Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.3. Выполнение мер по реализации международных актов
и нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В 2023 году приоритетно совершенствовался государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к продукции и процессам. Из 24 действующих регламентов надзор осуществлялся по 20: 17 техническим регламентам Таможенного союза и 3 техническим регламентам Евразийского экономического союза.
Контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза осуществлялся в 58,2% контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), в том числе в 42,4% плановых проверок (2021 г. - 83,6% и 65,4% соответственно).
Всего в 2023 году в рамках Федерального закона N 248-ФЗ проведено 699 КНМ в сфере технического регулирования, что на 34,0% меньше, чем в 2021 г. (2021 г. - 1059). Снижение числа КНМ в большей степени произошло за счет снижения как количества плановых КНМ, так и внеплановых КНМ и обусловлено особенностями осуществления контроля (надзора) на основании Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Количество плановых КНМ за соблюдением требований технических регламентов незначительно снизилось, при этом на 13,0% увеличилась их доля в общем количестве КНМ и составила 49,6% (347 КНМ), 2021 г. - 36,4% и 386 КНМ, соответственно. Доля плановых проверок, в ходе которых применены лабораторные и инструментальные методы исследований, составила 94,2%, что соответствует 2021 году (97,4%).
В 43,1% проверок в сфере технического регулирования выявлены нарушения обязательных требований технических регламентов (2021 г. - 70,1%), по результатам которых в 100% проверок приняты меры: возбуждены дела об административных правонарушениях, переданы материалы для обращения в суд (табл. 222).
Таблица 222
Осуществление государственного контроля (надзора)
за соблюдением требований технических регламентов
|
2021 |
2022 |
2023 |
Динамика изменений 2021/2023 |
Всего проведено КНМ за соблюдением обязательных требований ТР ТС, из них: |
1059 |
908 |
699 |
- 1,5 раза |
плановые КНМ |
386 |
476 |
347 |
- 10,1% |
внеплановые КНМ |
673 |
432 |
352 |
- 1,9 раза |
Количество КНМ с лабораторным контролем |
889 |
807 |
660 |
- 25,8% |
КНМ с нарушениями обязательных требований |
742 |
449 |
301 |
- 2,5 раза |
Доля КНМ в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции не изменилась и составила 94,6% (2542 проверки), из них 48,8% плановых (2021 г. -94,0% и 2935 проверок, соответственно). Осуществлялся государственный контроль (надзор) за соблюдением требований 9 из 10 технических регламентов Таможенного союза и 3 из 4 Технических регламентов Евразийского экономического союза в области безопасности пищевой продукции (за исключением ТР ЕАЭС 047/2018 "О безопасности алкогольной продукции", т.к. не вступил в силу, и ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна"). В структуре проведенных КНМ более 50% составили проверки за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (569 КНМ) и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (503 КНМ) (табл. 223).
Таблица 223
Структура проведенных контрольных (надзорных) мероприятий
в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции
|
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" |
788 |
28,6 |
702 |
27,9 |
781 |
30,7 |
ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" |
777 |
28,2 |
656 |
26,1 |
544 |
21,4 |
ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" |
204 |
7,4 |
356 |
14,1 |
315 |
12,4 |
ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" |
188 |
6,8 |
177 |
7,0 |
178 |
7,0 |
ТР ЕАЭС 051/2021 "О безопасности мяса птицы и продукции его переработки" |
|
|
|
|
167 |
6,6 |
ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции" |
144 |
5,2 |
121 |
4,8 |
152 |
6,0 |
ТР ЕАЭС 044/2017 "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" |
57 |
2,1 |
151 |
6,0 |
143 |
5,6 |
ТР ТС 035/2014 "Технический регламент на табачную продукцию" |
230 |
8,3 |
2 |
0,1 |
105 |
4,1 |
В 52,2% проверок от числа КНМ с взаимодействием применены лабораторные и инструментальные методы контроля (2022 г. - 56,2%, 2021 г. - 52,2%), в том числе 95,8% КНМ за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", 95,0% проверок за соблюдением требований ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", в 44,4% КНМ за соблюдением требований ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции". Число отобранных и исследованных проб пищевой продукции в сравнении с 2021 годом сократилось на треть. Всего в 2023 году специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" отобрано 5194 проб пищевой продукции, выполнено 21,7 тыс. исследований на органолептические, санитарно-химические, микробиологические, паразитологические и радиологические показатели против 6807 проб и 28,8 тыс. исследований в 2021 году. Удельный вес пищевой продукции, не соответствующей нормативным требованиям, в 2023 году незначительно увеличился до 1,3% против 1,0% в 2021 году.
