В целях развития творческой инициативы и новаторства, распространения передового педагогического опыта, повышения престижа педагогического труда, сохранения традиций учительства Подмосковья и в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке и условиях проведения Всероссийского конкурса "Учитель года России", утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2023 N 742 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения Всероссийского конкурса "Учитель года России":
1. Утвердить прилагаемое Положение об областном конкурсе "Учитель года Подмосковья".
2. Признать утратившим силу распоряжение Министерства образования Московской области от 16.07.2021 N Р-490 "Об областном конкурсе "Учитель года Подмосковья".
Первый заместитель министра образования |
Е.А. Михайлова |
Утверждено
распоряжением Министерства образования
Московской области
от 04.07.2024 N Р-827
Положение
об областном конкурсе "Учитель года Подмосковья"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об областном конкурсе "Учитель года Подмосковья" (далее - Конкурс) устанавливает модель и структуру Конкурса, определяет конкурсные процедуры, требования к составу участников Конкурса, организационного комитета и жюри Конкурса, принципы отбора финалистов, лауреатов и победителя Конкурса.
2. Конкурс проводится в рамках третьего этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" (далее - Всероссийский конкурс).
3. Организаторами Конкурса являются Министерство образования Московской области (далее - Министерство), Московская областная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Конкурс проводится при активном участии педагогической и родительской общественности.
4. Основными принципами проведения Конкурса являются гласность, открытость, прозрачность конкурсных процедур и обеспечение равных возможностей для всех его участников.
5. Конкурс направлен на развитие профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с современными тенденциями развития российского образования, отраженными в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
II. Цели и задачи Конкурса
6. Целями и задачами Конкурса являются:
выявление талантливых педагогических работников образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, (далее - образовательные организации), их поддержка и поощрение;
повышение престижа труда педагогических работников образовательных организаций;
выявление и распространение лучших образцов профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций, позволяющих им добиваться высокой результативности в образовательной деятельности;
распространение педагогического опыта лучших учителей Московской области; привлечение внимания общественности к социально значимым проектам в области образования, демонстрации ресурсов и достижений системы образования;
создание условий для распространения лучших образцов и моделей педагогической деятельности, отвечающих современным задачам образования;
обеспечение профессионального роста педагогических работников образовательных организаций;
повышение общественного статуса и значимости профессии учителя в профессиональной и общественной среде.
III. Организационный комитет Конкурса
7. Для организации и проведения Конкурса создается организационный комитет (далее - Оргкомитет), состав которого утверждается распоряжением Министерства.
8. Оргкомитет Конкурса:
определяет форму, порядок, место и даты проведения Конкурса; обеспечивает информационное сопровождение Конкурса; утверждает состав участников Конкурса;
утверждает составы жюри, отслеживает ход Конкурса и рассматривает апелляции;
определяет требования к оформлению материалов, представляемых на Конкурс.
9. Состав Оргкомитета - председатель, два заместителя председателя, ответственный секретарь и другие члены Оргкомитета.
10. Заседания Оргкомитета проводятся по мере необходимости в очной или заочной форме под председательством председателя Оргкомитета, а в его отсутствие - заместителя председателя Оргкомитета. В случае проведения заседания Оргкомитета в заочной форме члены Оргкомитета оформляют письменное мнение члена Оргкомитета в произвольной форме.
Решение Оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. В случае равенства голосов право решающего голоса принадлежит председательствующему на заседании Оргкомитета. Решение оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Оргкомитета.
11. Организационное и техническое обеспечение деятельности Оргкомитета осуществляется Министерством.
12. Члены Оргкомитета осуществляют свою работу на общественных началах.
IV. Жюри Конкурса
13. Для оценки выполнения конкурсных заданий первого тура Конкурса создается предметное жюри, состав которого утверждается Оргкомитетом. Предметное жюри состоит из групп. Количество групп предметного жюри соответствует количеству групп участников, которые формируются по междисциплинарному признаку. В состав предметного жюри могут входить специалисты, имеющие большой опыт практической и научной работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных состязаний.
По каждому конкурсному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости.
14. Для оценки конкурсных заданий второго и третьего туров создается Большое жюри, состав которого утверждается Оргкомитетом.
В состав Большого жюри могут входить руководители групп предметного жюри, а также известные преподаватели, деятели науки, руководители образовательных организаций, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования (далее - муниципальные органы управления образованием), профессиональных общественных организаций.
15. Для проведения жеребьевки, организации подсчета баллов, набранных участниками Конкурса в конкурсных мероприятиях, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения участниками Конкурса конкурсных заданий, создается счетная комиссия. Состав счетной комиссии утверждается Оргкомитетом.
16. Расходы по командированию членов жюри и членов счетной комиссии на Конкурс (оплата питания и проживания) осуществляются в пределах средств, предусмотренных Министерству на организацию и проведение Конкурса.
V. Участники Конкурса
17. Участниками Конкурса являются учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются государственные, автономные некоммерческие организации, в отношении которых Министерство осуществляет функции учредителя, муниципальные и частные образовательные организации Московской области, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные организации).
18. Для участия в Конкурсе делегируется победитель муниципального конкурса "Учитель года".
Если победитель муниципального конкурса по каким-либо причинам не может принять участие в Конкурсе, то допускается направление учителя образовательной организации, занявшего второе место.
Участие в Конкурсе является добровольным.
19. Расходы по командированию участников Конкурса осуществляются за счет средств направляющих организаций.
VI. Организация Конкурса
20. Конкурс состоит из трех туров. Ежегодно первый и второй туры Конкурса проводятся в период с марта по май, третий тур Конкурса проводится в период с сентября по октябрь.
