1. Общие положения
Концепция развития физической подготовки и спорта в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий до 2030 года (далее - Концепция) разработана в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 308-р.
Правовую основу Концепции составляют следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 695 "Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1661 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года";
план мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3615-р;
Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р;
Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая Декларацией Организации Объединенных Наций 21 ноября 1978 г.;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МЧС России, а также международные правовые акты в сфере физической культуры и спорта.
Разработка и реализация Концепции основаны на следующих ценностях и принципах физической культуры и спорта:
ориентированность на человека - формирование навыков и умений в сфере физической подготовки и спорта для сохранения здоровья населения, обеспечения физического и духовного благополучия;
доступность и безопасность - адаптация мест для занятий физической подготовкой и спортом в рамках служебной деятельности.
Развитие физической подготовки и спорта в системе МЧС России основывается на следующих принципах:
соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
обеспечение равных возможностей для занятия физической подготовкой и спортом по месту работы (службы) для всех категорий личного состава МЧС России;
удовлетворенность личного состава созданными условиями для занятия физической подготовкой и спортом;
ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической подготовки и спорта с учетом мировых тенденций научно-технологического и цифрового развития;
развитие физической подготовки и спорта в территориальных органах и учреждениях, находящихся в ведении МЧС России, с учетом их региональных особенностей.
Определяя основные направления развития физической подготовки и спорта в системе МЧС России, Концепция рассматривает занятия физической подготовкой и спортом как комплексную систему, направленную на подготовку здорового, физически развитого, психологически устойчивого сотрудника МЧС России, способного эффективно решать задачи служебной деятельности. Концепция предполагает создание условий для развития физической подготовки и спорта с учетом перспективного облика МЧС России и представляет собой систему мероприятий, предусматривающую совершенствование физической подготовки личного состава и развитие спорта.
Повышение уровня физической подготовленности военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России (далее - военнослужащие), сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) (далее - сотрудники), работников профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы, имеющих статус спасателя (далее - спасатели), и иных категорий граждан, проходящих службу (работающих) в системе МЧС России, является важной задачей для МЧС России. Объем и сложность выполняемых в системе МЧС России задач в современных геополитических условиях предъявляют высокие требования к уровню физической подготовленности военнослужащих, сотрудников, спасателей МЧС России (далее - личный состав). В свою очередь, физическая подготовка личного состава требует систематического совершенствования для эффективного выполнения поставленных задач. Одним из важнейших критериев отбора кандидата на службу (работу) является оценка его уровня соответствия требованиям физической подготовки.
Для поддержания высокого уровня физической подготовленности личного состава в системе МЧС России на постоянной основе проводятся занятия по физической подготовке, ведется спортивно-массовая работа, личный состав участвует в соревнованиях по служебно-прикладным и иным видам спорта, а также в соревнованиях, проводимых Общественно-государственным объединением "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (далее - Общество Динамо).
Концепция является основой для разработки проектов нормативных правовых актов и планов, ее положения учитываются при решении вопросов, связанных с развитием физической подготовки и спорта в системе МЧС России на период до 2030 года.
2. Цель и задачи Концепции развития физической подготовки и спорта в системе МЧС России до 2030 года
Целью Концепции является определение стратегии и перспективных направлений эффективного развития физической подготовки и спорта в системе МЧС России на период до 2030 года.
Достижение этой цели в значительной степени зависит от успешного решения следующих задач Концепции:
повышение эффективности выполнения служебных обязанностей и решения поставленных задач личным составом в системе МЧС России;
повышение уровня физической подготовленности личного состава МЧС России;
организация эффективной спортивно-массовой работы в системе МЧС России;
повышение уровня оснащения спортивной материально-технической базы;
разработка и введение мер мотивации, стимулирования и поощрения личного состава за высокий уровень физической подготовленности и высокие спортивные результаты;
развитие служебно-прикладных и иных видов спорта;
создание условий для занятий физической подготовкой и спортом для личного состава МЧС России и членов их семей;
воспитание личного состава на основе развития личности, верности традициям служебно-прикладных видов спорта, совершенствования морально-нравственного потенциала, пропаганды здорового образа жизни;
привлечение детей и молодежи к занятиям служебно-прикладными видами спорта;
повышение конкурентоспособности на международной спортивной арене служебно-прикладных видов спорта;
развитие спортивной инфраструктуры.
