В соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктом 3.14 Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15 декабря 2016 года, в целях организации работы инвентаризационной комиссии по проведению инвентаризации активов, финансовых обязательств и расчетов Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "15 декабря 2006 г."
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств в Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
2. Ведущему консультанту отдела финансового и документационного обеспечения Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министерство) обеспечить опубликование настоящего приказа в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, размещение на официальном сайте Министерства и направление настоящего приказа в органы и структурные подразделения согласно приказу Министерства от 20 июня 2019 года N СЭД-31-02-2-2-689 "О назначении лиц, ответственных за направление нормативных правовых актов Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела финансового и документационного обеспечения Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
Министр |
Л.Г. Ведерникова |
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства по управлению
имуществом и градостроительной
деятельности Пермского края
от 24.06.2024 N 31-02-1-4-1676
Порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств в Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения инвентаризации применяется в целях проведения Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности (далее соответственно - Порядок, Министерство, инвентаризация, объекты инвентаризации).
1.2. Инвентаризация проводится в целях:
1.2.1. выявления фактического наличия всех активов и обязательств, являющихся объектами инвентаризации;
1.2.2. сопоставления их фактического наличия с данными регистров бюджетного учета;
1.2.3. проверки полноты отражения в учете обязательств;
1.2.4. оценки состояния активов: определение типа дебиторской задолженности (текущая, просроченная, сомнительная, нереальная к взысканию), статуса и целевой функции нефинансовых активов;
1.2.5. выявления объектов имущества, не соответствующих критериям актива, неэффективных для дальнейшей эксплуатации и ремонта;
1.2.6. выявления признаков обесценения активов.
2. Организация и проведение инвентаризации
2.1. Решение о проведении инвентаризации принимает министр по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министр). В решении указываются сроки проведения, причина и объекты инвентаризации. Решение о проведении инвентаризации доводится ответственным лицом комиссии до членов инвентаризационных комиссий; государственного казенного учреждения Пермского края "Единый центр учета" (далее - ГКУ "ЕЦУ"), ответственных лиц, указанных в решении о проведении инвентаризации.
2.2. Для одновременного проведения инвентаризации активов и обязательств в Министерстве создаются инвентаризационные комиссии:
инвентаризационная комиссия по инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами по доходам от использования имущества;
инвентаризационная комиссия по инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами по доходам от использования земельных участков;
инвентаризационная комиссия по инвентаризации имущества, иных финансовых активов и обязательств.
2.3. В целях формирования перечня объектов инвентаризации (по их аналитическим признакам, предусмотренным правилами бухгалтерского учета (номенклатуры объектов инвентаризации) специалистом ГКУ ПК "ЕЦУ" формируются инвентаризационные описи, содержащие пообъектный (номенклатурный) перечень объектов инвентаризации, данные о которых отражены в регистрах бухгалтерского учета на начало проведения инвентаризации и передаются в Министерство в день начала проведения инвентаризации либо по завершении рабочего дня, предшествующего дню начала проведения инвентаризации.
2.4. До начала проверки фактического наличия активов (начала проведения инвентаризации) лицом, ответственным за использование объектов инвентаризации по их назначению, и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью, и (или) за оформление фактов хозяйственной жизни, в результате которых признаются, прекращаются в бухгалтерском учете объекты инвентаризации, либо изменяется их стоимостная оценка (далее - ответственное лицо), представляются комиссии первичные учетные документы, подтверждающие операции с объектами инвентаризации (в частности, приходные и расходные документы, отчеты о движении активов, документы-основания на принятие обязательств), не представленные им для отражения в бухгалтерском учете.
В целях подтверждения передачи ответственным лицом к началу инвентаризации всех первичных учетных (сводных) документов, подтверждающих движение (поступление, выбытие, перемещение) объектов инвентаризации, ответственным лицом оформляется расписка, прилагаемая к инвентаризационной описи, сличительной ведомости, акту о результатах инвентаризации (далее - документы инвентаризации).
