Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-133/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием представителя административного истца по доверенности ФИО12, Администрации г.о. Тольятти ФИО4, установил:
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 20968 нежилого здания с кадастровым номером N 1, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 11340 нежилого здания с кадастровым номером N 1, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 20107 нежилого здания с кадастровым номером N 1, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 19864 нежилого здания с кадастровым номером N 1, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 19610 нежилого здания с кадастровым номером N 1, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365, в части включения в него под пунктом 19166 нежилого здания с кадастровым номером N 1.
Требования обоснованы тем, что указанное нежилое здание принадлежит на праве собственности административному истцу, расположено на земельном участке с кадастровым номером N 2 с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания. Осмотр здания на дату утверждения Перечней министерством имущественных отношений Самарской области не производился. Включение объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.
Представитель административного истца по доверенности ФИО12 в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Администрация г.о. Тольятти ФИО4 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что 24.08.2018 года был произведен осмотр нежилого здания. в ходе которого установлено, что в здании на 1 этаже расположены магазины "рыбацкая лавка "Щ.", "Т.В.С.", парикмахерская.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что по сведениям ЕГРН спорный объект имеет наименование, предусматривающее использование одновременно как в целях административного назначения, так и в целях размещения торговых объектов, поэтому министерство правомерно включило нежилое здание в Перечни на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержден приказом N 2365 от 3 ноября 2023 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N 1 включено в Перечень на 2019 год (пункт 20968), в Перечень на 2020 год (пункт 11340), в Перечень на 2021 год (пункт 20107), в Перечень на 2022 год (19864), в Перечень на 2023 год (пункт 19610), в Перечень на 2024 (пункт 19166).
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Приказ N 2365 от 3 ноября 2023 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером N 1 площадью 655,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование - реконструкция здания (лит. А) под магазин с административными помещениями.
Присутствие в наименовании здания слов "с административными помещениями" не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что здание является торговым и офисным объектом.
На запрос суда из филиала ППК Роскадастр по Самарской области суду представлен технический план по состоянию на 26 июня 2018 года, выполненный кадастровым инженером ФИО13 в котором указано, что подготовлен на внесение изменений местоположения здания на земельном участке и изменением общей площади здания, которая после реконструкции составила 655,9 кв. м, а до реконструкции 117,8 кв. м. В нем имеется разрешение на реконструкцию, выданное мэрией г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ на общую площадь объекта капитального строительства - 633,4 кв. м, площадь торговых площадей - 160 кв. м, площадь административных помещений - 225,6 кв. м, площадь складских помещений - 67,4 кв. м.
Экспликация к плану строения в техническом плане отсутствует.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено ФИО1 от Администрации г.о. Тольятти 26 июля 2018 года. В нем указано, что фактическая площадь вводимого в эксплуатацию здания составила 655,9 кв. м.
В связи с тем, что площадь вводимого в эксплуатацию объекта недвижимости изменилась с 633,4 кв. м до 655,9 кв. м, а в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию не указана площадь торговых, административных и складских помещений, суд полагает, что техническая документация не дает основание полагать о наличии более 20% в здании торговых площадей.
Представленный административным истцом технический паспорт на здание по состоянию на 06.03.2018 года не может быть принят в качестве достоверного доказательства ввиду того, что он выполнен после 01.01.2013 года.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N 2, собственником которого является ФИО1. Видом разрешенного использования земельного участка "для дальнейшей эксплуатации здания" не подразумевает размещение на нем торговых объектов, объектов офисного назначения, общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней на 2019-2024 годы административным ответчиком не проводились.
Администрация г.о. Тольятти представила акт осмотра здания от 24 августа 2018 года, из которого следует, что в здании на площади 117,8 кв. м расположены магазин "Рыбацкая лавка "Щ.", "Т.В.С.", парикмахерская.
Однако, на момент проведения осмотра здание было введено в эксплуатацию с площадью 655,9 кв. м, соответственно площадь торговых помещений, помещения парикмахерской, составляющие на дату осмотра 117,8 кв. м, составляли от общей площади здания 17,96%.
Представленный Администрацией г.о. Тольятти акт осмотра объекта недвижимого имущества от 6 марта 2024 года, в котором указано, что в здании на площади 655,9 кв. м расположены магазин "Рыбацкая лавка "Щ." - 217,9 кв. м, магазин одежды "М." - 64 кв. м, парикмахерская - 28,6 кв. м, салон лазерной депиляции, ботокс, бытовой массаж - 81,9 кв. м, студия пилатеса - 217 кв. м, МОП - 18,7 кв. м, не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку он составлен после утверждения оспариваемых Перечней на 2019-2024 годы.
Суду представлены договоры аренды от 1 апреля 2019 года с ИП Н.С.А. на предоставление в аренду 8 км. м. В договоре аренды не указана цель аренды, однако, из пояснений представителя административного истца следует, что помещение предоставлено для торговли в качестве рыбацкой лавки.
Договором аренды от 1 октября 2022 года ФИО6 для организации косметологических процедур предоставлено помещение площадью 25 кв. м, по договору от 1 ноября 2022 года ФИО7 предоставлено помещение площадью 10 кв. м для организации студии косметологических процедур.
3 июля 2023 года ИП ФИО8 в целях организации торговой деятельности предоставлено помещение площадью 30 кв. м.
1 января 2024 года ИП ФИО9 предоставлено помещение площадью 250 кв. м для организации спортивного клубу.
По договору от 1 января 2024 года ИП ФИО10 предоставлено торговое помещение площадью 20 кв. м.
ФИО1 осуществляет торговую деятельность на площади 20 кв. м, он имеет патент на площадь стационарной торговой сети, имеющего торговый зал, (магазина (павильона) по адресу: <адрес>.
Согласно сведений межрайонной ИФНС N 15 по Самарской области по указанному адресу у ФИО1 с 02.08.2023 года установлено контрольно-кассовая техника.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что по договорам аренды площадь торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет менее 20% от общей площади здания.
. Доказательств, подтверждающих расположение в здании более 20% помещений офисного или торгового назначения, общественного питания или бытового обслуживания, административным ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечни на 2019-2024 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2019-2024 годы, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019-2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 20968 нежилого здания с кадастровым номером N 1;
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 11340 нежилого здания с кадастровым номером N 1;
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 20107 нежилого здания с кадастровым номером N 1;
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 19864 нежилого здания с кадастровым номером N 1;
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 19610 нежилого здания с кадастровым номером N 1;
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365, в части включения в него под пунктом 19166 нежилого здания с кадастровым номером N 1.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 марта 2024 г. N 3а-133/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника