Минприроды России в рамках компетенции рассмотрело обращения, поступившие по вопросу совершенствования законодательства в области обращения с отходами, и сообщает.
В отношении предложения об отмене института регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор, ТКО) отмечаем.
Формирование региональных систем обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором, отобранным по результатам конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881.
Частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, и оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к качеству предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также отдельными СанПиНами и ГОСТами.
Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 9 статьи 13 Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе пункта 148 (30) Правил N 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354. Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Согласно пункту 5 части 2 статьи Кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с частью 11 статьи 155 Кодекса неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста. Имеется в виду "пункту 5 части 2 статьи 153"
В соответствии со статьей 153 Кодекса граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае начала деятельности регионального оператора в установленном порядке граждане и организации обязаны также вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Таким образом, в настоящее время функционирует сбалансированная система обращения с ТКО, ее отмена является нецелесообразной.
В отношении предложения о национализации объектов обращения с ТКО отмечаем.
В настоящее время государством реализуется политика по стимулированию развития предпринимательской деятельности в отраслях экономики, при этом сфера обращения с отходами не является исключением.
В отношении установления единого федерального тарифа на захоронение ТКО отмечаем.
Особенности установления предельных тарифов в области обращения с ТКО установлены Законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484.
Действующим законодательством в установленном порядке предусмотрено утверждение предельных тарифов на захоронение ТКО. Перечень учитываемых расходов при осуществлении захоронения ТКО также определен.
В этой связи считаем нецелесообразным установление одного тарифа в отношении всех объектов захоронения ТКО.
В отношении определения одной организации по созданию объектов обращения с ТКО, а также направления полученных средств от деятельности по захоронению ТКО одной организации отмечаем, что принятие такого нормативного правового акта может расцениваться как ограничение предпринимательской деятельности в рамках законодательства о защите конкуренции.
В отношении отмены лицензирования деятельности по транспортированию отходов производства и потребления I-IV классов опасности отмечаем.
В рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, а также Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р, принято решение по определению единого перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. Так, лицензирование, являясь самым формализованным жестким механизмом государственного регулирования, связанным с допуском предпринимателей к осуществлению различных видов деятельности, должно применяться только в тех случаях, когда невозможно в силу различных причин выделить определенные качества субъекта или объекта, в результате чего появляется риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности широкому кругу третьих лиц. В настоящее время отсутствуют основания утверждать, что в отношении видов деятельности в области обращения с отходами производства и потребления имеются предпосылки для замены лицензирования иными формами регулирования.
В отношении финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок за счет средств компенсационных фондов и системы страхования профессиональных объединений отмечаем.
Из обращения заявителя остается неясным, о каких фондах и профессиональных объединениях идет речь.
В настоящее время порядок ликвидации несанкционированных свалок определен Правилами N 1156.
В силу пункта 18 Правил N 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Кроме того, в силу положений статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО лежит на собственнике земельного участка. В этой связи соответствующие мероприятия финансируются также собственником земельного участка, допустившего нарушение природоохранного законодательства.
В этой связи внесение предложенных изменений представляется нецелесообразным.
В отношении снижения транспортного налога на 50% в отношении операторов, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, в целях снижения конечного платежа потребителя отмечаем.
По имеющимся данным, в совокупной необходимой валовой выручке расходы на уплату транспортного налога являются несущественными. Кроме того, в обращении отсутствует анализ тарифных последствий, что не позволяет сделать вывод о целесообразности предлагаемого изменения.
Заместитель директора Департамента |
Б.В. Французов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 25-50/4151-ОГ "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-