Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку от 11 июня 2024 г. N 162/3
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 611266-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе"
(в части изменения порядка совершения перевода денежных средств в рамках безналичных переводов по распоряжению клиента)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 611266-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон) распоряжение клиента должно содержать всю необходимую информацию, которая позволяют осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода).
В соответствии со статьей 82.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в целях реализации возложенных на него полномочий по организации и обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы, в том числе устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов.
Также, форма реквизитов перевода может быть определена договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" реквизиты перевода денежных средств, осуществляемого в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений (далее - в пользу бюджета Российской Федерации), устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России.
Комитет отмечает, что проект федерального закона разработан в целях уточнения отдельных норм законодательства Российской Федерации, устанавливающего правовые и организационные основы национальной платежной системы, а именно - разграничения отдельных полномочий Минфина России и Банка России, реализуемых ими в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
Для реализации указанных целей проектируемыми нормами предлагается уточнить, что:
1. помимо перечня реквизитов перевода нормативным актом Банка России и (или) договором между оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств Банком России также будут устанавливаться правила и форма (формы) указания реквизитов перевода в распоряжении клиента, что полностью соответствует полномочию, возложенному на Банк России статьей 82.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и принятому во исполнение данного полномочия нормативному акту Банка России 1.
2. Минфин России по согласованию с Банком России будет устанавливать (помимо перечня реквизитов и формы распоряжения клиента) также описание и правила указания в таком распоряжении реквизитов для осуществления платежей в пользу бюджета Российской Федерации;
3. Минфин России по согласованию с Банком России будет устанавливать не порядок приема к исполнению распоряжений с кодированием реквизитов (с использованием QR-кода) перевода денежных средств в пользу бюджета Российской Федерации, а сами правила кодирования реквизитов такого перевода;
4. видом счетов органов Федерального казначейства, аккумулирующих денежные средства, реквизиты которых устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России, будут казначейские счета, открытые в органах Федерального казначейства Российской Федерации.
Следует учесть, что с 01.01.2024 г. вступили в силу изменения 2, предусматривающие, что лицевые счета организациям бюджетной сферы будут открываться только в органах Федерального казначейства Российской Федерации. Так, согласно статье 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации на казначейских счетах будут учитываться, в том числе денежные средства бюджетных и автономных учреждений.
При этом автономным учреждениям право открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в органах Федерального казначейства Российской Федерации сохраняется 3, в связи с чем обязанности автономным учреждениям закрыть свои банковские счета не возникает.
В связи с вышеуказанными изменениями законопроектом также предусматривается, что из перечня платежей, реквизиты перевода по которым устанавливает Минфин России по согласованию с Банком России, исключаются платежи в пользу бюджетных учреждений.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"
2Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей"
3Пункт 6 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.