Во исполнение подпункта "ж" пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 21.09.2023 N Пр-2192ГС внести в Стратегию развития юстиции в Республике Татарстан на 2017-2030 годы, утвержденную приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 25.07.2017 N 01-02/82 (с изменениями, внесенными приказами от 11.02.2019 N 21од, от 28.04.2022 N 89од, от 15.05.2023 N 63од), изменение, дополнив её разделом VII следующего содержания:
"VII. Кадровое обеспечение отрасли юстиции
Обеспечение отрасли юстиции квалифицированными работниками на основе эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней, формирования кадрового резерва и его эффективного использования, развития потенциала молодых сотрудников, закрепления на службе мотивированных сотрудников, создания благоприятных условий для эффективного труда, профессионального роста, выявления талантливых, инициативных служащих является одной из приоритетных задач в развитии юстиции в Республике Татарстан. Развитие рыночных отношений, демократических институтов, государственно-правовых структур и органов местного самоуправления, активизация законотворческого процесса стимулируют востребованность в высокообразованных юристах, профессионально владеющих государственно-правовыми знаниями.
На 1 января 2024 года штатная численность Министерства составляет 126 единиц, штатная численность аппаратов мировых судей Республики Татарстан - 821,5 единицы.
Проблема пополнения кадрового состава молодыми сотрудниками, по-прежнему, остается актуальной. Доля работников Министерства в наиболее активном трудоспособном возрасте до 40 лет составляет 73%. Ежегодно проходят практику более 400 студентов (2021 год - 457; 2022 год - 472; 2023 год - 419). Из них трудоустраиваются в Министерство после завершения учебы 1-2%.
Сохраняется высокая текучесть кадров на государственной службе (по центральному аппарату Министерства в 2022 году - 24%, в 2023 году - 28%; по аппаратам мировых судей в 2022 году - 32%, в 2023 году - 29%).
Низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, падение престижа профессии, неготовность молодежи трудиться в предложенных условиях формируют риски для развития юстиции в Республике Татарстан.
Решение вопроса привлечения новых кадров в отрасль неразрывно связано с повышением уровня заработной платы и мотивации сотрудников.
Важной задачей Стратегии является возрождение престижа профессии юриста у молодого поколения. Этос юриста включает широкий диапазон профессиональных, гражданских и личностных качеств, которые необходимы квалифицированному специалисту: гражданскую зрелость и высокую общественную активность; правовую и психологическую культуру, уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; высокое нравственное сознание; гуманность, твердость моральных убеждений; чувство долга, ответственность за судьбы людей и порученное дело; принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; воля и настойчивость в исполнении принятых правовых решений, чувство нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.
В связи с этим являются актуальными вопросы повышения уровня знаний и квалификации работников отрасли, их дополнительного профессионального образования. Необходимо продолжить положительно зарекомендовавший себя опыт работы со студентами юридических факультетов образовательных организаций. Это стажировки и практика в Министерстве и аппаратах мировых судей Республики Татарстан, наставничество у практикующих юристов, включение в образовательные программы и учебные планы образовательных организаций пожеланий потенциальных работодателей, согласование с ними содержательного наполнения курсов, встречи с ветеранами в профессии, участие в иных мероприятиях по профессиональному развитию в соответствии с запросом рынка труда, исследование карьерных путей выпускников юридических факультетов.
Необходимо активизировать работу, направленную на удержание опытного персонала, привлечение заинтересованных в своем развитии молодых людей, повышение самомотивации сотрудников различного уровня, использование цифровых технологий.
Ключевые направления:
1. Восполнение потребности в кадрах с использованием единых подходов и механизмов оценки претендентов на замещение должностей гражданской службы, обеспечивающих равные условия как при проведении конкурсов на замещение вакантной должности и в кадровый резерв, так и в случае, если конкурс не проводится. В первую очередь, необходимо рассматривать возможность использования внутренних ресурсов, так как это способствует повышению мотивации гражданских служащих к долгосрочному прохождению гражданской службы, добросовестному исполнению должностных обязанностей и профессиональному развитию. В случае недостаточности внутренних ресурсов восполнение потребности Министерства в кадрах осуществляется из внешних источников.
С целью привлечения кадров за счет внутренних человеческих ресурсов проводится:
анализ результатов профессионального развития гражданских служащих, включенных в кадровый резерв;
анализ итогов аттестации гражданских служащих;
анализ результатов оценки деятельности гражданских служащих;
работа с руководителями структурных подразделений Министерства с целью получения их рекомендаций относительно подходящих претендентов;
выявление гражданских служащих, заинтересованных в должностном росте;
выявление гражданских служащих, принявших решение об увольнении с гражданской службы и освобождении от замещаемой должности по собственной инициативе, с целью изменения их решения.
С целью привлечения кадров за счет человеческих ресурсов с рынка труда и из других внешних источников проводится:
мониторинг лиц, включенных в кадровый резерв в целях выявления наиболее подходящих претендентов;
работа с образовательными организациями в целях обеспечения проведения практики студентов:
стажировки студентов, позволяющие выявить наиболее подготовленные и перспективные для поступления на гражданскую службу кадры;
работа с кадровыми службами иных государственных органов с целью выявления гражданских служащих, готовых трудоустроиться в Министерство;
взаимодействие с организациями любых форм собственности с целью поиска подходящих претендентов для поступления на гражданскую службу;
работа с государственной службой занятости населения, а также базами вакансий в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в целях поиска подходящих претендентов;
поиск на научно-практических и иных мероприятиях, посвященных вопросам, связанным с областью деятельности Министерства;
участие в ярмарках вакансий;
подача рекламных объявлений в средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), использование веб-сервисов, которые специализируются на предоставлении услуг по размещению объявлений соискателей и работодателей;
работа с организациями, осуществляющими поиск кадров и другие мероприятия.