Результатом решения поставленных задач станет повышение роли физической подготовки и спорта в системе МЧС России как эффективного средства подготовки личного состава, укрепления здоровья и психологической устойчивости, приобщения к здоровому образу жизни, поддержания боевого духа подразделений.
3. Анализ состояния и основные проблемы физической подготовки и спорта в системе МЧС России
3.1. Анализ состояния и существующая проблематика физической подготовки в системе МЧС России
В системе МЧС России на постоянной основе организованы занятия по физической подготовке, а также прием контрольных нормативов ежемесячно, ежеквартально, в конце учебного года, в рамках профессиональной подготовки, при проведении инспекторских проверок территориальных органов МЧС России. Сотрудники и военнослужащие выполняют нормативы, оценивающие их основные физические качества: быстроту, силу и выносливость.
Анализ уровня физической подготовки личного состава в системе МЧС России за период с 2018 по 2022 год показал следующие результаты, предоставленные в таблице N 1.
Таблица N 1. Среднестатистические результаты сдачи нормативов по физической подготовке сотрудников и военнослужащих МЧС России за период с 2018 по 2022 год
Личный состав |
Оценка |
|||
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
|
Сотрудники |
16,9% |
26,7% |
36,16% |
20,24% |
Военнослужащие |
42,86% |
30,12% |
15,25% |
11,77% |
В рамках проведения инспектирования территориальных органов МЧС России одним из критериев оценки является принятие зачетов по физической подготовке.
К выполнению нормативов привлекается не менее 30% численности территориального органа МЧС России. В соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России по физической подготовке в их число входит руководящий состав, военнослужащие и сотрудники подразделений.
По результатам проведения зачетов по физической подготовке в рамках проведения инспекторских проверок можно более точно оценить состояние и организацию физической подготовки в территориальных органах МЧС России и актуализировать данные об уровне физической подготовленности сотрудников и военнослужащих МЧС России.
Анализ выполнения нормативов по физической подготовке при проведении инспекторских проверок 40 территориальных органов МЧС России за период с 2018 по 2022 год представлен в таблице N 2.
Таблица N 2. Среднестатистические результаты выполнения нормативов по физической подготовке сотрудников и военнослужащих, показанные при проведении инспекторских проверок территориальных органов МЧС России за период с 2018 по 2022 год
Личный состав |
Оценка |
|||
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
|
Сотрудники |
4,34% |
38,48% |
36,6% |
20,58% |
Военнослужащие |
35,1% |
37,2% |
19% |
8,7% |
Анализ результатов выполнения нормативов по физической подготовке среди военнослужащих и сотрудников территориальных органов МЧС России показал, что уровень физической подготовки сотрудников приближен к граничным критериям оценки "удовлетворительно" по сравнению с военнослужащими.
Не в полной степени проработан вопрос мотивации и стимулирования, позволяющий совершенствовать и постоянно улучшать физическую подготовленность личного состава МЧС России.
Существует необходимость в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и контроль физической подготовки и спорта в МЧС России, которые предусматривают интегрированную балльную систему оценки уровня физической подготовленности сотрудников (на примере оценки военнослужащих), включают расширенный перечень нормативов по основным физическим качествам, критерии оценки по возрастным группам и критерии оценки в соответствии со спецификой решаемых задач.
Существует необходимость в разработке методической базы в рамках профессиональной подготовки, а также разработки и внедрения программы оптимизирующей подсчет результатов, с целью повышения и автоматизации эффективности выставления оценок личному составу.
3.2. Анализ состояния и существующая проблематика развития спорта в системе МЧС России
С целью совершенствования физической подготовки личный состав МЧС России принимает участие в спортивных соревнованиях по служебно-прикладным и иным видам спорта, спартакиадах МЧС России, участвует в составе сборных команд МЧС России в соревнованиях Общества "Динамо", международных соревнованиях, а также участвует в спортивно-массовых мероприятиях.
Важной составляющей формирования специальных двигательных навыков личного состава является участие в соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 695 "Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта" МЧС России осуществляет руководство развитием многоборья спасателей МЧС России и спасательным спортом. Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти принимает участие в развитии пожарно-спасательного спорта и многоборья кинологов.
Пожарно-спасательный спорт
Одним из основных видов спорта среди личного состава МЧС России, а также ведомственных, добровольных пожарно-спасательных подразделений является пожарно-спасательный спорт. Соревнования по данному виду спорта включают в себя 8 спортивных дисциплин: преодоление полосы препятствий, подъем по штурмовой лестнице на второй, третий и четвертый этажи учебной башни, пожарная эстафета, боевое развертывание, двоеборье, а также установка и подъем по трехколенной выдвижной лестнице.
Пожарно-спасательный спорт - служебно-прикладной вид спорта, заключающийся в выполнении комплексов разнообразных приемов, применяемых в практике тушения пожаров как в индивидуальном, так и в командном зачете.
Правила данного вида спорта утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 марта 2023 г. N 189 "Об утверждении правил служебно-прикладного вида спорта "пожарно-спасательный спорт".
Целью пожарно-спасательного спорта является совершенствование навыков пожарно-строевой подготовки.
Задачами данного вида спорта является формирование и совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости и выносливости, необходимых при выполнении служебных задач.
Данный вид спорта был основан в 1937 году и до сих пор популярен среди личного состава. В МЧС России личный состав пожарной охраны на постоянной основе оттачивает навыки спортивных дисциплин. На данный период времени 880 человек имеют спортивные звания и спортивные разряды. Обеспечивают присвоение званий и спортивных разрядов 673 судьи, аттестованные на квалификационные категории.
В соответствии с нормативными правовыми актами МЧС России, во взаимодействии с ООО "Всероссийское добровольное пожарное общество" Федерацией пожарно-спасательного спорта ежегодно проводятся всероссийские соревнования, чемпионаты и первенства МЧС России по пожарно-спасательному спорту. МЧС России формирует сборную команду для выступления на международных соревнованиях и чемпионатах мира.
Выстроенная система подготовки спортсменов и судейского аппарата позволяет занимать лидирующие позиции в мировом спорте. Более 200 спортивных мероприятий ежегодно проводится по пожарно-спасательному спорту, где основной задачей является популяризация и развитие данного вида спорта, а также подготовка спортсменов-юношей и допризывной молодежи, в том числе отбор кандидатов в сборную команду Российской Федерации. В подготовке спортсменов участвуют высококвалифицированные тренеры.
В целях дальнейшего развития пожарно-спасательного спорта необходимо:
обеспечить условия для доступа детей к занятиям, современным знаниям в сфере детско-юношеского пожарно-спасательного спорта, а также современной спортивной инфраструктуре;
повысить педагогический уровень тренеров по пожарно-спасательному спорту, проводить тренерские семинары по повышению квалификации тренерского состава;
разработать нормативные правовые акты в рамках организации тренировочного процесса детско-юношеского спорта;
создать команды по пожарно-спасательному спорту в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях;
повысить уровень взаимодействия с Обществом "Динамо", заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также организациями;
разработать правовой акт, регламентирующий организацию и проведение тренировочного процесса личного состава, входящего в состав спортивных сборных команд.
Решение вышеперечисленных задач позволит эффективно развивать и популяризировать пожарно-спасательный спорт.
Спасательный спорт
Среди личного состава в системе МЧС России основополагающим видом спорта является спасательный спорт.
Правила данного вида спорта утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 1 октября 2013 г. N 775 "Об утверждении правил служебно-прикладного вида спорта "спасательный спорт".
Данный вид спорта включает в себя 3 спортивные дисциплины: 100-метровую полосу препятствий, специальную полосу препятствий, эстафету спасателей.
Целью данного вида спорта является формирование специальных знаний, умений, навыков слаженности действий личного состава, позволяющих им выполнять поставленные задачи.
Задачей данного вида спорта является формирование навыков деблокировки и спасения пострадавших.
С 2014 года в связи с сокращением финансирования соревнования по данному виду спорта не проводились.
В целях популяризации и развития спасательного спорта, а также с целью повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности личного состава МЧС России необходимо:
переработать правила вида спорта;
провести научно-исследовательскую работу по повышению эффективности и совершенствованию спортивных дисциплин спасательного спорта;
возобновить проведение соревнований;
восстановить материально-техническое обеспечение подразделений МЧС России спортивным инвентарем, необходимым для проведения соревнований и организации тренировочного процесса.
