Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24 июня 2024 г. N С01-1135/2024 по делу N А43-14492/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2024 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего - судьи Голофаева В.В.,
судей - Деменьковой Е.В., Щербатых Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Симоновой И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Обнинскоргсинтез" (шоссе Киевское, д. 57, г. Обнинск, Калужская область, 249030, ОГРН 1074025007781) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по делу N А43-14492/2023
по заявлению акционерного общества "Обнинскоргсинтез" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (пл. Максима Горького, д. 6, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603950, ОГРН 1025203042710) от 16.03.2023 об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Синтез-пак" (шоссе Портовое, д. 10, к.4, пом.8, г. Дзержинск, Нижегородская область, 606000, ОГРН 1025201741773).
В судебном заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Обнинскоргсинтез" - Бреннер Г.В. (по доверенности от 11.05.2024);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Ванюшина О.А. (по доверенности от 05.02.2024).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Обнинскоргсинтез" (далее - общество "Обнинскоргсинтез", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 16.03.2023 об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью "Синтез-пак" (далее - общество "Синтез-пак").
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Синтез-пак".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество "Обнинскоргсинтез" обратилось в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы общество "Обнинскоргсинтез" ссылается на то, что антимонопольный орган неправомерно устанавливал обстоятельства нарушения законодательства о конкуренции на стадии возбуждения дела.
Податель кассационной жалобы указывает, что суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на непредставление им доказательств смешения антифризов, проигнорировали представленные в Управление материалы социологического исследования.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и общество "Синтез-пак" просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя просил отменить оспариваемые решение и постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Общество "Синтез-пак", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Суд по интеллектуальным правам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей Управления и общества "Обнинскоргсинтез", проверив в порядке статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения, постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление поступило обращение общества "Обнинскоргсинтез" о наличии в действиях общества "Синтез-Пак" признаков недобросовестной конкуренции, выразившихся в том, что общество "Синтез-Пак" производит и реализует антифриз под наименованием "X-Freeze Unifreeze", упаковка которого имитирует внешний вид упаковки антифриза "Sintec Multifreeze" производства общества "Обнинскоргсинтез", что противоречит требованиям части 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением от 16.03.2023 N ОШ/5220/23 Управление отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным решением, общество "Обнинскоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что общество "Обнинскоргсинтез" и общество "Синтез-пак" выступают хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке, одним из видов деятельности которых является производство антифризов, в связи с чем указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.
Вместе с тем, как установил суд первой инстанции, у антифриза общества "Обнинскоргсинтез" с наименованием "Sintec Multifreeze" и у антифриза общества "Синтез-Пак" с наименованием "X-Freeze Unifreeze" различны формы канистр, формы этикеток, цвета канистр, цвета и размеры крышек, цветовые основы этикеток, сочетание шрифтов, этикетки по набору представленных элементов так же различны. Суд также отметил, что на этикетках, размещенных на оборотной стороне канистр, содержатся фирменные наименования - ООО "Синтез-Пак" у антифриза "X-Freeze Unifreeze" и ООО "Синтек Лубрикантс" у антифриза "Sintec Multifreeze".
Данные обстоятельства обусловили вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества "Синтез-пак" по производству и реализации антифриза с наименованием "X-Freeze Unifreeze" признаков недобросовестной конкуренции, что послужило основанием для вывода об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества "Синтез-Пак".
Суд апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавший дело, с выводами суда первой инстанции согласился.
Между тем Суд по интеллектуальным правам считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, суды неправильно применили нормы материального права к установленным ими обстоятельствам.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
Статьей 44 Закона определен порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 44 Закона установлены требования к форме и содержанию заявления, направляемого в антимонопольный орган.
На основании пункта 3 части 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме и должно содержать описание нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указываются причина этого, а также предполагаемые лицо или орган, у которых эти документы могут быть получены.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
По результатам рассмотрения заявление антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
В силу пункта 3.27 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент), при рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение заявления (материалов) к компетенции антимонопольного органа; проверяет наличие сведений и документов, указанных в пункте 3.6 этого Регламента; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
Пунктом 3.6 Административного регламента установлено, что заявление должно содержать в том числе описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, абзацами вторым и четвертым пункта 3.43 Административного регламента антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, а также если по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, имеется вступившее в законную силу решение антимонопольного органа, за исключением случая, если имеется решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства или решение о прекращении рассмотрения дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) и заявитель представляет доказательства нарушения антимонопольного законодательства, не известные антимонопольному органу на момент принятия такого решения.
В свою очередь, статьями 45-49 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в комиссионном составе после его возбуждения.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что заявителем в заявлении, поданном в антимонопольный орган, должны быть приведены обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях обвиняемого лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, в подтверждение этих обстоятельств должны быть представлены доказательства (либо указано на невозможность их представления и на лицо, у которого они могут быть истребованы).
К полномочиям антимонопольного органа на стадии рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства относятся определение на основании доводов, изложенных в заявлении, и представленных с заявлением документов наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также квалификация вменяемого нарушения (нормы, подлежащие применению). Эти действия осуществляются единолично без назначения заседания.
В свою очередь, факты, подтверждающие нарушение законодательства в сфере конкурентных отношений, устанавливаются после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией в коллегиальном составе с назначением заседания и представлением права привлеченным к участию в деле лицам непосредственно присутствовать на таком заседании.
Аналогичный подход следует из разъяснений, содержащихся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2), согласно которым при рассмотрении данной категории споров судам необходимо учитывать, что по смыслу положений частей 1 и 2 статьи 44 Закона на стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган не рассматривает по существу вопрос о наличии нарушения, но анализирует, приведены ли в заявлении обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях конкретного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства (либо указано на невозможность представления определенных документов и лицо, у которого они могут быть истребованы). Антимонопольный орган также не связан квалификацией указанных в заявлении действий, которую дает заявитель, а самостоятельно дает им квалификацию, в том числе на стадии возбуждения дела, исходя из содержания заявления и приложенных к нему доказательств.
В связи с этим, как указано в названном пункте постановления высшей судебной инстанции, при оценке законности отказа в возбуждении дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 9 статьи 44 Закона, арбитражный суд проверяет правильность выводов антимонопольного органа о возможной квалификации нарушения, а также полноту проверки доводов заявителя, свидетельствующих о возможном наличии нарушения антимонопольного законодательства в поведении соответствующих лиц.
Из изложенного следует, что рассмотрение вопроса о наличии или отсутствии в представленных с заявлением материалах признаков нарушения антимонопольного законодательства не является той стадией, на которой устанавливаются факты нарушения такого законодательства.
Отличие объема анализа доводов, документов, фактических обстоятельств при установлении признаков нарушения от объема анализа доводов, документов, фактических обстоятельств при установлении фактов нарушения определяет различную установленную Законом о защите конкуренции процедуру каждой стадии (единоличную и без присутствия заинтересованных лиц в первом случае, коллегиальную с правом присутствия заинтересованных лиц - во втором).
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией такие действия должны одновременно: совершаться хозяйствующим субъектом-конкурентом, быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречить законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинять (иметь возможность причинять) убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту либо наносить (возможность наносить) вред его деловой репутации (причинение вреда).
Согласно статье 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:
незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.
В рассматриваемом случае из содержания обжалуемых судебных актов не усматривается исследование вопроса о том, приведены ли обществом "Обнинскоргсинтез" в заявлении, поданном в антимонопольный орган, обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях обвиняемого лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства. Не дана с учетом этого оценка выводам антимонопольного органа, содержащимся в оспариваемом ненормативном правовом акте.
Между тем именно данные обстоятельства, при их наличии, являются достаточными для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В то же время суды первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных правовых норм и разъяснений высшей судебной инстанции осуществляли установление фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства в сфере конкурентных отношений. Так, суды сравнивали упаковки антифриза общества "Обнинскоргсинтез" и общества "Синтез-Пак", исследовали форму канистр, формы этикеток, цвета канистр, цвета и размеры крышек, цветовые основы этикеток, сочетание шрифтов, содержание этикетов.
Таким образом, суды по существу рассматривали вопрос о наличии нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, как было отмечено выше, факты, подтверждающие нарушение законодательства в сфере конкурентных отношений, устанавливаются после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией в коллегиальном составе с назначением заседания и представлением права привлеченным к участию в деле лицам непосредственно присутствовать на таком заседании.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы, содержащиеся в этих судебных актах в указанной части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем данные судебные акты не могут быть признаны законными и в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства; дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из установленного, принять решение в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по делу N А43-14492/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.В. Голофаев |
Судьи |
Е.В. Деменькова |
|
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что они неправомерно рассматривали факты нарушения антимонопольного законодательства вместо проверки наличия признаков такого нарушения. Дело направлено на новое рассмотрение для надлежащей оценки доводов и доказательств сторон.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24 июня 2024 г. N С01-1135/2024 по делу N А43-14492/2023
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1135/2024
29.05.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1135/2024
27.03.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1006/2024
15.12.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-14492/2023