Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2024 г. N АПЛ24-210
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зайцева В.Ю., членов коллегии Зинченко И.Н., Сабурова Д.Э.
при секретаре Иванове В.Н.
с участием прокурора Слободина С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера "АНСАРКО", Думы Алеутского муниципального округа в Камчатском крае, Солованюк Елены Ивановны и других о признании частично недействующими постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 359 "О создании в Камчатской области государственного природного заповедника "Командорский" Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 720 "О преобразовании государственного природного биосферного заповедника "Командорский" в национальный парк "Командорские острова",
по апелляционным жалобам местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера "АНСАРКО", Думы Алеутского муниципального округа в Камчатском крае, Солованюк Е.И. и других, поданным лицами, которым поручено вести дело в интересах административных истцов, на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2024 г. по делу N АКПИ24-71, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей административных истцов - Шварца М.З., Епатко М.Ю., Вожиковой С.В., Королёвой Г.Л., поддержавших апелляционные жалобы, возражения относительно доводов апелляционных жалоб представителя Правительства Российской Федерации Новицкой Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционные жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 23 апреля 1993 г. N 359 "О создании в Камчатской области государственного природного заповедника "Командорский" Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" (далее - Постановление N 359) в целях сохранения уникальных природных комплексов Командорского архипелага, генофонда растений и животных, а также естественных условий жизни и деятельности командорских алеутов постановило принять предложения администрации Камчатской области, согласованные с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации: о создании на территории Алеутского района Камчатской области государственного природного заповедника "Командорский" Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации общей площадью 3 648 679 гектаров; о предоставлении государственному природному заповеднику "Командорский" 105 179 гектаров земель запаса и 3 362 900 гектаров окружающей острова акватории Тихого океана; о включении в состав государственного природного заповедника "Командорский" 80 200 гектаров земель запаса в северной части острова Беринга и прилегающей к северной части острова Беринга прибрежной полосы акватории Тихого океана шириной 5 миль, площадью 100 400 гектаров (пункт 1). Администрации Камчатской области совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации поручено уточнить границы государственного природного заповедника "Командорский" (пункт 2).
Постановление N 359 опубликовано 26 апреля 1993 г. в "Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 720 "О преобразовании государственного природного биосферного заповедника "Командорский" в национальный парк "Командорские острова" (далее - Постановление N 720) государственный природный биосферный заповедник "Командорский" площадью 3 648 679 гектаров преобразован в национальный парк "Командорские острова" общей площадью 3 648 679 гектаров (включая 80 200 гектаров земель запаса в северной части острова Беринга и прилегающей к северной части острова Беринга прибрежной полосы акватории Тихого океана шириной 5 миль, площадью 100 400 гектаров, без изъятия их из хозяйственного использования), расположенный на территории Алеутского муниципального округа Камчатского края и прилегающей 30- мильной морской акватории (пункт 1), утверждены прилагаемые сведения о границах национального парка "Командорские острова" (пункт 2), национальный парк "Командорские острова" отнесён к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3). Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации поручено обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на землях, указанных в пункте 1 данного постановления, с учётом включения 80 200 гектаров земель запаса в северной части острова Беринга и прилегающей к северной части острова Беринга прибрежной полосы акватории Тихого океана шириной 5 миль, площадью 100 400 гектаров, в зону хозяйственного назначения национального парка; осуществить необходимые мероприятия, связанные с преобразованием государственного природного биосферного заповедника "Командорский" в национальный парк "Командорские острова", обеспечив проведение общественного обсуждения проекта положения о национальном парке "Командорские острова" с жителями Алеутского муниципального округа в установленном порядке; в 6-месячный срок утвердить в установленном порядке положение о национальном парке "Командорские острова" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и законодательства Российской Федерации о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации с учётом интересов проживающего на территории указанного национального парка населения (пункт 4).
Постановление N 720 размещено на "Официальный интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 25 апреля 2022 г. и опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 2 мая 2022 г.
Местная общественная организация коренных малочисленных народов Севера "АНСАРКО", Дума Алеутского муниципального округа в Камчатском крае, Солованюк Е.И. и другие обратились в Верховный Суд Российской Федерации с коллективным административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующими Постановление N 359 и Постановление N 720 в той части, в которой они предусматривают включение в состав государственного природного биосферного заповедника "Командорский" (далее также - заповедник "Командорский") и национального парка "Командорские острова" 80 200 гектаров земель запаса в северной части острова Беринга и прилегающей к северной части острова Беринга прибрежной полосы акватории Тихого океана шириной 5 миль, площадью 100 400 гектаров.