Многоборье кинологов
Среди военнослужащих и работников профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы (далее - работники), развивается многоборье кинологов. Данный вид спорта включает в себя 3 спортивные дисциплины: разыскной профиль, поиск взрывчатых веществ, поиск наркотических средств.
Многоборье кинологов - служебно-прикладной вид спорта. В основе данного вида спорта лежат специальные действия со служебными собаками, связанные с выполнением личным составом своих служебных обязанностей.
Правила вида спорта утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 509 "Об утверждении правил служебно-прикладного вида спорта "многоборье кинологов".
Целью данного вида спорта является совершенствование уровня взаимодействия кинологов и их служебных собак к выполнению задач по их предназначению.
Задачей данного вида спорта является подготовка личного состава и его служебных собак по поиску и обнаружению взрывчатых веществ и наркотических средств, разыскному профилю.
В каждом спасательном центре МЧС России имеется специализированная учебно-тренировочная база. В настоящее время к выполнению задач по предназначению допущено и находятся в готовности 160 кинологических расчетов, из них 112 расчетов поисково-спасательного профиля.
В августе 2023 г. на базе ФГКУ "Ногинский СЦ МЧС России" впервые состоялся Чемпионат МЧС России по многоборью кинологов. Специалисты-кинологи со служебными собаками соревновались в дисциплине "поиск и обнаружение взрывчатых веществ" в пяти упражнениях.
Для развития данного вида спорта требуется совершенствование правил вида спорта и дисциплин, применимых к задачам, выполняемым МЧС России, разработка нормативных правовых актов, регламентирующих участие в соревнованиях и условия присвоения разрядов, судейских категорий, а также внесение изменений во всероссийский реестр видов спорта.
Многоборье спасателей МЧС России
Среди спасателей популярным видом служебно-прикладного спорта является многоборье спасателей МЧС России.
Правила вида спорта утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 5 октября 2012 г. N 283 "Об утверждении правил служебно-прикладного вида спорта "многоборье спасателей МЧС России".
Целью данного вида спорта является совершенствование навыков и повышение профессионального мастерства при проведении поисково-спасательных работ в условиях природной среды, на водных объектах, под водой, в зонах техногенных аварий и катастроф. Данный вид спорта включает в себя 4 спортивные дисциплины: пятиборье спасателей поисково-спасательных формирований МЧС России, четырехборье спасателей поисково-спасательных формирований МЧС России, троеборье спасателей поисково-спасательных формирований МЧС России, многоборье спасателей МЧС России.
Задачами данного вида спорта являются:
овладение передовыми методами использования аварийно-спасательной, альпинистской, водолазной техники, оборудования, снаряжения и инструмента;
привлечение спасателей к регулярным занятиям физической подготовкой и спортом;
организация взаимодействия между аварийно-спасательными и поисковоспасательными формированиями и территориальными органами МЧС России по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера с учетом особенностей их возникновения;
практическая проработка развертывания сил и средств для организации лагерей временного пребывания с учетом климатических, географических и социальных особенностей территорий.
Соревнования по многоборью спасателей с 2021 года не проводились.
Для развития данного вида спорта требуется возобновить проведение соревнований, обеспечить тренировочные базы и подразделения спортивным инвентарем, разработать актуальную нормативно-правовую базу, регламентирующую участие в соревнованиях.
Анализ спортивно-массовой работы
В МЧС России на постоянной основе проводится спартакиада по основным видам спорта: лыжный спорт, мини-футбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, гиревой спорт, плавание.
Центральный аппарат, территориальные органы и учреждения МЧС России организовывают спартакиаду среди своих структурных подразделений. Проведение соревнований способствует укреплению командного духа, популяризации здорового образа жизни, повышению уровня физической подготовленности личного состава МЧС России.
На протяжении многих лет МЧС России является членом Общества "Динамо". Ежегодно личный состав принимает активное участие в межведомственных региональных, межрегиональных и всероссийских спартакиадах и спортивных соревнованиях, где показывает успешные результаты во всех регионах России, тем самым поднимая престиж службы МЧС России.