Председатель комиссии в случае представления ответственным лицом документов на бумажном носителе визирует такие документы с указанием "до начала проведения инвентаризации на "__" _______20__ г.". В случае передачи ответственным лицом документов в электронном виде, одним из членов комиссии обеспечивается формирование реестра указанных документов, который входит в состав документов инвентаризации.
2.5. При проведении инвентаризации фактическое наличие объектов инвентаризации должно выявляться путем установления их действительного существования, обоснованности их наличия, оценки их состояния, в том числе наличия (отсутствия) соответствующих критериев признания (прекращения признания) объектов бухгалтерского учета.
2.6. Выявление фактического наличия объектов инвентаризации осуществляется следующими способами (методами):
2.6.1. в отношении материальных ценностей, отражаемых в составе активов, а также материальных ценностей, являющихся объектами инвентаризации, информация о которых подлежит отражению на забалансовых счетах, инвентаризация проводится путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра (далее - метод осмотра).
2.6.2. в отношении нематериальных активов, капитальных вложений в нефинансовые активы, при условии отсутствия результатов вложений, выраженных в виде материальных ценностей, прав пользования активом, безналичных денежных средств, иных финансовых активов, включая дебиторскую задолженность, и обязательства, инвентаризация проводится путем проверки документов, подтверждающих на момент проведения инвентаризации наличие соответствующих объектов имущества (прав), обязательств, условных активов или обязательств, резервов (обязанностей) (обоснованность владения соответствующими объектами инвентаризации), в том числе с использованием методов подтверждения, выверки (интеграции), а также посредством выполнения расчетов в целях определения стоимостных оценок.
2.6.3. Инвентаризация дебиторской задолженности и обязательств подразумевает проверку обоснованности числящихся сумм задолженности в разрезе контрагентов.
С целью подтверждения правильности отражения сумм дебиторской задолженности и обязательств проводится сверка взаимных расчетов путем оформления актов сверки расчетов с контрагентами на дату проведения инвентаризации. Помимо проверки правильности отражения сумм дебиторской (кредиторской) задолженности выявляется просроченная задолженность, задолженность не реальная к взысканию и задолженность, по которой истек срок исковой давности.
2.6.4. Инвентаризация активов, относящихся к основным средствам и капитальным вложениям в них, запасам, наличным денежным средствам и денежным документам, и иных аналогичных активов, проводимая методом осмотра, осуществляется по местонахождению соответствующих активов и каждому ответственному лицу. Не допускается определять фактическое наличие активов со слов ответственных лиц или по данным регистров бухгалтерского учета.
3. Оформление итогов проведения инвентаризации
3.1. Данные о фактическом наличии объектов инвентаризации, полученные комиссией в ходе проведения инвентаризации, о результатах сопоставления их с данными об объектах инвентаризации, отраженных в регистрах бухгалтерского учета (далее - результаты инвентаризации), подлежат обязательному отражению в документах инвентаризации.
3.2. В случае выявления при инвентаризации расхождений данных об объектах инвентаризации, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и данных о фактическом наличии у Министерства соответствующих объектов (далее - отклонения при инвентаризации) комиссией обеспечивается обоснованная квалификация отклонений при инвентаризации.
