В целях повышения эффективности контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования и социально-правовой защиты детства Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, Администрация Балахнинского муниципального округа Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о ведомственном контроле за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования и социально-правовой защиты детства администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.
2. Отменить постановление администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 03.11.2023 N 1983 "Об утверждении Положения о ведомственном контроле за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования и социально-правовой защиты детства администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области".
3. Отделу организационно-протокольной работы администрации Балахнинского муниципального округа (А.Н. Мишина) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Рабочая Балахна" и размещение на официальном интернет-сайте Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.
4. Настоящее положение вступает в законную силу с момента его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя главы администрации (С.П. Якименко).
Глава местного самоуправления |
А.В. Дранишников |
Утверждено
постановлением администрации
Балахнинского муниципального округа
Нижегородской области
от 26.04.2024 N 867
Положение
о ведомственном контроле за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования и социально-правовой защиты детства администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области
(далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение направлено на осуществление ведомственного контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования и социально-правовой защиты детства администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, регламентирует порядок проведения контрольных мероприятий, оформление их результатов, периодичность осуществления ведомственного контроля в соответствии со своими полномочиями.
1.2. Органом, осуществляющим ведомственный контроль за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования и социально-правовой защиты детства администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области (далее - управление образования).
1.3. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления ведомственного контроля в отношении: дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования (далее - образовательные учреждения).
1.4. Под ведомственным контролем понимается проведение управлением образования изучения деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений (комплексное, тематическое, оперативное), осуществление мониторинга их деятельности, направленные на оценку соблюдения руководителями образовательных учреждений требований нормативных правовых актов в области образования, устава образовательного учреждения, муниципальных нормативных правовых актов Балахнинского муниципального округа, распорядительных актов управления образования (далее - проверка). Ведомственный контроль не может осуществляться по вопросам, отнесенным к государственному контролю (надзору), осуществляемому управлением по контролю и надзору в сфере образования министерства образования и науки Нижегородской области.
1.5. Ведомственный контроль образовательных учреждений осуществляется работниками управления образования, должностными инструкциями которых предусмотрено проведение проверок по различным направлениям деятельности.
1.6. Работники управления образования, привлеченные к проверке, имеют право посещать образовательные учреждения в порядке, установленном данным Положением, при предъявлении приказа управления образования о проведении проверки по конкретному факту, направлению деятельности.
1.7. Работники управления образования, привлеченные к проверке, обязаны:
- осуществлять плановую или внеплановую, документарную проверку только на основании приказа управления образования;
- осуществлять плановую или внеплановую проверку только в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательного учреждения;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя образовательного учреждения с результатами проверки;
- соблюдать установленные сроки проведения проверки.
1.8. Работники управления образования, привлеченные к проверке, не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции управления образования;
- осуществлять плановые проверки без уведомления руководителей образовательных учреждений;
- требовать от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательного учреждения документы и иные сведения, если они не являются объектами проверки;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки.
1.9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель образовательного учреждения имеет право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от сотрудников, привлеченных к проверкам, информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и письменно выразить свое согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями сотрудников, привлеченных к проверкам.
1.10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель образовательного учреждения обязан:
- обеспечить присутствие должностных лиц образовательного учреждения, ответственных за организацию и проведение мероприятий по вопросам проверки;
- предоставлять необходимую информацию и документы для достижения цели и задач проведения проверки;
- представлять письменные и устные объяснения по предмету проверки.
1.11. Результатом исполнения ведомственного контроля могут являться: приказ, справка, акт, служебная записка, отчет, аналитические и сводные материалы, информация (далее - итоговый документ).
2. Цели, задачи, предмет ведомственного контроля
2.1. Целью ведомственного контроля является повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.
2.2. Задачи ведомственного контроля:
- выявление случаев нарушения и неисполнения распорядительно-правовых актов управления образования, муниципальных нормативных правовых актов Балахнинского муниципального округа в деятельности образовательных учреждений и принятие в пределах своей компетенции мер по их предупреждению;
- анализ и оценка эффективности результатов деятельности образовательных учреждений, должностных лиц;
- изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;
- оказание методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм и правил.
