Решение Самарского областного суда от 27 марта 2024 г. N 3а-798/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-798/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием представителя административного истца по доверенности ФИО8, Администрации г.о. Тольятти ФИО5, установил:
ФИО1 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365, в части включения в него под пунктом 12044 нежилого помещения с кадастровым номером N 1.
Требования обоснованы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит вышеуказанное нежилое помещение. Оно не подпадает под критерии ст. 378.2 НК РФ, поскольку часть помещения используется арендатором ООО "Т.Т." для организации склада и пункта выдачи товаров. Основным видом деятельности ООО "Т.Т." является торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-телекоммуникационной сети интернет и при помощи телевидения, радио и телефона. Включение помещения в Перечень на 2024 год нарушает права административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и в письменных пояснениях, от первоначально заявленных требований об оспаривании Перечней на 2022, 2023 годы в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N 1 отказался.
Определением Самарского областного суда от 22 марта 2024 года производство по делу прекращено в части требований об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022, 2023 годы в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N 1.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.о. Тольятти ФИО5 заявленные требования не признала и указала, что помещение, принадлежащее административному истцу, фактически используется под магазин "П." и магазин "В.". В помещении осуществляется торговля косметическими товарами, имеется также и пункт выдачи товаров, в подтверждение тому, что в помещении осуществляется торговля, прикладывает чек на сделанную ею покупку.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень на основании заявления Администрации г.о. Тольятти по факту осмотра им помещения от 31.08.2020 года, которым установлено расположение в помещении универсама "М.у.".
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 3 ноября 2023 года N 2365 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год.
В указанный Перечень под пунктом 12044 включено нежилое помещение с кадастровым номером N 1.
Приказ министерства от 3 ноября 2023 года N 2365 официально опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N 1 площадью 425,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение.
Указанное нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N 2, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N 3 с видом разрешенного использования: многоквартирные жилые дома 5-35 этажей.
Согласно техническому паспорту, выполненному МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" по состоянию на 27.06.2008 года, в помещении по адресу: <адрес>, на площади 425,4 кв. м, расположены нежилые помещения, тамбур, санузлы.
По технической документации помещения торгового или офисного назначения, объекты общественного питания или бытового обслуживания в нежилых помещениях и в здании отсутствуют.
Помещение включено в Перечень по его фактическому использованию в качестве торгового объекта.
Суду представлен акт осмотра помещения, выполненный Администрацией г.о. Тольятти от 31 августа 2020 года, в котором указано, что в помещении на площади 425,4 кв. м расположен универсам "М.у.".
Вместе с тем, суд учитывает, что указанный акт осмотра выполнен по визуальному осмотра снаружи, помещения внутри не осматривались.
Суд установил, что в период с 30 мая 2014 года по 31 июля 2023 года помещение площадью 126,8 кв. м по договору аренды предоставлялось ИП Б.Б.А. для организации розничной торговли.
31 июля 2023 года договор аренды был расторгнут.
Суду предоставлен акт осмотра, выполненный Администрацией г.о. Тольятти от 17 января 2024 года, из которого следует, что в помещении расположен магазин косметики "П." площадью 152,3 кв. м, магазин "В." (торговля трикотажем, детской одеждой, пряжей, нижним бельем, товарами для дома и сада, хозтоварами, бижутерией) площадью 259,9 кв. м, 13,2 кв. м - холл при входе в магазины.
Акт осмотра от 17 января 2024 года не может быть принят во внимание в качестве допустимого доказательств, поскольку он выполнен после утверждения оспариваемого Перечня.
Вместе с тем, судом установлено, что с 31 октября 2023 года помещение площадью 165 кв. м передано в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Т.Т." для организации склада и пункта выдачи заказов.
Согласно пояснениям представителя административного истца на помещении имеется вывеска "П. П.".
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Т.Т." является торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах.
В соответствии с пунктом 66.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2023 Торговля. Термины и определения к типам торговых предприятий отнесен даркстор: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, помещение или часть помещения, предназначенные и используемые для приема, хранения товаров, а также их комплектования в заказы (с последующей доставкой), осуществленные потребителями посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Из изложенного следует, что размещаемый в нежилом помещении ФИО1 склад и пункт выдачи товаров является разновидностью торгового объекта.
Площадь арендуемого ООО "Т.Т." помещения для осуществления торговой деятельности составляет более 20% от общей площади помещения (38,78%).
Доводы представителя административного истца о том, что в арендуемом помещении не осуществляется оплата товара, поэтому он не отвечает критериям торгового объекта, суд считает несостоятельными.
Согласно представленных межрайонной ИФНС N 15 по Самарской области сведений в помещении по адресу: <адрес>, у ООО "Т.Т." "П." с 6.12.2023 года установлена контрольно-кассовая техника.
Согласно части 1 статьи 4.3 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Доводы представителя административного истца о том, что сведения о наличии контрольно-кассовой техники, не могут являться доказательством по делу, суд считает необоснованными, поскольку указанные сведения служат элементом доказывания факта расчета с покупателями.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение обоснованно включено в Перечень на 2024 год, в связи с этим оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2365 от 3 ноября 2023 года, в части включения нежилого помещения с кадастровым номером N 1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 марта 2024 г. N 3а-798/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника