Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 129.1 Налогового кодекса:
О применении к физическим лицам ответственности за непредставление специальной декларации.
Статьей 86.3 Налогового кодекса установлено, что в случае, если произведенные физическим лицом расходы превышают доходы, заявленные им в декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.
Согласно пункту 2 статьи 86.3 Налогового кодекса физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.
Из положений статей 86.1 - 86.3 Налогового кодекса следует, что специальная декларация представляется в рамках осуществления налогового контроля за расходами физических лиц, целью которого является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам, а не налогообложение доходов физического лица.
Таким образом, при представлении специальной декларации физическое лицо выступает не как налогоплательщик или налоговый агент.
Вместе с тем, ответственность, предусмотренная статьей 119 Налогового кодекса, может быть применена только к налогоплательщику за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.
Статьей 129.1 Налогового кодекса установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 указанного Кодекса.
Ответственность, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса, может быть применена только к налогоплательщику или налоговому агенту, либо к организации или физическому лицу за непредставление сведений о налогоплательщике.
Учитывая изложенное, в случае непредставления физическим лицом в течение установленного статьей 86.3 Налогового кодекса срока специальной декларации к нему должна применяться ответственность, установленная статьей 129.1 данного Кодекса, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с указанным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
О применении к физическому лицу налоговой и административной ответственности
Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц необходимо учитывать, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние в силу пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса не может быть одновременно привлечено к налоговой и иной ответственности.
Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в статье 2 Налогового кодекса, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями данного Кодекса.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенное, физическое лицо не может быть привлечено одновременно к налоговой и административной ответственности в том случае, если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, то есть когда совпадает состав правонарушений, предусмотренных налоговым и административным законодательством.
Например, за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации ответственность предусмотрена как в статье 119 Налогового кодекса, так и в пункте 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации". При совершении налогоплательщиком - физическим лицом вышеуказанного правонарушения в соответствии с нормами 106, 108 Налогового кодекса последний подлежит привлечению к ответственности, установленной статьей 119 Налогового кодекса.
Состав правонарушений, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса и пунктом 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", не совпадает, поскольку статьей 122 данного Кодекса установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, а пунктом 12 статьи 7 данного Закона - за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности, за отсутствие учета доходов или ведение его с нарушением установленного порядка, за непредставление или несвоевременное представление деклараций о доходах либо за включение в декларации искаженных данных.
Таким образом, физическое лицо может быть привлечено одновременно к ответственности по статье 122 Налогового кодекса и по основаниям, указанным в пункте 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
Привлечение к уголовной ответственности физических лиц
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности выносится при наличии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статьей 109 Налогового кодекса определен исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Совершение налогоплательщиком - физическим лицом налогового правонарушения, содержащего признаки состава преступления, не входит в перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный вышеуказанной нормой Налогового кодекса.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 108 Налогового кодекса предусмотренная данным Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Квалификация же вышеуказанного деяния, как содержащего признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, не входит в компетенцию налоговых органов.
Согласно пункту 3 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Статьей 36 Налогового кодекса установлено, что федеральные органы налоговой полиции (далее - органы налоговой полиции) выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями. Органы налоговой полиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений:
в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;
в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган;
при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.
Учитывая изложенное, при выявлении в ходе выездной налоговой проверки фактов налоговых правонарушений, в том числе в случаях, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно, налоговый орган при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязан с соблюдением сроков, установленных пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса, направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Также необходимо отметить, что в соответствии с Порядком передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах в федеральные органы налоговой полиции, утвержденным приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.99 N 409/АП-3-16/359, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, одним из документов, направляемых в органы налоговой полиции при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в крупных и особо крупных размерах, является копия принятого по акту решения.
В случае если органом налоговой полиции по результатам проведенной проверки принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении налогоплательщика - физического лица и данное лицо привлекается к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством, то соответственно, налогоплательщик - физическое лицо в силу пункта 3 статьи 108 Налогового кодекса не может быть привлечен к налоговой ответственности. Учитывая, что взыскание налоговых санкций согласно пункту 7 статьи 114 Налогового кодекса производится исключительно в судебном порядке, то следовательно, в данном случае налоговый орган не вправе обращаться в суд за взысканием налоговой санкции с данного налогоплательщика.
Если же по результатам проведенной органом налоговой полиции проверки принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а также в случае прекращения уголовного дела уполномоченными органами, налоговый орган на основании принятого в отношении данного налогоплательщика - физического лица решения о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения обращается в суд за взысканием с данного налогоплательщика налоговой санкции.
При этом согласно пункту 2 статьи 115 Налогового кодекса срок подачи искового заявления, установленный пунктом 1 данной статьи Налогового кодекса, исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
<< Статья 126 Налогового кодекса |
||
Содержание Письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 О порядке применения отдельных положений Налогового кодекса РФ, касающихся... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.