Для целей настоящих общих требований под квалификацией отклонений при инвентаризации понимается определение:
объектов, фактическое наличие которых подтверждено результатами инвентаризации, информация о которых отсутствует в регистрах бухгалтерского учета и подлежит отражению в бухгалтерском учете по итогам инвентаризации (объектов, оказавшихся в излишке) (далее - излишки);
объектов имущества (активов), утраченных и (или) оказавшихся испорченными (поврежденными) в пределах естественной убыли (далее - убыль в пределах норм), сверх норм естественной убыли или в отсутствие норм естественной убыли;
объектов имущества, выбывших из владения, пользования и распоряжения вследствие их гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца;
объектов имущества, по которым не представляется возможным комиссии установить их местонахождение (далее - утраченное имущество), информация о которых отражена в регистрах бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации и по которым выбытие активов (объектов инвентаризации) в бухгалтерском учете не отражено (далее - недостача);
объектов, непригодных для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, иных объектов, не соответствующих критериям активов или обязательств, в том числе наличия оснований для реклассификации объектов, признания сомнительной дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию задолженности, списания обязательств, а также объектов, по которым выявлены признаки обесценения активов (далее - качественные отклонения);
объектов инвентаризации, по которым выявлены взаимоисключающие отклонения по соответствующей категории (номенклатуре, виду) объекта инвентаризации, возникшие в результате допустимых расхождений отдельных аналитических признаков объекта инвентаризации при их поступлении, выбытии (перемещении) (далее - пересортица).
3.3. Инвентаризационная комиссия оценивает наличие:
а) обстоятельств, указывающих на необходимость (обоснованность) принятия решения о списании имущества, в частности: физического и (или) морального износа, нарушения условий содержания и (или) эксплуатации, влияние на состояние имущества аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, длительного неиспользования имущества или иных причин, которые привели к необходимости принятия решения о списании имущества. Инвентаризационная комиссия в случаях, установленных порядком проведения инвентаризации, рассматривает вопрос целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов имущества;
б) оснований для возмещения недостачи (возмещения ущерба, причиненного ввиду утраты или порчи материальных ценностей);
в) в отношении активов - фактов несоответствия актива критериям его признания в бухгалтерском учете;
г) обстоятельств, указывающих на правомерность признания просроченной дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию;
д) обязательств, не востребованных в течение срока исковой давности кредитором;
е) оснований для признания в бухгалтерском учете объектов инвентаризации (в случае выявления излишек), отражения выбытия объектов инвентаризации (в случае выявления недостачи) или корректировки бухгалтерских данных (в случае выявления пересортицы);
ж) оснований для обесценения, изменения стоимостных оценок объектов инвентаризации.
3.4. В случае если по итогам инвентаризации излишки и (или) недостачи не выявлены, в акте о результатах инвентаризации отражается следующее заключение инвентаризационной комиссии - "Расхождения не выявлены. Принять результаты инвентаризации: фактическое наличие объектов инвентаризации соответствует данным регистров бухгалтерского учета".
3.5. Документы инвентаризации составляются и хранятся в соответствии с требованиями, установленными для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета с учетом положений настоящего Порядка и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Результаты инвентаризации в части выявленных отклонений при инвентаризации отражаются, если иное не установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация, или последним календарным днем отчетного периода, за который формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность, в целях обеспечения достоверности данных которой проводилась инвентаризация.
3.6. Отражение в бухгалтерском учете операций по увеличению (уменьшению) объектов инвентаризации согласно выявленным отклонениям при инвентаризации осуществляется на основании первичных учетных документов и документов инвентаризации с учетом следующих положений:
а) при выявлении излишек увеличение объектов бухгалтерского учета отражается на основании документов, являющихся основанием для их признания в бухгалтерском учете и (или) основанием отражения выявленных в результате ошибок. В случае выявления излишков по результатам инвентаризации материальных ценностей, в отношении которых подтвердить государственную собственность не представляется возможным, такие материальные ценности принимаются к забалансовому учету на основании акта о приеме-передачи объектов нефинансовых активов, составленного по результатам инвентаризации;
б) при выявлении убыли в пределах норм уменьшение объектов бухгалтерского учета отражается на основании документально подтвержденных расчетов и первичных учетных документов, составленных в ходе инвентаризации;
в) при выявлении недостачи выбытие утраченного имущества отражается на основании документов инвентаризации. При наличии оснований по возмещению ущерба выбытие утраченного имущества отражается с признанием задолженности виновных и (или) иных лиц (в том числе при наличии намерения Министерства предъявить требование по возмещению ущерба) и оценочных значений ожидаемых поступлений от возмещения ущерба;
г) при выявлении качественных отклонений, а также пересортицы, увеличение (уменьшение) объектов бухгалтерского учета отражается бухгалтерскими записями, обеспечивающими достоверное отражение в регистрах бухгалтерского учета данных об активах и обязательствах, иных объектах бухгалтерского учета.