В обоснование заявленного требования административные истцы ссылались на то, что северная часть острова Беринга является местом компактного проживания малочисленного народа Дальнего Востока - алеутов, которые включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255, а Алеутский муниципальный округ включён в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р. Оспариваемые постановления нарушают права и законные интересы муниципального образования "Алеутский муниципальный округ", коренного малочисленного народа Дальнего Востока - алеутов и населения, проживающего на территории Алеутского муниципального округа, так как в нарушение статьи 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) правовой режим заповедника, установленный статьёй 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), исключает возможность осуществления алеутами видов деятельности и промыслов, составляющих их традиционный образ жизни и их традиционную хозяйственную деятельность.
В административном иске указали, что преобразование заповедника в национальный парк по прежнему лишает возможности коренные малочисленные народы Российской Федерации на самостоятельное осуществление традиционной хозяйственной деятельности на территории национального парка, в границах зон которого допускается осуществление этой деятельности, так как закон обязывает согласовывать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк. Также считают, что Постановление N 359 издано без согласования с местным Советом народных депутатов - Алеутским районным Советом народных депутатов, что противоречит действовавшему на момент принятия указанного постановления Земельному кодексу РСФСР, в частности его статье 15.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в суде первой инстанции возражало против удовлетворения заявленного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству, определяют лишь границы особо охраняемой природной территории, а не устанавливают конкретный ограничительный режим использования земель и не нарушают прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2024 г. в удовлетворении коллективного административного искового заявления отказано.
Не согласившись с таким решением, местная общественная организация коренных малочисленных народов Севера "АНСАРКО", Дума Алеутского муниципального округа в Камчатском крае, Солованюк Е.И. и другие в апелляционных жалобах, поданных лицами, которым поручено вести дело в интересах административных истцов, просят его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Считают, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки всем доводам, приведённым ими в коллективном административном иске о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства Российской Федерации. Также административные истцы в жалобах ссылаются на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в умалении их прав на судебную защиту.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы Правительство Российской Федерации просит в их удовлетворении отказать, указав, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом верно применены нормы материального и процессуального права, всесторонне исследованы обстоятельства дела, оснований для отмены решения суда не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для их удовлетворения и отмены решения суда не находит.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, пришёл к обоснованному выводу о том, что по настоящему административному делу такое основание для признания недействующими Постановлений N 359и N 720 отсутствует.
Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (утратил силу в связи с принятием федеральных законов от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ и от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), действовавшим на время принятия Постановления N 359 и регулировавшим природоохранительные отношения в Российской Федерации, было установлено, что Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды в числе прочего принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации (статья 6).
Статьёй 61 названного закона предусматривалось, что государственные природные заповедники образуются Правительством Российской Федерации, Советами Министров республик в составе Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации или республик в составе Российской Федерации с целью охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства дикого растительного и животного мира, изучения законов природы, контроля за состоянием окружающей природной среды и её изменениями (часть 4).
Аналогичные предписания содержатся в пункте 3 раздела III "Порядок образования государственных природных заповедников" Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. N 613.
Приняв предложения администрации Камчатской области, согласованные с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, о создании на территории Алеутского района Камчатской области заповедника "Командорский", Совет Министров - Правительство Российской Федерации издало Постановление N 359.
Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что названное постановление издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ) полномочий, с соблюдением установленного Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 302 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763) порядка его официального опубликования.
В целях исполнения возложенной пунктом 2 Постановления N 359 обязанности Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 7 мая 1993 г. издало приказ N 90 "О создании в Камчатской области государственного природного заповедника "Командорский", определив общую площадь этого заповедника в 3 648 679 гектаров за счёт земель запаса Алеутского района Камчатской области площадью 185 379 гектаров и акватории Тихого океана площадью 3 463 300 гектаров.
Суд обоснованно отверг доводы административных истцов о том, что Постановление N 359 принято в нарушение требований Земельного кодекса РСФСР, в частности его статьи 15, определяющей компетенцию РСФСР в области регулирования земельных отношений, без согласования с органами государственной власти Камчатского края, а также с местным Советом народных депутатов (Алеутским районным Советом народных депутатов).
Как правильно указано в обжалуемом решении и подтверждается исследованными материалами административного дела, основанием для издания Постановления N 359 послужило постановление главы администрации Камчатской области от 1 декабря 1992 г. N 232 "Об организации наземно-морского биосферного заповедника "Командорский", принятое по результатам рассмотрения ходатайства, поданного администрацией Алеутского района 15 октября 1992 г. N 12-111 "О согласовании границ биосферного заповедника "Командорский" о признании своевременной организации государственного наземно-морского биосферного заповедника "Командорский" общей площадью 3 648 679 гектаров, об утверждении акта обследования и выбора территории под расположение заповедника "Командорский" от 8 июля 1992 г. с дополнением от 30 сентября 1992 г. о выделении на территории заповедника "Командорский" участков трёх категорий (заповедные ядра, буферные зоны и зоны хозяйственного использования), о разрешении определённых видов природопользования в буферной зоне, о принятии решения об организации заповедника "Командорский".
Глава администрации Камчатской области в названном постановлении на основании приложенных к указанному ходатайству акта обследования территории под расположение заповедника "Командорский" от 8 июля 1992 г., дополнения к акту от 30 сентября 1992 г., описания границ проектируемого заповедника "Командорский", экспликации земель, передаваемых под указанный заповедник, а также представленных проектно-изыскательским отрядом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации материалов и документов по соответствующему вопросу, пришёл к выводу о возможности, целесообразности и своевременности создания заповедника "Командорский" на территории Командорского архипелага и акватории прилегающей прибрежной зоны на общей площади 3 648 679 гектаров, в том числе с передачей земель госземзапаса (105 179 гектаров) и окружающей острова акватории (3 362 900 гектаров) в постоянное бессрочное пользование биосферному заповеднику, и определил категории участков, подлежащих выделению на территории биосферного заповедника.
Кроме того, как следует из письма Малого Совета Камчатского областного Совета народных депутатов от 1 декабря 1992 г. N 01-05/439 "О создании государственного наземно-морского биосферного заповедника "Командорский", направленного в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, данный Совет народных депутатов не возражал против создания заповедника "Командорский" на островах Беринга, Медном, Топоркова, Арий Камень на общей площади 185 379 гектаров и на акватории прилегающей к ним 30-мильной прибрежной зоны общей площадью 3 463 300 гектаров с выделением трёх зон: заповедное ядро, буферная зона и зона хозяйственного использования, включающая, в частности, северную половину острова Беринга с прилегающей акваторией, что также принято во внимание при издании оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, суд пришёл к правильному выводу о том, что Постановление N 359 о создании заповедника "Командорский" и включении в него спорной территории северной половины острова Беринга с прилегающей акваторией было принято в соответствии с частью 4 статьи 61 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2061-1 "Об охране окружающей среды", действующего на время издания оспариваемого акта, с соблюдением порядка образования государственных природных заповедников, установленного пунктом 3 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. N 613).
Решение Президиума Алеутского районного Совета народных депутатов "О создании государственного биосферного заповедника "Командорский" на территории Алеутского района" от 29 июня 1993 г. N 11, на которое ссылаются административные истцы и в апелляционных жалобах в обоснование своей позиции о незаконности оспариваемого Постановления N 359 в связи с отсутствием согласования границ заповедника с местным Советом народных депутатов, не опровергает вывода суда первой инстанции о правомерности принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку, как следует из его содержания, оно принято по вопросам утверждения для включения Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в будущее Положение о государственном биосферном заповеднике "Командорский" описания границ заповедника, границ и режимов его зон, а также об обращении с ходатайством в администрацию Камчатской области, в Камчатский областной Совет народных депутатов, в Управление охотничьего хозяйства Камчатской области о ликвидации заповедника "Командорский" в связи с включением большей части его территории в землепользование заповедника "Командорский", а также о создании такого заповедника в предлагаемых границах. Кроме того, как следует из пункта 1 названного Решения, ранее, 19 марта 1993 г. 10-й сессией Алеутского районного Совета народных депутатов принималось решение о постановлении Главы Администрации Камчатской области от 1 декабря 1992 г. "Об организации наземно-морского биосферного заповедника "Командорский" на территории Алеутского района Камчатской области", следовательно, вопреки доводам административных истцов вопрос установления границ заповедника "Командорский" являлся предметом согласования представительного органа местного самоуправления до принятия оспариваемого Постановления N 359 от 23 апреля 1993 г.
Довод апелляционных жалоб о противоречии оспариваемого Постановления N 359 статье 60 ранее действующего Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", регламентирующей полномочия районной администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и не опровергает вывода суда о законности названного постановления, поскольку названная норма закона вопросы организации особо охраняемых природных территорий и объектов не регулировала.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 9 установлено, в числе прочих преобразовать государственный природный биосферный заповедник "Командорский" в национальный парк в порядке, предусмотренном частью 3 данной статьи. При таком преобразовании не допускается изменение границ указанных государственных природных заповедников. В течение одного года со дня вступления в силу данного закона федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные в части 2 статьи государственные природные заповедники, направляет в Правительство Российской Федерации представление о преобразовании указанных государственных природных заповедников в национальные парки. В течение 180 дней с даты направления федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные в части 2 настоящей статьи государственные природные заповедники, представления о преобразовании указанных государственных природных заповедников в национальные парки Правительство Российской Федерации принимает постановление о таком преобразовании (части 2, 3).
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 33-ФЗ создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации, реализуя возложенные на него федеральным законодателем полномочия, в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Постановлением N 720 преобразовало заповедник "Командорский" площадью 3 648 679 гектаров в национальный парк "Командорские острова" общей площадью 3 648 679 гектаров (включая 80 200 гектаров земель запаса в северной части острова Беринга и прилегающей к северной части острова Беринга прибрежной полосы акватории Тихого океана шириной 5 миль, площадью 100 400 гектаров, без изъятия их из хозяйственного использования), расположенный на территории Алеутского муниципального округа Камчатского края и прилегающей 30-мильной морской акватории.
При таких данных Постановление N 720, как правильно указано судом в решении, издано Правительством Российской Федерации на основании приведённых норм законодательства Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка его издания и официального опубликования.
Проанализировав содержание оспариваемых Постановлений N 359, N 720, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что они приняты в целях сохранения уникальных природных комплексов Командорского архипелага, генофонда растений и животных, а также естественных условий жизни и деятельности командорских алеутов, определяют границы территории заповедника и национального парка и не противоречат нормам законодательства, регулирующим рассматриваемые правоотношения, следовательно, прав и законных интересов административных истцов в указанных ими аспектах не нарушают. В подтверждение данного вывода судом в решении дан правильный подробный анализ положений подлежащего применению в данном деле законодательства.
Судом первой инстанции проверялись доводы административных истцов о противоречии оспариваемых постановлений законодательству о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, об особо охраняемых природных территориях, земельному законодательству по тому основанию, что оспариваемые акты исключают возможность осуществления алеутами традиционных видов деятельности и промыслов, составляющих традиционный образ их жизни и их традиционную хозяйственную деятельность, и верно признаны несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Так, согласно статье 8 Федерального закона N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов, лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространёнными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 33-ФЗ, регулирующим отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения, в статье 15 определён перечень функциональных зон с дифференцированным режимом охраны и использования с учётом природных, историко-культурных и иных особенностей, исходя из которых в каждой из зон устанавливается разрешительный или запретительный порядок их использования, и закреплено, что зона традиционного экстенсивного природопользования предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования (пункт 1).
В частности, названной статьёй закона допускается возможность заготовки гражданами древесины для собственных нужд, заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, заготовки гражданами других недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, возможность осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни (подпункт "е" пункта 2); обеспечена возможность безвозмездного посещения и свободного пребывания на территории национального парка физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке (пункт 6).
Из содержания оспариваемых Постановлений N 359 и N 720 видно, что они не противоречат приведённым нормам законодательства Российской Федерации, так как определяя границы особо охраняемой природной территории эти акты ограничительный режим использования земель, включённых в её границы, в отношении прав коренных малочисленных народов Дальнего Востока - алеутов на осуществление видов деятельности и промыслов, составляющих традиционный образ их жизни и их традиционную хозяйственную деятельность не устанавливают, а, напротив, указывают, что определённые ими земли, в том числе земли запаса в северной части острова Беринга и прилегающей к ней прибрежной полосы акватории Тихого океана, включаются в состав национального парка "Командорские острова" без изъятия их из хозяйственного использования.
Довод в апелляционных жалобах о правовой неопределённости положений оспариваемых постановлений ошибочен, так как содержание этих актов отвечает критериям ясности, недвусмысленности и не допускает неоднозначного толкования в правоприменительной практике.
Вопреки утверждениям в апелляционных жалобах в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению, выводы суда, изложенные в решении о законности оспариваемых нормативных правовых актов, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Доводы административных истцов (содержащиеся в административном иске и повторённые в апелляционных жалобах), имеющие правовое значение для данного административного дела, были проверены судом и получили надлежащую оценку в решении.
Доводы, изложенные административными истцами в обоснование апелляционных жалоб, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, приведённых в решении, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции решения.
Указание в апелляционных жалобах на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в непривлечении к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации, повлёкшее нарушение прав административных истцов на судебную защиту, ошибочно.
Согласно частям 4, 5 статьи 38, статье 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом с участием лиц, обратившихся в суд с административным исковым заявлением, представителей органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт. В силу статьи 47 названного кодекса судом к участию в административном деле также могут быть привлечены заинтересованные лица, если их права и обязанности могут быть затронуты решением суда.
Определённый судом первой инстанции круг участвующих в деле лиц полностью соответствует требованиям процессуального закона. Основания для привлечения к участию в данном деле, рассмотренном в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указанного административными истцами заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали.
Обжалованное решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера "АНСАРКО", Думы Алеутского муниципального округа в Камчатском крае, Солованюк Е.И. и других - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Зайцев |
Члены коллегии |
И.Н. Зинченко |
|
Д.Э. Сабуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2024 г. N АПЛ24-210
Опубликование:
-