные участки (пункты 1 и 2).
Таким образом, оспариваемое регулирование (как в ранее действовавшей, так и в актуальной редакции) определяет - с учетом особенностей правового статуса территорий опережающего социально-экономического развития (территорий опережающего развития) - порядок управления ими и закрепляет наряду с прочим правила передачи управляющей компании земельных участков, расположенных на таких территориях, а потому само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя.
Разрешение же вопросов о наличии или отсутствии оснований для передачи конкретного земельного участка управляющей компании с учетом фактических обстоятельств и положений соглашения о создании определенной территории социально-экономического развития, к чему, по существу, сводятся доводы заявителя, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 1181-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации Елизовского муниципального района Камчатского края на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" и Правилами передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, расположенных на территории опережающего развития"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)