2.3. Предметом ведомственного контроля является:
- соответствие локальных актов образовательного учреждения муниципальным правовым актам в области образования;
- выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- реализация образовательных программ, в том числе адаптированных;
- анализ рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности на соответствие установленных требований;
- анализ учебного плана на соответствие структуры учебного плана, наименования и перечня учебных предметов ФГОС, минимально установленного количества часов на их изучение на базовом и профильном уровнях;
- организация и результативность профильного обучения и работы классов с углубленным изучением отдельных предметов;
- соблюдение порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях;
- обеспечение гражданам возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;
- реализация муниципальных программ в сфере образования;
- качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);
- выполнение мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования;
- совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
- соответствие условий и наличие документов, обеспечивающих воспитание и социализацию обучающихся (планы, программы, воспитательная система);
- предоставление услуг в электронном виде;
- ведение сайта образовательной организации;
- организация питания обучающихся;
- организация охраны здоровья обучающихся;
- организация предоставления услуг групп продленного дня;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи обучающимся;
- функционирование системы государственно-общественного управления образовательной организации;
- трудовые отношения в образовательной организации, оплата труда, эффективный контракт;
- контроль за использованием бюджетных средств, изучение состояния бухгалтерского учета и отчетности;
- кадровая политика и кадровое обеспечение;
- организационно-методическое сопровождение прохождения аттестации, повышения квалификации;
- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- организация отдыха и оздоровления детей;
- организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- результаты образовательной деятельности;
- осуществление образовательным учреждением деятельности по оказанию платных услуг;
- качество предоставляемых образовательных услуг;
- оплата труда педагогических работников, охрана труда и техника безопасности, др. вопросы трудовых отношений;
- материально-техническое оснащение и финансовое обеспечение образовательных учреждений;
- готовность образовательных учреждений к новому учебному году;
- результаты управленческой деятельности в образовательных учреждениях, в том числе принятие решения органами управления образовательного учреждения.
3. Организационные виды, формы и методы ведомственного контроля
3.1. Ведомственный контроль осуществляется в виде:
- мониторинга;
- комплексного изучения деятельности администрации образовательного учреждения;
- тематического изучения деятельности администрации образовательного учреждения.
3.2. Мониторинг системы образования (далее - мониторинг) систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, часов внеурочной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.
Мониторинг проводится путем сбора, обработки и анализа информации о деятельности системы образования Балахнинского муниципального округа, в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями, в порядке и пределах, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3.3. Комплексное изучение деятельности направлено на всестороннее изучение и оценку соответствия деятельности администрации проверяемых образовательных учреждений обязательным для исполнения требованиям.
3.4. Тематическое изучение деятельности направлено на изучение и оценку соответствия деятельности администрации образовательных учреждений обязательным для исполнения требованиям по отдельному направлению или отдельному вопросу их деятельности.
3.5. Ведомственный контроль осуществляется в форме плановой, внеплановой (оперативной) проверки.
3.6. Плановые проверки отражаются в плане работы управления образования на очередной календарный год и доводится до сведения образовательных учреждений. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
3.7. Решение об отмене или переносе срока проверки, предусмотренной планом, принимается начальником управления образования.
3.8. Внеплановые (оперативные) проверки проводятся по решению начальника управления образования в случае:
- обращения физических и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов (проверка установления сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций; урегулирование конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса);
- задание начальника управления образования, оформленное документально (проверка состояния дел для подготовки управленческих решений);
- поручения администрации Балахнинского муниципального округа либо отраслевых (функциональных) органов администрации, в соответствии с их полномочиями;
- представлений и иной информации от органов прокуратуры и иных правоохранительных органов;
- поступления информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в том числе обучающимся и работникам образовательного учреждения, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, в том числе обучающимся и работникам образовательной организации, растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав обучающихся и работников образовательного учреждения;
г) иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии нарушений.
3.9. Внеплановые (оперативные) проверки также могут проводиться для проверки исполнения замечаний, ранее выявленных нарушений, предписаний об устранении нарушений (повторный контроль) (установление полноты и своевременности устранения, выявленных в ходе проверок нарушений), которые проводятся не ранее истечения срока устранения выявленных нарушений.
3.10. Внеплановые (оперативные) проверки могут быть проведены в случае необходимости быстрой оценки имеющейся информацию, подтверждении или опровержении имеющихся сведений.
3.11. По месту проведения проверки могут быть выездные и документарные.
3.12. Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации.
3.13. Документарные проверки проводятся путем изучения документации и сведений, представляемых проверяемого образовательного учреждения, непосредственно в управление образования.
3.14. Проверка проводится в сроки, указанные в приказе управления образования о проведении данной проверки. Продолжительность проверок:
- не более двух дней для внеплановых (оперативных) проверок;
- не более пяти дней для тематических проверок;
- не более четырнадцати дней для комплексных проверок;
- не более четырнадцати дней для документарных проверок.
3.15. Срок проверки исчисляется с даты ее начала до даты ее завершения включительно. Проверка может быть закончена ранее установленного срока. Срок проверки может быть продлен.
3.16. Основаниями для продления сроков проверки могут быть:
- сложность объектов проверки и большой объем проверяемой информации;
- необходимость сбора дополнительной информации;
- необходимость проведения дополнительных экспертиз, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих плановую проверку;
- иные причины и обстоятельства, препятствующие достижению целей проверки.
