Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Б. Севастьянова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.Б. Севастьянов оспаривает пункт 2 статьи 10 "Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений" Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
Из представленных материалов следует, что апелляционным определением областного суда, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении административного искового заявления А.Б. Севастьянова о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанных с перенаправлением его обращений для разрешения поставленных в них вопросов в прокуратуру Волгоградской области. Как указали суды, передача обращений заявителя на рассмотрение нижестоящей прокуратуры не противоречит действующему регулированию, поскольку такие обращения не являлись жалобами на действия (бездействие) должностных лиц прокуратуры Волгоградской области, а потому на них не распространяется запрет, предусмотренный частью 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение во взаимосвязи с положениями указанного Федерального закона и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утверждена приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45) противоречит статьям 33 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет органам прокуратуры, в том числе Генеральной прокуратуре Российской Федерации, уклоняться от рассмотрения обращений гражданина путем их необоснованной передачи на разрешение в нижестоящий орган прокуратуры без учета того, что ранее этим органом рассматривалось обращение этого гражданина, содержащее такие же доводы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривают, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).
Приведенное регулирование конкретизирует положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие право граждан на обращение в государственные органы (статья 33), а также гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1), не допускает передачи обращения, содержащего просьбу о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов заявителя либо прав, свобод или законных интересов других лиц (т.е. жалобы), на рассмотрение того органа, с решением, действием (бездействием) которого связывается такое нарушение, и при этом не исключает передачу обращения на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры в соответствии с их компетенцией.
Соответственно, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязывающий рассматривать поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, обеспечивает реализацию гражданами права на обращение, не предполагает принятия произвольных решений о перенаправлении обращений и сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права А.Б. Севастьянова.
Проверка же выводов должностных лиц прокуратуры и судов относительно правомерности передачи обращения заявителя на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры, будучи связанной с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе касающихся выяснения содержания такого обращения, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Севастьянова Алексея Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 1157-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Севастьянова Алексея Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-