Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2024 г. N АКПИ24-346
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.
при секретаре Вознесенской Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о прекращении деятельности средства массовой информации - электронного периодического издания - Информационно-политический канал "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU",
установил:
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее также - Роскомнадзор) 1 декабря 2003 г. зарегистрировано средство массовой информации - электронное периодическое издание Информационно-политический канал "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" (далее также - ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU", СМИ); свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N 77-8425 от 1 декабря 2003 г.; территория распространения: Российская Федерация, страны СНГ, зарубежные страны.
Учредителем ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" является общество с ограниченной ответственностью "ПОЛИТ.РУ" (ОГРН N 1037739881695).
Роскомнадзор обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о прекращении деятельности средства массовой информации - электронного периодического издания - Информационно-политический канал "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU", ссылаясь на то, что в течение двенадцати месяцев учредителю и редакции средства массовой информации вынесено четыре письменных предупреждения (от 13 ноября 2023 г. N 04СВ-103200, от 27 ноября 2023 г. N 04СВ-121839, от 28 декабря 2023 г. N 04СВ-155308 и от 18 января 2024 г. N 04СВ-7899) за нарушение требований частей второй и девятой статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
В судебном заседании представитель административного истца Роскомнадзора Капелюш К.В. поддержала административный иск.
Представитель административных ответчиков Цуркану А.Г. возражал против удовлетворения административного иска, при этом не оспаривал фактические обстоятельства, указав, что вынесенные предупреждения не оспаривались, а административные штрафы оплачены.
Выслушав объяснения представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Капелюш К.В., представителя административных ответчиков общества с ограниченной ответственностью "ПОЛИТ.РУ" и главного редактора электронного периодического издания - Информационно-политический канал "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" Цуркану А.Г., исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно подпункту 5.1.1.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляет Роскомнадзор.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приёмов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включённых в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", или об организации, включённой в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (часть вторая); запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) и произведённых ими материалов без указания на статус иностранного агента (часть девятая).
Исходя из частей 1, 3, 4 статьи 5 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", пунктов 2, 24 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нём сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 29 ноября 2022 г. N 307, ведение реестра иностранных агентов в целях их учёта осуществляет Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России; сведения об иностранных агентах, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.minjust.gov.ru).
Как следует из объяснений представителя административных ответчиков, они хорошо осведомлены об обязанности, предусмотренной частями второй и девятой статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Тем не менее в нарушение требований закона 18 октября 2023 г. на сайте ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://polit.ru//news/2023/10/18/naumov-) был размещён материал "Алексей Наумов - о том, что делать с ХАМАСом", содержащий упоминание о террористической организации "Исламский джихад-Джамаат моджахедов" без указания на то, что деятельность данной организации в Российской Федерации запрещена.
24 октября 2023 г. на сайте издания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://polit.ru/articles/konspekty/ vladimir-pastukhov-o-prave-evreev-na-vozvrashchenie/) размещён материал "Владимир Пастухов* - о праве евреев на возвращение", содержащий упоминание о террористической организации "Исламское государство" ("ИГИЛ") без указания на то, что деятельность данной организации в Российской Федерации запрещена.
2 декабря 2023 г. на сайте СМИ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://polit.ru/articles/chelovek- dnya/chelovek-dnya-vladimir-pastukgov/) опубликован материал "Человек дня: Владимир Пермяков", содержащий информацию о Быкове Дмитрии Львовиче без указания на его статус как иностранного агента.
Также 9 декабря 2023 г. на сайте ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://poht.ru/articles/chelovek-dnya/chelovek-dnya- aleksandr-ivanov/) размещён материал "Человек дня: Александр Иванов", содержащий информацию о Боровом Константине Натановиче без указания на его статус как иностранного агента.
Как установлено судом, вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 г. N ГКПИ06-531 и от 29 декабря 2014 г. N АКПИ14-1424С организации "Исламский джихад-Джамаат моджахедов" и "Исламское государство" ("ИГИЛ") признаны террористическими организациями и их деятельность запрещена на территории Российской Федерации. На основании приведённых решений организации "Исламский джихад-Джамаат моджахедов" и "Исламское государство" ("ИГИЛ") включены в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, в отношении которых судом принято решение о запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", и размещённых на сайте Федеральной службы безопасности Российской Федерации под номерами 17 и 22. Боровой Константин Натанович и Быков Дмитрий Львович включены Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов 21 июля 2023 г. под порядковым номером 640 и 29 июля 2022 г. под порядковым номером 410 соответственно.
По указанным фактам Роскомнадзор, реализуя свои полномочия, вынес письменные предупреждения в отношении редакции и учредителя ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" от 13 ноября 2023 г. N 04СВ-103200, от 27 ноября 2023 г. N 04СВ-121839, от 28 декабря 2023 г. N 04СВ-155308 и от 18 января 2024 г. N 04СВ-7899.