В 2022 году подписано соглашение о сотрудничестве между Обществом "Динамо" и МЧС России.
Основой формирования профессионально-прикладных физических качеств для личного состава пожарной охраны МЧС России является проведение спортивных мероприятий, где предусмотрены соревновательные дисциплины, основанные на функциональной выносливости и имеющие прикладной характер к пожарно-спасательному делу (функциональное пожарное многоборье), а именно такие соревнования, как: "Сильнейший газодымозащитник", "Сильнейший пожарный", "Пожарная тяга", "Вертикальный вызов", "Пожарный олимп". Данные спортивные мероприятия пользуются высокой популярностью среди сотрудников пожарной охраны и требуют дальнейшей популяризации и поддержки.
С целью развития спортивно-массовой работы необходимо рассмотреть вопрос разработки правил вида спорта "Функциональное пожарное многоборье", а также продолжить развитие и поддержку спортивных мероприятий, имеющих служебно-прикладной характер, среди личного состава МЧС России и членов их семей.
В МЧС России ведется спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, проводятся спортивные праздники для личного состава и членов их семей, выполняется сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
Систематически организовываются научные конференции и семинары с привлечением специалистов по физической подготовке и спорту.
С учетом развития спорта в МЧС России требуется уделить особое внимание:
разработке правовой базы, регламентирующей проведение спортивно-массовой работы;
проработке вопроса мотивации, системы поощрения и мер нематериального стимулирования сотрудников за высокие спортивные результаты.
3.3. Анализ и проблемные вопросы финансово-экономического и материально-технического обеспечения физической подготовки и спорта в системе МЧС России
Финансово-экономическое обеспечение
На организацию и проведение спортивных мероприятий в МЧС России, в территориальных органах и учреждениях МЧС России за период с 2018 по 2022 год было закуплено около 100 наименований спортивного оборудования, в том числе 4 учебно-тренировочные башни, системы электронного хронометража, спортивные снаряды для пожарно-спасательного спорта.
Спортивный инвентарь передавался территориальным органам МЧС России для организации спортивных соревнований, планируемых в соответствии с календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Проведенный анализ показал, что механизм бюджетного планирования на закупку спортивного оборудования требует совершенствования и системного подхода.
Материально-техническое обеспечение
Одну из основополагающих ролей в развитии физической подготовки и спорта в системе МЧС России играет оснащение подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений МЧС России материально-техническими средствами, а именно спортивным инвентарем для занятий физической подготовкой и спортом, а также наличие спортивно-тренировочных баз. Анализ уровня оснащения подразделений спортивным инвентарем и имуществом, а также наличия спортивно-тренировочных объектов показал:
территориальные органы и учреждения МЧС России недостаточно укомплектованы спортивным инвентарем для проведения спартакиады МЧС России;
спортивный инвентарь для сдачи нормативов по физической подготовке в зимнее время года (лыжи) отсутствует на балансе подразделений, что противоречит установленным требованиям по физической подготовке;
на территории Российской Федерации функционируют 1714 учебно-тренировочных башен, из них 805 требуют ремонта и реконструкции (47%), 1011 пожарно-спасательных полос с препятствиями, из них 446 требуют реконструкции и ремонта (40%);
в 12 территориальных органах МЧС России отсутствуют снаряды по одному из дисциплин пожарно-спасательного спорта, что является проблемным вопросом при сдаче нормативов по физической подготовке и не способствует популяризации пожарно-спасательного спорта;
Для популяризации и развития спорта, поддержания уровня спортивного мастерства необходимо обеспечить структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы и учреждения МЧС России спортивным инвентарем для выполнения нормативов по физической подготовке, проведения спартакиад и первенств, подготовки сборных команд для участия в соревнованиях Общества "Динамо", в том числе:
разработать нормативный правовой акт МЧС России, регламентирующий нормы обеспечения подразделений спортивным инвентарем и оборудованием;
спланировать комплекс мероприятий по поэтапному обеспечению подразделений спортивным инвентарем и оборудованием;
организовать инвентаризацию спортивных объектов системы МЧС России с целью определения их фактического состояния, объема и стоимости ремонтных работ, указания и определения источника финансового обеспечения;
усилить организацию взаимодействия центрального аппарата с федеральным органом исполнительной власти ответственным за развитие физической культуры и спорта;
усилить организацию взаимодействия территориальных органов и учреждений МЧС России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, отвечающими за развитие физической культуры и спорта.
4. Мероприятия, направленные на реализацию Концепции развития физической подготовки и спорта в системе МЧС России до 2030 года
Реализация Концепции направлена на выполнение следующих приоритетных направлений:
мероприятия в области развития физической подготовки;
мероприятия в области развития спортивно-массовой работы;
мероприятия в области развития служебно-прикладных видов спорта;
мероприятия в области развития спортивной материально-технической базы;
мероприятия в области развития взаимодействия МЧС России с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
мероприятия в области развития мотивации личного состава к совершенствованию уровня физической подготовки и занятиям спортом;
мероприятия в области развития финансово-экономического обеспечения физической подготовки и спорта в системе МЧС России.
В рамках приоритетного направления в области развития физической подготовки предусматривается выполнение следующих мероприятий:
проведение научно-исследовательской работы по разработке критериев оценки нормативов по физической подготовке и их обоснования с научной, медико-биологической, физиологической, анатомической и практической точки зрения;
апробация предложенных нормативов по физической подготовке в территориальных органах, учреждениях МЧС России и внесение правок по результатам апробации;
разработка требований и критериев оценки территориальных органов и учреждений МЧС России в области организации, контроля и состояния физической подготовки;
разработка методической базы в области организации физической подготовки;
закрепление за ответственным структурным подразделением центрального аппарата функций по оказанию методической помощи и контролю состояния физической подготовки территориальных органов и учреждений МЧС России;
разработка программы переподготовки/повышения квалификации на базе учебных заведений МЧС России в рамках обучения личного состава базовым основам проведения занятий по физической подготовке и организации спортивно-массовой работы в соответствии со спецификой выполняемых задач;
разработка критериев и стандартов для оценки уровня специальной физической подготовки пожарных и спасателей;
выявление сильных и слабых сторон каждого сотрудника, принимающего непосредственное участие в тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также возможность выбора каждым сотрудником дисциплин в рамках физической подготовки, которые повысили бы результативность выполнения им задач по предназначению;
разработка и утверждение единых подходов к научно-методическому обеспечению физической подготовки и спорта;
разработка и утверждение критериев оценки физкультурно-спортивной работы образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности;
проведение учебно-методических сборов для личного состава, ответственного за организацию физической подготовки и спорта в территориальных органах и учреждениях МЧС России;
организация систематического контроля состояния физической подготовки личного состава в рамках инспектирования территориальных органов и учреждений МЧС России;
разработка и внедрение программы мониторинга коэффициентов эффективности, способствующей оптимальному подсчету результатов и выставлению оценок личному составу структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений МЧС России.
В рамках приоритетного направления в области развития спортивно-массовой работы предусматривается выполнение следующих мероприятий:
разработка проекта приказа "Об организации спортивной работы в системе МЧС России";
осуществление контроля организации спортивно-массовой работы в территориальных органах и учреждениях МЧС России;
проведение спартакиады МЧС России на региональном, межрегиональном, всероссийском уровнях;
утверждение нормативным актом МЧС России видов спорта, включаемых в спартакиаду МЧС России;
внесение предложений по обязательному проведению спортивных мероприятий с привлечением детей и членов семей сотрудников не менее 2-х раз в год.
В рамках приоритетного направления в области развития служебно-прикладных видов спорта предусматривается выполнение следующих мероприятий:
разработка комплекса мер, направленных на развитие служебно-прикладных видов спорта в системе МЧС России;
организация, отбор и участие личного состава во всероссийских и международных соревнованиях пожарных и спасателей;
разработка и утверждение правил служебно-прикладного вида спорта "Многоборье кинологов МЧС России", адаптированных под специфику решаемых задач личным составом в системе МЧС России;
совершенствование правил служебно-прикладного вида спорта "Спасательный спорт";
оказание помощи в развитии служебно-прикладных и иных видов спорта, проработка вопроса строительства и реконструкции учебно-тренировочных баз для развития пожарно-спасательного спорта в подразделениях, дислоцированных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей;
содействие увеличению количества спортивных секций по служебно-прикладным видам спорта;
возобновление проведения соревнований по спасательному спорту, многоборью спасателей;
разработка реестра учета личного состава, имеющего спортивные разряды и спортивные звания по служебно-прикладным видам спорта;
разработка нормативного документа, регламентирующего порядок осуществления тренировочного процесса и квалификационные требования к тренерам, осуществляющим руководство этим процессом;
разработка нормативного документа, регламентирующего участие личного состава в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах;
разработка программы развития детско-юношеского пожарно-спасательного спорта;
разработка и утверждение единых стандартов на спортивное оборудование и инвентарь для служебно-прикладных видов спорта;
переработка правил проведения соревнований по пожарно-спасательному спорту с целью их приведения в соответствие с международными стандартами;
разработка проекта приказа МЧС России "Об утверждении порядка формирования списков кандидатов в сборную команду МЧС России";
оказание содействия в создании условий для доступа детей к современным знаниям, занятиям и технологиям в сфере детско-юношеского пожарно-спасательного спорта, а также современной спортивной инфраструктуре;
организация медицинского обследования лиц, принимающих участие в спортивных мероприятиях, организация медицинского обеспечения спортивных мероприятий;
организация взаимодействия с Министерством спорта Российской Федерации по развитию детско-юношеского пожарно-спасательного спорта.
В рамках приоритетного направления в области развития спортивной материально-технической базы предусматривается выполнение следующих мероприятий:
разработка нормативного акта, регламентирующего оснащение территориальных органов, учреждений МЧС России спортивным оборудованием, инвентарем и спортивной формой;
организация контроля и оснащение центрального аппарата, территориальных органов и учреждений МЧС России спортивным инвентарем, оборудованием, а также включение в нормы снабжения спортивной формы одежды в вещевое обеспечение личного состава необходимым для проведения спартакиады;
разработка и формирование карты инфраструктурной обеспеченности сферы физической подготовки и спорта структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений МЧС России;
разработка программы модернизации спортивной инфраструктуры для служебно-прикладных и иных видов спорта;
разработка и утверждение типового макета пожарно-спасательной части с учетом определения спортивной зоны для занятий физической подготовкой и спортом личным составом;
разработка типовых требований оснащения спортивным оборудованием, спортивными снарядами и тренировочными площадками при постройке и введении в эксплуатацию новых пожарно-спасательных частей.
В рамках приоритетного направления в области развития взаимодействия МЧС России с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предусматривается выполнение следующих мероприятий:
совместно с Минпросвещения России и Федеральным агентством по делам молодежи разработка и утверждение программы развития детско-юношеского пожарно-спасательного спорта в образовательных организациях Российской Федерации, организация проведения соревнований "Школа безопасности" (школьный, муниципальный региональный межрегиональный, всероссийский уровень);
усиление работы по организации массовых соревнований с привлечением личного состава МЧС России и членов их семей;
организация взаимодействия МЧС России с Министерством спорта России по предоставлению спортивных объектов для проведения спортивных мероприятий;
актуализация нормативных правовых актов и организационных документов, регламентирующих развитие служебно-прикладных видов спорта, в том числе во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Обществом "Динамо";
организация взаимодействия с Минспортом Российской Федерации по привлечению личного состава к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
популяризация профессии пожарного и спасателя среди молодежи посредством привлечения ее к спортивно-массовым и физкультурно-оздоровительным мероприятиям и служебно-прикладным видам спорта;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности;
создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для профессиональной ориентации детей в области пожарно-спасательного дела;
подписание соглашения о сотрудничестве Минспорта России и МЧС России.
В рамках приоритетного направления в области развития мотивации личного состава к совершенствованию уровня физической подготовки и занятиям спортом предусматривается выполнение следующих мероприятий:
проведение опроса вовлеченности личного состава в занятия физической подготовкой и спортом;
введение мер мотивации и стимулирования личного состава, имеющего высокий уровень физической подготовленности и высокие спортивные результаты.
