Кредитные организации - члены АРБ высоко оценивают меры поддержки, которые оказывает Банк России финансовому сектору в сложные для экономики страны периоды, позволяющие кредитным организациям справляться с задачами, поставленными перед ними Правительством Российской Федерации и Банком России.
В настоящее время в связи со сложившейся в Оренбургской области, а также ряде других регионов Российской Федерации чрезвычайной ситуации в Ассоциацию российских банков поступают обращения кредитных организаций из данных областей, на которые ложится огромная нагрузка по поддержке населения, бизнеса и восстановлению экономики региона.
Учитывая сложившуюся ситуацию в регионах, в кредитные организации обращается значительное число пострадавших от паводка граждан за предоставлением кредитных каникул и юридических лиц с просьбами о реструктуризации задолженности по полученным кредитам, а также с просьбами о предоставлении кредитов на ликвидацию последствий паводка, в том числе строительство и восстановление жилого фонда.
Следует отметить, что пострадавший от паводка бизнес заинтересован в получении финансирования на льготных условиях, позволяющих ему в обозримой перспективе восстановить нормальную хозяйственную деятельность, включая поврежденные (утраченные) средства производства.
Кредитные организации отмечают, что уже сейчас испытывают некоторый отток денежных средств из-за снятия физическими и юридическими лицами денежных средств со своих счетов, необходимых для осуществления мероприятий по восстановлению своего имущества, пострадавшего от паводка, в связи с чем у кредитных организаций имеется недостаток ликвидности для предоставления финансовой поддержки гражданам и бизнесу.
Учитывая изложенное кредитные организации просят Банк России рассмотреть возможность принятия комплекса мер по поддержанию возможности кредитных организаций, расположенных в пострадавших от паводка регионах, предоставлять доступное финансирование для восстановления экономики и защиты интересов населения и бизнеса в этих регионах.
В числе таких мер кредитные организации просят рассмотреть следующее:
1. меры по поддержанию ликвидности:
Снижение норм обязательных резервов с единовременной корректировкой размера обязательного резерва, депонируемого в Банке России в соответствии с Положением Банка России от 11 января 2021 г. N 753-П "Об обязательных резервах кредитных организаций", а также снижение коэффициента усреднения обязательных резервов;
2. меры по повышению кредитного потенциала банков, пострадавших от паводка регионов:
Разработать программу льготного рефинансирования Банком России банков по процентной ставке не выше 6 процентов годовых в целях предоставления (реструктуризации) банками кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, относящихся ко всем категориям бизнеса (крупный, средний и малый бизнес), пострадавшим от чрезвычайной ситуации, по ставке, увеличенной не более чем на 3 процента по сравнению со стоимостью рефинансирования, предоставленного Банком России.
В целях повышения возможности банков, пострадавших регионов, осуществлять кредитование жилья исключить для них требование о наличии кредитного рейтинга двух рейтинговых агентств для допуска к открытию эскроу-счетов гражданам, заменив его требованием о классификации банка не ниже, чем во 2 группу в соответствии с Указанием Банка России от 03.04.2017 N 4336-У "Об оценке экономического положения банков" (далее - Указание Банка N 4336-У).
3. Меры по снижению регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации:
В целях отнесения банков, попавших в зону чрезвычайной ситуации, к классификационной группе в соответствии с Указанием Банка России от 03.04.2017 N 4336-У предусмотреть сохранение результатов классификации банка по состоянию 01.01.2024 при осуществлении классификации по состоянию на 01.07.2024, 01.10.2024 и 01.01.2025.
Кроме того, кредитные организации просят разъяснить, возможно ли принятие банком решения в соответствии с пунктом 3.17 Положения Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П 1 о неувеличении фактически сформированного резерва в отношении реструктурированных после возникновения чрезвычайной ситуации ссуд юридических лиц, поименованных в абзаце десятом подпункта 3.1.1 вышеназванного Положения Банка России, при положительной оценке банком прогноза по восстановлению заемщиками своей деятельности, но в отсутствии у них мер государственной поддержки.
В случае, если вышеуказанный подход, по мнению Банка России, не соответствует Положению Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П кредитные организации просят рассмотреть вопрос о внесении в него соответствующих изменений, позволяющих банкам принимать решения о неувеличении размера сформированного резерва по реструктурированным ссудам юридических лиц при положительном прогнозе их деятельности независимо от наличия у них мер государственной поддержки.
В связи с изложенным просим рассмотреть вышеизложенные предложения кредитных организаций.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности кредитных организаций.
Президент, |
Г.А. Тосунян |
------------------------------
1 "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации Российских Банков от 14 мая 2024 г. N А24-02/1Х-215 "О поддержке финансового сектора Оренбургской области и других регионов Российской Федерации, подвергшихся ЧС"
Опубликование:
-