Количество КНМ за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза в отношении непродовольственных товаров снизилось на 20,3% в сравнении с 2021 годом, всего проведено 141 КНМ (5,4% от общего числа проверок за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза) (2021 г. - 177 проверок) (табл. 224).
Таблица 224
Структура проведенных контрольных (надзорных) мероприятий
в отношении непродовольственных товаров
|
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" |
31 |
17,5 |
7 |
5,1 |
43 |
30,5 |
ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" |
69 |
39,0 |
39 |
28,7 |
42 |
29,8 |
ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" |
14 |
7,9 |
37 |
27,2 |
27 |
19,1 |
ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" |
23 |
13,0 |
2 |
1,5 |
8 |
5,7 |
ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" |
7 |
4,0 |
2 |
1,5 |
8 |
5,7 |
ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" |
8 |
4,5 |
23 |
16,9 |
7 |
5,0 |
ТР ТС 010/2011 "О безопасности низковольтного оборудования" |
7 |
4,0 |
|
|
5 |
3,5 |
ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции" |
18 |
10,2 |
26 |
19,1 |
1 |
0,7 |
В 41,8% КНМ с взаимодействием применены лабораторные и инструментальные методы контроля против 45,8% в 2021 году. Всего специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" отобрано 72 образца непродовольственных товаров, выполнено 1009 исследований, в т.ч. на биологические, органолептические, микробиологические, физико-химические, санитарно-гигиенические и токсикологические показатели (2021 год - 199 образца и 848 исследований). В сравнении с 2021 годом до 8,3% (6 образцов) увеличилась доля образцов непродовольственной продукции, не соответствующая обязательным требованиям технических регламентов (2021 год - 1 образец (0,5%).
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий составлено 314 протокола об административных правонарушениях, из числа рассмотренных административных дел вынесено 168 постановлений о привлечении к административной ответственности, в том числе 110 постановлений о наложении штрафа на сумму 3,3 млн. рублей. По материалам Управления судом принято решение о наложении 95 штрафов с конфискацией на сумму 2,1 млн. рублей. Конфисковано продукции на сумму 2,7 млн. рублей. В рамках надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов должностными лицами Управления выдано 121 предписание, из них 24 - об устранении выявленных нарушений требований ТР ТС (2022 г. - 26, 2021 г. - 133), 80 - о разработке программ мероприятий по предотвращению причинения вреда (2022 г. - 43, 2021 г. - 55), 10 - о приостановлении реализации продукции (2022 г. - 6, 2021 г. - 12), 4 - о прекращении действия декларации (2022 г. - 4, 2021 г. - 15). Все предписания выполнены (табл. 225).
Таблица 225
Принятые меры по результатам контрольных (надзорных)
мероприятий
|
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Динамика изменений 2023/2021 |
Составлено протоколов |
475 |
298 |
314 |
- 34% |
Меры административного наказания, всего, в т.ч.: |
375 |
246 |
168 |
- 2,2 раза |
предупреждение |
85 |
111 |
58 |
- 1,5 раза |
административный штраф |
290 |
135 |
110 |
- 2,6 раза |
Сумма штрафов, тыс. руб. |
10474,0 |
5140,0 |
3268,0 |
- 3,2 раза |
Сумма 1 штрафа, тыс. руб. |
36,1 |
38,1 |
29,7 |
- 17,7% |
Меры административного наказания, принятые судом, всего, в т.ч. |
46 |
17 |
95 |
+ 2,1 раза |
административный штраф с конфискацией |
46 |
16 |
95 |
+ 2,1 раза |
административное приостановление деятельности |
|
1 |
|
|
Выдано предписаний об устранении выявленных нарушений |
230 |
79 |
121 |
- 1,9 раза |
из них исполнено, % |
98,0 |
100,0 |
100,0 |
2% |
В рамках реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в 2023 году специалистами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" проведено 5854 профилактических мероприятия против 1015 в 2021 году. В структуре профилактических мероприятий на профилактический визит приходится 44,2%, на информирование - 24,8%, консультирование - 23,3%, объявление предостережения - 7,7% (табл. 226)
Таблица 226
Число профилактических мероприятий, проведенных по вопросам
соблюдения обязательных требований технических регламентов
|
2021 г. |
2022 г. |
2022 г. |
Динамика изменений 2022/2021 |
Число профилактических мероприятий, всего, из них: |
1015 |
3884 |
5854 |
+ 5,8 раза |
информирование |
359 |
606 |
1452 |
+ 4,0 раза |
объявление предостережения |
6 |
235 |
450 |
+ 75 раз |
консультирование |
422 |
2081 |
1365 |
+ 3,2 раза |
профилактический визит |
228 |
962 |
2587 |
+ 11,3 раза |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.