3.17. Решение о продлении сроков проверки оформляется приказом управления образования, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
4. Процедура проведения ведомственного контроля
4.1. Организация проведения ведомственного контроля возлагается на работника управления образования, являющегося куратором образовательного учреждения.
4.2. О проведении плановой проверки образовательное учреждение уведомляется не менее чем за три дня до начала проведения проверки.
4.3. О проведении внеплановой (оперативной) проверки образовательное учреждение может не уведомляться.
4.4. Проверка проводится на основании приказа управления образования.
В приказе закрепляются:
- наименование образовательного учреждения проверка, которой проводится (филиалов, структурных подразделений);
- сроки проведения проверки;
- состав комиссии с указанием фамилий и инициалов, должности лиц (должностного лица), уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- план-задание проверки с перечнем вопросов, подлежащих изучению при проведении проверки (при необходимости);
- сроки предоставления актов (справок) по результатам проверки;
- дата проведения заседания комиссии по подведению итогов проверки.
4.5. Для осуществления ведомственного контроля приказом управления образования может формироваться комиссия (группа специалистов). Количество членов комиссии зависит от вида проверки, ее сложности, а также количества и объема проверяемой информации и сложности предмета проверки.
4.6. Деятельность комиссии не должна нарушать режим работы проверяемого образовательного учреждения.
5. Порядок оформления результатов ведомственного контроля
5.1. Итоговый документ результатов проверки содержит анализ состояния дел по теме ведомственного контроля и предложения управления образования по повышению эффективности деятельности образовательного учреждения.
Итоговый документ по результатам контроля составляется с указанием следующих сведений:
- дата и номер приказа управления образования о проведении проверки;
- оценка деятельности образовательного учреждения;
- фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших проверку;
- наименование проверяемого образовательного учреждения;
- фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательного учреждения, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время и продолжительность, место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения;
- рекомендации, предложения по совершенствованию деятельности образовательного учреждения, предложения о мерах ограничительного, предупредительного или профилактического характера, указывается срок выполнения предложений или рекомендаций;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении со справками проверки, представленными членами комиссии, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки.
5.2. В итоговом документе при необходимости указывается срок повторной проверки по выполнению предложений и рекомендаций по повышению эффективности деятельности образовательного учреждения.
5.3. Образовательное учреждение, в котором проведена проверка, должно в срок, указанный в итоговом документе, представить в управление образования отчет о результатах выполнения рекомендаций, устранения допущенных нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением подтверждающих документов, материалов.
5.4. Итоговый документ по результатам ведомственного контроля оформляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю образовательного учреждения или должностному лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. Второй экземпляр хранится у лица проводившего проверку или при проведении проверки в составе комиссии, у работника управления образования, являющегося куратором образовательного учреждения.
5.5. Образовательное учреждение, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в итоговом документе по итогам проверки, в течение пяти дней с даты получения итогового документа вправе представить в управление образования в письменной форме возражения в отношении итогов проверки в целом или ее отдельных положений. При этом образовательное учреждение вправе приложить к таким возражениям документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность таких возражений, либо в согласованный срок передать их в управление образования.
5.6. В ходе мероприятий по ведомственному контролю и после его окончания должностные лица, осуществляющие контроль, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательного учреждения по вопросам, относящимся к предмету контроля.
5.7. Результаты проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.
6. Меры, принимаемые должностными лицами управления образования в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении ведомственного контроля
6.1. По итогам контроля, в зависимости от формы, целей, задач ведомственного контроля с учетом реального положения дел:
- результаты проверки рассматриваются на заседании комиссии управления образования, проводившей проверку;
- проводятся педагогические советы, совещания руководителей образовательных учреждений.
6.2. По итогам проверки начальник управления образования на основании сведений, содержащихся в итоговом документе, может принять следующее решение:
- об издании соответствующего приказа об устранении выявленных нарушений;
- об обсуждении результатов проверки на совещании с участием руководителей образовательных учреждений;
- о проведении повторной проверки с привлечением дополнительных специалистов;
- о необходимости ходатайства для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя образовательного учреждения;
- иные решения в пределах своих полномочий.
6.3. Управление образования в случае выявления грубых нарушений законодательства в сфере образования и/или Устава образовательного учреждения информирует о результатах ведомственного контроля администрацию Балахнинского муниципального округа, и другие органы, компетентные принимать решения по данным вопросам.
6.4. Контроль за выполнением предложений, рекомендаций по результатам проверки осуществляет работник управления образования, являющийся куратором образовательного учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 26 апреля 2024 г. N 867 "Об утверждении Положения о ведомственном контроле за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования и социально-правовой защиты детства администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области"
Вступает в законную силу с момента его официального опубликования
Опубликование:
-