Поименованные предупреждения получены представителем СМИ 24 ноября 2023 г., 6 декабря 2023 г., 19 января 2024 г. и 5 февраля 2024 г. соответственно.
Таким образом, в нарушение установленного законом запрета и в противоречие с данными, содержащимися в реестре и списке, ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" не указало сведения об иностранном агенте и о том, что деятельность организации запрещена в Российской Федерации, тем самым с учётом значимости информации для современного общества и государства, а также последствий, которые может повлечь распространение информации, не отвечающей требованиям закона, совершило злоупотребление свободой массовой информации, что законодателем расценивается как недопустимое.
Исходя из пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 16) злоупотребление свободой массовой информации (статья 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации") влечёт в том числе вынесение уполномоченным органом или должностным лицом предупреждения в отношении учредителя (соучредителей) средства массовой информации, его редакции (главного редактора), а также прекращение судом деятельности средства массовой информации (статья 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
В силу части третьей статьи 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 названного закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации. Предупреждение является ненормативным актом регистрирующего органа, издаваемым в целях профилактики нарушений законодательства о средствах массовой информации и указывающим на их недопустимость.
Исходя из буквального содержания приведённого законоположения необходимыми условиями для прекращения деятельности средства массовой информации являются неоднократность нарушений, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения, и срок, предшествовавший обращению в суд, в течение которого делались письменные предупреждения, а именно двенадцать месяцев. Такого условия, как совершение в указанный период лишь однородных нарушений, данным законоположением не предусмотрено, следовательно, неоднократными признаются любые нарушения учредителем и (или) редакцией СМИ требований статьи 4 поименованного закона.
В пунктах 32, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 16 разъяснено, что в силу положений поименованного закона прекращение деятельности средства массовой информации представляет собой запрет на производство и выпуск средства массовой информации, а также на изготовление продукции средства массовой информации и её распространение. Во внимание принимаются только те допущенные редакцией средства массовой информации нарушения требований статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", по поводу которых регистрирующим органом выносились письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору).
Из материалов дела следует, что предупреждения вынесены по результатам проведённых мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами надзорного органа, проводившими внеплановые систематические наблюдения в отношении СМИ, с соблюдением установленного порядка их проведения.
Ни одно из указанных выше предупреждений не было обжаловано в суд в установленном законом порядке и не признано судом незаконным.
Сведения, содержащиеся в реестре иностранных агентов, являются публичными и общедоступными, размещены на информационном портале Минюста России. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, публикуется в официальном периодическом издании "Российская газета" и, кроме того, размещён на сайте Федеральной службы безопасности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего дела представитель административных ответчиков не оспаривал конкретные обстоятельства, связанные с фактами публикаций на сайте издания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов, содержащих информацию об иностранных агентах и организации, включённой в опубликованный единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Выявленные нарушения законодательства о средствах массовой информации были устранены ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" после получения предупреждений, однако данное обстоятельство не отменяет самого факта их совершения.
Исходя из приведённых нормативных положений, а также обстоятельств настоящего дела следует, что вынесенные Роскомнадзором предупреждения являются правомерными.
По своей правовой природе прекращение деятельности средства массовой информации судом является мерой юридической ответственности, наступающей в связи с нарушением установленных законом запретов или иных ограничений, которая, в свою очередь, влечёт невозможность дальнейшей реализации средством массовой информации права на свободу слова и распространение информации. Ограничение подобного права допускается в целях защиты конституционных ценностей при соблюдении принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности и соразмерности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 16, выясняя вопрос о том, имеет ли место злоупотребление свободой массовой информации, суду следует также учитывать общественно-политическую обстановку в стране в целом или в отдельной её части (в зависимости от региона распространения данного средства массовой информации).
С учётом изложенного суд принимает во внимание текущие вызовы безопасности и суверенитету Российской Федерации, отнесение федеральным законодателем указанного нарушения к числу недопустимого, влияние средства массовой информации, которое может угрожать информационной безопасности государства и наносить вред правам и свободам российских граждан посредством распространения информации, искажающей объективные факты, а также заведомо направленной на формирование у граждан ошибочного восприятия текущей ситуации в обществе и государстве. Такой подход согласуется с целями, изложенными в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646, в соответствии с которой реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации (пункт 9).
Неисполнение ЭПИ "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU" требований частей второй и девятой статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" нарушает конституционный принцип равенства, тем самым посягает на основы конституционного правопорядка.
Исходя из характера допущенных нарушений, в целях защиты основ конституционного строя Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что требование Роскомнадзора о применении крайней меры публично-правовой ответственности в виде прекращения деятельности средства массовой информации является обоснованным и соответствует принципу соразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения деятельности данного средства массовой информации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций удовлетворить.
Прекратить деятельность средства массовой информации - электронного периодического издания - Информационно-политический канал "ПОЛИТ.РУ. POLIT.RU".
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2024 г. N АКПИ24-346
Опубликование:
-