21 . Организационно-техническое сопровождение Конкурса обеспечивает Министерство.
22. Организационно-методическое сопровождение Конкурса обеспечивает Оргкомитет.
VII. Конкурсные испытания
23. Первый тур "Учитель - Профессионал".
Первый тур включает следующие конкурсные испытания:
1) "Методическая мастерская".
Формат конкурсного испытания: представление конкурсантом эффективных методических практик организации процесса обучения и воспитания обучающихся в соответствии с ценностными ориентирами и современными тенденциями развития образования. Выступление конкурсанта может сопровождаться презентацией, содержащей не более 12 слайдов. Для представления методических материалов конкурсантом может быть использован собственный интернет-ресурс (личный сайт, блог, в том числе и на странице социальной сети, страница на сайте образовательной организации).
Регламент конкурсного испытания: до 25 минут, включая выступление конкурсанта - до 15 минут, ответы на вопросы членов жюри - до 10 минут;
Критерии оценки: актуальность и результативность; научная корректность и методическая грамотность (в том числе в использовании электронных средств обучения); информационная, коммуникативная и языковая культура.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются в 10 баллов.
Максимальный общий балл - 30
2) "Урок".
Формат конкурсного испытания: урок по учебному предмету, который проводится конкурсантом в общеобразовательной организации, утвержденной Оргкомитетом. Тема урока определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием и рабочей программой по соответствующему предмету в соответствующем классе. Возрастная группа (класс), в которой будет проводиться урок, выбирается конкурсантом.
Регламент конкурсного испытания: до 40 минут, включая проведение урока - 30 минут, самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри - до 10 минут.
Критерии оценки: корректность и глубина понимания предметного содержания; методическая и психолого-педагогическая грамотность при проведении занятия и поддержка учебной мотивации; творческий подход к решению профессиональных задач; коммуникативная и речевая культура; целеполагание и результативность; рефлексия проведенного урока.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются в 10 баллов.
Максимальный общий балл - 60.
3) "Классный час".
Формат конкурсного испытания: классный час с обучающимися.
Классный час конкурсант проводит в том же классе, в котором проводил урок по предмету.
Тематическое направление классного часа конкурсант выбирает самостоятельно.
Регламент конкурсного испытания: до 30 минут, включая проведение классного часа - 20 минут, ответы на вопросы членов жюри - до 10 минут.
Критерии оценки: актуальность и обоснованность выбранной темы;
методическая и психолого-педагогическая грамотность; творческий и адекватный подход к решению воспитательных задач; коммуникативная и речевая культура.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются в 10 баллов.
Максимальный общий балл - 40.
Пятнадцать участников, набравших наибольшее количество баллов по результатам первого тура Конкурса, объявляются финалистами и допускаются к участию во втором туре Конкурса.
24. Второй тур "Учитель - мастер".
Второй тур включает следующие конкурсные испытания:
1) "Мастер - класс".
Формат конкурсного испытания: выступление, демонстрирующее способы профессиональной деятельности, доказавшие свою эффективность в практической работе конкурсанта. Тему, форму проведения мастер-класса, наличие фокус-группы и ее количественный состав (при необходимости) финалисты определяют самостоятельно.
Регламент конкурсного испытания: до 25 минут, включая выступление конкурсанта - до 20 минут, ответы на вопросы Большого жюри - до 5 минут.
Критерии оценки: актуальность и методическая обоснованность представленного опыта; практическая значимость и применимость представленного опыта; продуктивность и результативность мастер-класса; информационная, речевая и рефлексивная культура; творческий подход и организация обратной связи.
2) "Вопрос учителю года".
Формат конкурсного испытания: ответы финалистов Конкурса, объединенных в три группы, на вопросы интервьюеров из числа ученической, студенческой, родительской, профессиональной, культурной общественности и представителей СМИ в формате пресс-конференции.
Последовательность вопросов и ответов регулируются модератором.
Регламент конкурсного испытания: общая продолжительность - до 180 минут, на каждую группу лауреатов Конкурса - не более 60 минут.
Критерии оценки: ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции; масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений; конструктивность позиции; коммуникативная культура.
Большое жюри оценивает выступления финалистов по рейтинговой системе, выставляя места с 1 по 15.
Финалисты, занявшие первые пять мест в рейтинговой таблице по итогам второго тура Конкурса, объявляются лауреатами Конкурса и допускаются к участию в третьем туре Конкурса.
25. Третий тур "Учитель - лидер".
Третий тур Конкурса включает следующее конкурсное испытание:
"Круглый стол образовательных политиков".
Формат конкурсного испытания: круглый стол образовательных политиков.
Регламент конкурсного испытания: продолжительность 60 минут.
Критерии оценки: знание и понимание современных тенденций развития образования и общества; масштабность, глубина и оригинальность суждений; аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений;
коммуникационная и языковая культура; ценностные ориентиры и личная позиция.
Большое жюри оценивает выступления лауреатов по рейтинговой системе, выставляя места с 1 по 5.
Лауреат Конкурса, занявший 1 место в рейтинговой таблице по итогам голосования Большого жюри, объявляется победителем Конкурса. Победителю присуждается звание "Учитель года Подмосковья". Победителю и лауреатам конкурса вручаются памятные призы или денежное вознаграждение в размере, устанавливаемом Министерств ом.
26. Победитель Конкурса направляется для участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 4 июля 2024 г. N Р-827 "Об областном конкурсе "Учитель года Подмосковья"
Вступает в силу с 16 июля 2024 г.
Опубликование:
сайт Министерства образования Московской области (mo.mosreg.ru) 5 июля 2024 г.