Ожидаемый результат: замещение должностей квалифицированными специалистами.
2. Повышение привлекательности Министерства как работодателя достигается за счет создания комфортных условий для поступления на гражданскую службу и осуществления деятельности гражданскими служащими, а также информирования претендентов о социальной значимости деятельности Министерства.
Проведение мероприятий, направленных на повышение привлекательности Министерства как работодателя:
создание комфортных условий для поступления на гражданскую службу. Обеспечение получения претендентами информации о вакантных должностях, требованиях для поступления и прохождения гражданской службы в Министерстве и иной информации, необходимой для принятия решения о возможности трудоустройства. Процедура оформления документов для поступления на гражданскую службу должна быть понятна и комфортна для претендента. Обеспечение осведомленности претендентов о преимуществах прохождения гражданской службы в Министерстве существенно повышает его привлекательность как работодателя;
организация комфортных условий для прохождения гражданской службы. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, предусматривающих обеспечение безопасных, здоровых условий труда, а также благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Воспитание добросовестного отношения гражданских служащих к должностным обязанностям, уважительного отношения к руководителю, предоставление возможности профессиональной самореализации, поддержание инициативы в деятельности. Обеспечение материального вознаграждения за наставническую деятельность, поощрения и награды за добросовестную службу и высокие достижения в работе и др. Обеспечение социальных гарантий и социального страхования, социально-культурное обеспечение, бонусы от профсоюза, корпоративные игры, выезды на природу, экскурсии, участие в благотворительных акциях, спортивных мероприятиях, встречи с ветеранами и др.;
формирование социально значимого имиджа Министерства. Информационное освещение миссии и результатов деятельности Министерства, его перспектив в связи с амбициозностью целей и задач, стоящих перед кадровым составом Министерства, и имеющихся возможностях профессиональной самореализации гражданских служащих.
Ожидаемый результат: позиционирование Министерства как надежного и перспективного для профессиональной самореализации квалифицированных специалистов работодателя с высоким социально значимым имиджем, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность мероприятий по привлечению в государственный орган квалифицированных кадров.
3. Развитие персонала (обучение, обеспечение карьерного роста, эффективное использование кадрового резерва, наставничество).
При организации мероприятий по профессиональному развитию кадров целесообразно обратить внимание на следующие составляющие данного направления работы по управлению кадровым составом государственной гражданской службы:
обеспечение взаимодействия Министерства с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе в целях формирования предметно-тематического содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с актуальными потребностями Министерства, его целями, задачами, а также установленными квалификационным требованиями для замещения должностей государственной гражданской службы;
поддержание контактов с кадровыми подразделениями иных государственных органов в целях организации межведомственного взаимодействия по вопросам обмена опытом в форме служебных стажировок гражданских служащих;
организация работы по внедрению наставничества, профессиональной адаптации и системы внутреннего обучения гражданскими служащими Министерства своих коллег, в том числе в целях оперативного ознакомления кадров с текущими изменениями законодательства или получения умений, необходимых для решения практических задач, поставленных перед Министерством;
стимулирование профессионального развития гражданских служащих, состоящих в кадровом резерве, в том числе посредством применения наставничества, включения их в составы соответствующих комиссий, рабочих и экспертных групп, а также обеспечение активного участия указанных лиц в деятельности Министерства;
стимулирование самообразования гражданских служащих.
Ожидаемые результаты:
получение гражданскими служащими знаний и умений, позволяющих эффективно решать поставленные перед Министерством задачи;
обеспечение непрерывного повышения общего уровня компетентности кадрового состава Министерства;
повышение имиджа и авторитета Министерства.
4. Работа со студентами и выпускниками. Обеспечение получения студентами и выпускниками практико-ориентированных знаний и умений. Создание условий для всесторонней реализации потенциала молодежи в социально-экономической, общественно-политической, культурно-творческой сферах.
Ожидаемые результаты:
привлечение на государственную гражданскую службу перспективных молодых кадров;
формирование позитивного имиджа Министерства;
повышение престижа и привлекательности работы в Министерстве и в судебной системе;
профессиональная ориентация молодых кадров и обеспечение получения ими прикладных знаний и умений;
реализация студентами и выпускниками образовательных организаций проектов, в которых заинтересованы государственные органы и органы местного самоуправления;
обеспечение личностного и профессионального роста государственных гражданских служащих, являющихся руководителями практики и(или) стажировки, наставниками;
выявление талантливой молодежи, формирование молодежного кадрового актива;
пополнение кадрового резерва лучшими кандидатами для замещения должностей гражданской службы;
трудоустройство и обеспечение востребованности кадрового потенциала перспективных выпускников образовательных организаций, проявивших свои способности в рамках прохождения практики и(или) стажировки.".
Министр |
Р.И. Загидуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 13 февраля 2024 г. N 22од "О внесении изменения в Стратегию развития юстиции в Республике Татарстан на 2017-2030 годы"
Опубликование:
-