3.7. К документам инвентаризации приобщаются:
документы, оформляющие выявление фактического наличия объекта инвентаризации (в частности, акты обмеров (замеров), расчеты, иные акты);
представленные ответственными лицами расписки, пояснения (объяснения), в том числе по фактам выявленных отклонений, включая пересортицу (объяснения причин, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц).
3.8. В случае выявления расхождений фактического наличия активов и обязательств оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации.
3.9. На основании инвентаризационных описей оформляется акт о результатах инвентаризации.
3.10. В ходе осмотра объектов нефинансовых активов определяется статус объекта и целевая функция объекта, а также выявляются активы, не соответствующие условиям признания активов, в том числе активов, предназначенных для списания путем определения "Статуса объекта", "Целевой функции" в соответствующих графах Инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов. Характеристики "Статуса объекта", "Целевой функции" приведены в Приложении 1 к настоящему порядку.
3.11. По результатам проведенной инвентаризации в инвентаризационных описях необходимо заполнить все графы, предусмотренные первичным документом, с указанием данных либо прочерка (в случае заполнения на бумажном носителе).
3.12. Результаты проведенной инвентаризации оформляются инвентаризационной комиссией и утверждаются Министром или уполномоченным лицом в течение одного рабочего дня со дня окончания проведения инвентаризации и направляются в ГКУ ПК "ЕЦУ" для отражения в бухгалтерском учете, в порядке и сроки, установленные графиком документооборота в рамках Единой учетной политики, утверждаемой ГКУ ПК "ЕЦУ".
4. Обязательное проведение инвентаризации
4.1. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
а) при установлении факта утраты (хищений или злоупотреблений) или порчи (повреждения) имущества, не связанных с влиянием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Инвентаризация проводится в отношении объектов имущества, по которым выявлены указанные факты, либо в отношении мест хранения, ответственных лиц, связанных с таким имуществом, непосредственно по установлению таких фактов;
б) в случае пожара, аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, или других чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь или повлекли за собой материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Инвентаризация проводится в отношении объектов инвентаризации, непосредственно связанных с указанными случаями, сразу после окончания соответствующего события. В случае, когда проведение инвентаризации по окончании соответствующего события не представляется возможным, проведение инвентаризации осуществляется непосредственно после устранения причин, по которым проведение инвентаризации не представлялось возможным;
в) при смене ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) либо при невозможности присутствия ответственного лица, передающего имущество, по объективным причинам (болезнь, форс-мажорные обстоятельства, смерть) - на день приемки дел новым ответственным лицом. Инвентаризация проводится по всем передаваемым (принимаемым) объектам инвентаризации;
г) при передаче (возврате) субъектом учета имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении (продаже) имущественного комплекса. Инвентаризация соответствующего имущественного комплекса проводится в случаях, предусмотренных порядком проведения инвентаризации, непосредственно перед его передачей (возвратом) в аренду, управление, безвозмездное пользование или перед отчуждением (продажей);
д) при реорганизации субъекта учета, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования. Инвентаризация проводится по всей совокупности объектов инвентаризации перед составлением передаточного акта или разделительного баланса;
е) при ликвидации (упразднении) субъекта учета. Инвентаризация проводится по всей совокупности объектов инвентаризации перед составлением промежуточного (ликвидационного) баланса;
ж) в других случаях, предусмотренных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4.2. В целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательной инвентаризации подлежат следующие объекты бухгалтерского учета:
активы и обязательства, некорректное раскрытие информации о которых существенным образом может повлиять на достоверность отчетности. В частности, к таким объектам инвентаризации относятся: просроченная дебиторская (кредиторская) задолженность, дебиторская (кредиторская) задолженность, капитальные вложения, по которым в течение финансового года не отражались операции по их увеличению (уменьшению). Проведение инвентаризации таких объектов учета осуществляется перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года;
объекты нефинансовых активов - основные средства. Проведение инвентаризации по таким объектам осуществляется не реже одного раза в три года;
иные объекты бухгалтерского учета, в отношении которых по результатам осуществления в течение финансового года внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и (или) внутреннего финансового аудита выявлены факты и (или) признаки, влияющие на достоверность данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Приложение 1
к Порядку
организации
и проведения инвентаризации
активов и обязательств
в Министерстве по управлению
имуществом и градостроительной
деятельности Пермского края
Характеристики
"Статуса объекта", "Целевой функции" для целей проведения инвентаризации нефинансовых активов и финансовых активов
1. Статус объекта - состояние объекта нефинансовых активов на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности объектов имущества в хозяйственный оборот.
