Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 7 июня 2023 г. N 026/10/99-1149/2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П. В.,
установила
В Ставропольское УФАС России поступили обращения ООО НТО "Техэкспертуниверсал" с указанием на нарушения, допущенные заказчиком - Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004623000015 "Оказание услуг по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, включая проведение государственной историко-культурной экспертизы данного проекта", Ставропольским УФАС России будет проведена проверка действий заказчика на предмет соответствия требованиям Федерального Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы, указанные в обращении, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с п.п. 5, 11 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно извещения о проведении закупки N 0121200004623000019 объектом закупку являются услуги по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, включая проведение государственной историко-культурной экспертизы данного проекта.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно Приложения N 1 к Извещению о проведении закупки результатом оказания услуг является разработка на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию, проекта зон охраны объекта культурного наследия, с определением режимов использования территории, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны, обеспечивающих сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде, для их последующего утверждения в установленном порядке.
Частью 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона N 44 N ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приложением N 4 к Извещению о проведении закупки установлен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" Заказчиком установлены показатели оценки:
в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Постановления Правительства N 2604 "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
Наличие исполненного контракта (договора), предметом которого является оказание услуг по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Детализирующий показатель "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы.
1) исполненный участником закупки договор (договоры) на выполнение работ по подготовке зон охраны объектов культурного наследия;
2) акт (акты) приемки оказанной услуги (результата работы), составленный при исполнении такого договора (договоров);
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявки;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
3) решение органа охраны объекта культурного наследия об установлении зоны охраны объекта культурного наследия, разработанной в соответствии с вышеуказанным договором исполненным участником закупки.
По показателю "Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 30 Постановления Правительства N 2604 "Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Требования, предъявляемые к образованию специалистов (работников) участника закупки:
Подпункт "а" пункта 30 Положения:
Специалисты (работники) участника закупки должны иметь высшее образование по следующим направлениям подготовки:
а) "История" или "Культурология".
б) "Геодезия и дистанционное зондирование" или "Прикладная геодезия", или "Землеустройство и кадастры", или "Городской кадастр".
Подпункт "б" пункта 30 Положения:
Требования к документам, подтверждающим наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
1. Трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников: диплом о высшем образовании.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
ИП Букина Е.А. В заявке (порядковый номер 197) по показателю "Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" представила сведения о наличии у нее трудовых отношений с Букиным О.Н., который имеет высшее образование по квалификации Учитель немецкого языка и культурологии по специальности "Филология (немецкий язык)" и "Культурология".
Согласно ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ Заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случае, предусмотренном частью 3 статьи 94 настоящего Федерального закона. Заказчики вправе привлекать экспертов, экспертные организации в целях экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в закупке.
Согласно п. "а" ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены физические лица, являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя).
Поскольку, в целях экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, заявок на участие в закупке Букин О.Н. не привлекался, а во исполнение ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ эксперты привлекаются для проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, у заказчика не имелось правовых оснований не принимать к оценке вышеуказанные сведения заявки ИП Букиной Е.А.
При этом, при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
2. Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика были установлены следующие нарушения.
2.1 Пунктом 24 Постановления Правительства N 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком установлены показатели оценки в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Постановления Правительства N 2604 "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Согласно пп. "в" п. 8 ПП N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом включение Заказчиком в Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы "решения органа охраны объекта культурного наследия об установлении зоны охраны объекта культурного наследия, разработанной в соответствии с вышеуказанным договором исполненным участником закупки" нарушает требования пп. "в" п. 8 ПП N 2604.
2.2 Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Извещением об осуществлении закупки установлены следующие требования в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ:
"Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - Установлено".
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, согласно Приложения N 4 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона - не установлено:
При этом, проектом контракта установлены следующие положения:
"4.1.1. В случае если Исполнитель разрабатывает проект зон охраны Памятника самостоятельно:
в течение 2 (двух) рабочих дней после дня заключения контракта направить на электронную почту Заказчика, указанную в контракте, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью Исполнителя копию действующей на весь срок оказания услуг лицензии на проведение работ по установлению и изменению границ зон с особыми условиями использования территорий, выданную в соответствии с требованиями Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
4.1.2. В случае если Исполнитель привлекает третьих лиц для разработки проектов зон охраны Памятников:
а) в течение 5 (пяти) рабочих дней после дня заключения контракта заключить соглашение на оказание услуг по разработке проектов зон охраны Памятников с третьим лицом, имеющим действующую на весь срок оказания услуг по такому соглашению лицензию на проведение работ по установлению и изменению границ зон с особыми условиями использования территорий, выданную в соответствии с требованиями Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", по условиям которого:
требования к оказанию услуг по разработке проектов зон охраны Памятников должны быть аналогичны требованиям, установленным контрактом и приложением 1;
третье лицо обязано приступить к оказанию услуг по разработке проектов зон охраны Памятников на следующий день после дня заключения соглашения между Исполнителем и таким третьим лицом;
б) в течение 2 (двух) рабочих дней после дня заключения указанного в подпункте "а" настоящего подпункта соглашения, направить на электронную почту Заказчика, указанную в контракте, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью Исполнителя копию лицензии третьего лица, указанного в подпункте "а" настоящего подпункта, на проведение работ по установлению и изменению границ зон с особыми условиями использования территорий, выданную в соответствии с требованиями Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действующей на весь срок оказания услуг по соглашению, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта."
Таким образом, Заказчиком в нарушение пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ не установлено требование предоставлении в составе заявки Лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
2.3. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- проект контракта.
Пунктом 4.1.3 проект контракта установлено:
"В случае если Исполнитель является юридическим лицом, которое проводит историко-культурную экспертизу проектов зон охраны Памятников самостоятельно:
а) в течение 2 (двух) рабочих дней после дня заключения контракта направить на электронную почту Заказчика, указанную в контракте, копию приказа (приказов) Министерства культуры Российской Федерации об аттестации не менее 3 (трех) экспертов, которые будут привлечены к проведению историко-культурной экспертизы проектов зон охраны Памятников, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью Исполнителя;
б) одновременно с документами, указанными в подпункте "а" настоящего подпункта, направить на электронную почту Заказчика, указанную в контракте, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью Исполнителя копии трудовых договоров, подтверждающих, что эксперты, которые будут привлечены к проведению историко-культурной экспертизы проектов зон охраны Памятников, состоят с Исполнителем в трудовых отношениях".
При этом, согласно ч. 6 Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" (далее - ПП N 569) экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее - договор).
При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.
Согласно ч. 8 ПП N 569 к проведению экспертизы не привлекаются лица:
а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети));
б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;
в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;
г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика;
д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.
Таким образом, п. 4.1.3 Проекта контракта напрямую противоречит требованиям ПП N 569.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований п. 1 п. 1 ст. 31, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП N 2604.
29.05.2023 г. по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004623000015 между Заказчиком и ИП Букиной Е.А. Заключен контракт N 01212000046230000150001.
Вместе с тем, пп. "б" п. 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений"
в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия нарушившими требования пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП N 2604.
2. В связи с тем, что по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004623000015 заключен контракт, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту установленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
Е.В. Вишневская |
Члены Комиссии |
Б.Ш. Карпель |
|
П.В. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 7 июня 2023 г. N 026/10/99-1149/2023 О нарушении законодательства о закупках
Опубликование:
- на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (br.fas.gov.ru)