В рамках приоритетного направления в области развития финансово-экономического обеспечения физической подготовки и спорта в системе МЧС России предусматривается выполнение следующих мероприятий:
разработка проекта правового акта "Об утверждении Инструкции о порядке финансирования физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в системе МЧС России";
разработка и утверждение финансово обоснованной экономической потребности развития физической подготовки и спорта на период с 2024 по 2030 год;
выделение финансовых средств для обустройства и оснащения спортивных залов и мест для занятий общефизическими и прикладными (специальными) упражнениями личному составу;
формирование системы финансирования развития спортивной материально-технической базы МЧС России;
разработка и внесение изменений в приказ МЧС России от 27 февраля 2020 г. N 124 "Нормативные затраты на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения" в части, касающейся обеспечения спортивным оборудованием и инвентарем территориальных органов и учреждений МЧС России.
5. Механизмы реализации и контроля, возможные риски
Механизм реализации и возможные риски
В соответствии с целью, задачами Концепции определены основные направления развития физической подготовки и спорта в системе МЧС России.
Реализация Концепции осуществляется на основании мероприятий, включенных в план по реализации Концепции структурными подразделениями центрального аппарата, территориальными органами, учреждениями МЧС России, спортивными федерациями и физкультурно-спортивными организациями в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
Исполнители реализации Концепции представляют информацию о достигнутых результатах, рисках (угрозах) развития физической подготовки и спорта и мерах по управлению рисками по форме и в сроки, которые утверждаются рабочей группой МЧС России.
К основным рискам реализации Концепции относятся:
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Концепции;
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Концепции.
Мониторинг реализации Концепции осуществляется посредством комплексного анализа результатов проведенных мероприятий и соответствия достигнутых целевых показателей плана реализации Концепции.
Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию физической подготовки и спорта в системе МЧС России, внесению предложений по корректировке плана реализации Концепции, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по реализации Концепции.
Механизм контроля
Для обеспечения реализации Концепции, достижения ее цели и выполнения задач формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие элементы:
подготовка проекта распорядительного акта МЧС России о создании рабочей группы МЧС России, об утверждении положения о ней и ее состава, разработка плана реализации Концепции;
закрепление ответственности за достижение цели, решение задач и выполнение плана реализации Концепции за уполномоченным подразделением центрального аппарата МЧС России (Департаментом кадровой политики);
создание системы мониторинга, позволяющей отслеживать показатели, характеризующие достижение цели и решение задач Концепции;
установление критериев оценки эффективности организации спортивно-массовой работы в центральном аппарате, территориальных органах и учреждениях МЧС России.
Руководители территориальных органов и учреждений МЧС России несут ответственность за реализацию Концепции в пределах компетенции и осуществляют контроль за выполнением мероприятий, связанных с ее реализацией.
Отчеты о результатах реализации Концепции ежегодно рассматриваются на заседаниях коллегии МЧС России.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции развития физической подготовки и спорта в системе МЧС России до 2030 года
По итогам выполнения мероприятий, направленных на совершенствование физической подготовки и спорта в системе МЧС России, предполагается достигнуть:
повышения уровня физической подготовки личного состава в системе МЧС России и его способность эффективно выполнять поставленные задачи;
повышения значимости физической подготовки и спорта в системе МЧС России;
создания условий для разработки и реализации эффективной нормативной правовой базы в области организации и планирования мероприятий по физической подготовке и спорту в системе МЧС России, в том числе для осуществления контроля и учета этой деятельности;
проведения мероприятий по обновлению спортивно-материальной базы для занятий физической подготовкой и спортом в системе МЧС России и обеспечить спортивным инвентарем и оборудованием территориальные органы и учреждения МЧС России;
повышения количества квалифицированных специалистов по физической подготовке и спорту в системе МЧС России;
популяризации профессии пожарного и спасателя среди молодежи посредством привлечения ее к участию в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта, проводимых в системе МЧС России;
привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 70% личного состава МЧС России и членов их семей;
повышения уровня взаимодействия МЧС России с федеральными органами исполнительной власти в части, касающейся развития служебно-прикладных видов спорта;
повышения престижа Российской Федерации на международной спортивной арене;
организации контроля состояния физической подготовленности личного состава.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 3081-р, утвердившим Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, планируется создать условия для занятий и увеличить количество личного состава МЧС России и членов их семей, систематически занимающихся физкультурой (физической подготовкой) и спортом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития физической подготовки и спорта в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий до 2030 года (утв. решением коллегии МЧС России от 26 октября 2023 г. N 4/I)
Опубликование:
-