Статус объекта определяется инвентаризационной комиссией в ходе осмотра объектов нефинансовых активов. При необходимости для целей определения "Статуса объекта" допускается привлечение технических специалистов Министерства, имеющих соответствующую квалификацию.
Статус объекта приводится в соответствующей графе Инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов: цифровым кодом.
При этом в графе "Примечание" Инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов указывается информация о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета за отчетный период.
2. Целевая функция - информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности - о способах выбытия объекта.
Целевая функция объекта определяется инвентаризационной комиссией в ходе осмотра объектов имущества. При необходимости возможно привлечение технических специалистов Министерства, имеющих соответствующую квалификацию.
Целевая функция приводится в соответствующей графе Инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов: цифровым кодом.
При этом в графе "Примечание" Инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов приводится информация об изменении целевой функции объекта за отчетный период.
3. Активы, не соответствующие условиям признания актива, в том числе активы, предназначенные для отчуждения не в пользу государственного сектора, выявляются по результатам обобщения информации о "Статусе объекта", "Целевой функции" и отражаются в графах "Не соответствует условиям актива" в Инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов.
4. Характеристики "Статуса объекта", "Целевой функции" применяемые в отношении объектов основных средств:
4.1. "Статус объекта"
1. в эксплуатации;
2. находится на консервации
3. не введен в эксплуатацию;
4. не соответствует требованиям эксплуатации;
5. объект законсервирован;
6. передается в собственность иному ППО;
7. поврежден;
8. строительство (приобретение) ведется;
9. требуется ремонт.
4.2. "Целевая функция"
1. введение в эксплуатацию;
2. дооснащение (дооборудование);
3. завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения);
4. консервация объекта;
5. продолжить хранение;
6. ремонт;
7. списание;
8. требуется техническая экспертиза;
9. утилизация.
5. Характеристики "Статуса объекта", "Целевой функции" применяемые в отношении нематериальных активов:
5.1. "Статус объекта"
1. находится на консервации;
2. объект законсервирован;
3. строительство (приобретение) ведется;
4. строительство объекта приостановлено без консервации.
5.2. "Целевая функция"
1. консервация объекта незавершенного строительства;
2. передача объекта незавершенного строительства другому ППО;
3. приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства.
6. Характеристики "Статуса объекта", "Целевой функции" применяемые в отношении объектов материальных запасов:
6.1. "Статус объекта"
1. в запасе (для использования);
2. в запасе (на хранения);
3. истек срок хранения;
4. ненадлежащего качества;
5. поврежден.
6.2. "Целевая функция"
1. использовать;
2. продолжить хранение;
3. ремонт;
4. списание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 24 июня 2024 г. N 31-02-1-4-1676 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации в Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края"
Вступает в силу с 24 июня 2024 г.
Опубликование:
Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, 1 июля 2024 г. N 26