О состоянии алкогольного рынка и мерах по пресечению незаконного
оборота алкогольной продукции на территории Свердловской области
В последнее время государство уделяет большое внимание вопросам установления реального контроля за производством и оборотом спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за прекращением нелегального производства и ввоза данной продукции на территорию Российской Федерации, и как следствие вопросам повышения сбора налогов в этой сфере экономики. Проблемы алкогольного рынка (которые обусловлены прежде всего недостаточной проработанностью законодательной базы, слабым государственным контролем) типичны для любого региона страны. Не является исключением в этом плане и Свердловская область.
На сегодняшний день алкогольный рынок Свердловской области формируют 11 предприятий алкогольной промышленности, 105 оптовых организаций, из которых 89 предприятий (производителей и оптовиков) имеют аттестат аккредитации и поставляют продукцию в розничную сеть и общественное питание. Розничную торговлю осуществляют 7,7 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей. По данным министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, ежемесячный оборот алкогольной продукции в розничной торговой сети области достигает более 1 млрд руб., объем выручки от торговли алкоголем предприятий торговли составляет 10,9% от общего товарооборота, в обороте продовольственных товаров - 21,3%. Каждый год население приобретает в розничной торговой сети алкогольных напитков (без пива) на сумму 11,8 млрд руб.
Существенное влияние на состояние алкогольного рынка Свердловской области оказывает наличие на ее территории нескольких гидролизных заводов, продукция которых используется как сырье для производства нелегальной алкогольной продукции. На основе гидролизных спиртов в больших объемах производятся спиртовые жидкости, относящиеся к товарам бытовой химии и не облагаемые акцизами.
За последние годы можно было наблюдать три значительных падения объема выпуска спирта и ликероводочной продукции местными заводами-производителями. В 1996 г. это произошло после отмены госмонополии на ее производство, в 2000-м - после увеличения на 40% ставки акцизов на водку, в 2001-м - после отмены системы защитных мер в Свердловской области, что видно из таблицы 1.
Местными предприятиями алкогольной промышленности в 2002 г. произведено в общей сложности 2131,9 тыс. декалитров (1 дал равен 10 литрам) алкогольной продукции, что на 6,8% больше соответствующего показателя за предшествующий год (1995,8 тыс. дал). По водке и ликероводочным изделиям рост составил 7,2%, по винам игристым - 5,1%, по винам виноградным - 29% и винным напиткам - 8,5%. В два раза выросло производство спирта (564,1 тыс. декалитров в 2002 г. против 276,2 тыс. в 2001 г.), что позволяло устойчиво обеспечивать предприятия области сырьем для производства алкогольной и пищевой продукции.
Таблица1
Производство алкогольной продукции
на предприятиях Свердловской области
(по материалам Госкомстата Свердловской области)
Наименова- ние про- дукта |
Производство алкогольной продукции (тыс. декалитров) | |||||||
1995 г. | 1996 г. |
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Водка и ликерово- дочные из- делия |
2110 | 644 | 2031 | 1995 | 2574 | 2196 | 1201 | 1288 |
Вина вино- градные |
304 | 149 | 163 | 197 | 326 | 301 | 178 | 229,6 |
Коньяк | 6 | 21 | 24 | 23 | 10,5 | 11 | 4,4 | 3 |
Вина шам- панские |
758 | 522 | 650 | 645 | 409 | 437,6 | 420,5 | 442 |
Сальдированным финансовым результатом деятельности предприятий, осуществляющих лицензированное производство этилового спирта и алкогольной продукции, в 2002 г. был убыток в 230,1 млн руб., что меньше на 135,5 млн по сравнению с предыдущим годом. С убытком в 256,1 млн руб. (376,9 млн в 2001 г.) закончили 2002 г. 8 предприятий: по три предприятия в ликероводочной промышленности и гидролизном производстве, два - в винодельческой промышленности*(1). Такое состояние отрасли в Свердловской области можно объяснить следующими причинами:
высокой стоимостью сырья, комплектующих, материалов и производства продукции;
недостаточной конкурентоспособностью отечественных производителей (особенно по ценовым параметрам);
отсутствием достаточных оборотных средств у предприятий-производителей.
На стоимости сырья и комплектующих сказываются значительные затраты по транспортировке, отсутствие в Свердловской области производственных мощностей по выпуску стеклотары, бумаги и т.п. Большие затраты на производство обусловлены стоимостью электроэнергии и коммунальных тарифов, обремененностью предприятий-производителей долгами и коммерческими кредитами, а длительные простои из-за неудовлетворительного сбыта приводят к снижению качества выпускаемой продукции. Использование производственных мощностей предприятий области в 2002 г. составило от 13 до 35% по алкогольной продукции и 40% по спирту этиловому из пищевого сырья.
К сожалению, в настоящее время утеряны инструменты воздействия и влияния на предприятия алкогольной промышленности. Государственный пакет акций есть только у трех предприятий: ОАО "Тагилводка" (не закреплен), ОАО "ЕВШК" (ФГУП "Росспиртпром") и ЗАО "Звезда" (правительство Свердловской области). Отдельные предприятия прошли процедуру банкротства, конкурсного производства или внешнего управления - "Алкона", "Талицкий биохимзавод", ЦПИ "Звезда", ЗАН "Звезда". Не работает Каменск-Уральский филиал "Алконы". Но, несмотря на это, по-прежнему значима роль предприятий гидролизной и ликероводочной промышленности в экономике Свердловской области, а потому для улучшения ситуации целесообразно:
- выкупить доли имущества, пакет акций, выставляемых на продажу, в том числе в погашение долгов по налогам в областной бюджет;
- местным властям разработать программу по созданию условий для производства на предприятиях Свердловской области и последующей реализации "народных марок" водок и портвейнов;
- внести в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации предложения по оптимизации налогообложения алкогольной продукции и предприятий-производителей, а также по выравниванию условий деятельности предприятий во всех регионах России;
- разработать комплекс мер, позволяющих наладить производство недорогих видов алкогольной продукции, конкурентоспособных не только на территории Свердловской области, но и за ее пределами (например, снижение стоимости спирта, переход на поставки спирта из других регионов страны, снижение издержек производства продукции, предоставление отсрочек по уплате налогов, освобождение от уплаты части акцизов, поступающих в областной бюджет при реализации продукции местных производителей).
В Свердловской области аккредитовано 43 акцизных склада, 8 из них местными предприятиями-производителями, 4 - предприятиями из других регионов страны, 31 - оптовыми организациями Свердловской области. Создание сети акцизных складов и изменение законодательства по уплате акцизов с предприятий-производителей сыграли позитивную роль для укрепления экономики Свердловской области. Вместе с тем дальнейшее увеличение числа акцизных складов затруднит контроль за их деятельностью.
В связи с этим следует отметить две проблемы. Во-первых, разрешения на учреждение акцизных складов на территории области в 2002 г. выдавались Управлением МНС России по Свердловской области без согласования с областным правительством. При этом не учитывались целесообразность, региональная расположенность и практика работы оптовых организаций. В результате в Екатеринбурге было открыто 25 складов оптовых организаций, а в области только 6. Надо полагать, этот недостаток будет в конце концов исправлен, так как в силу постановления правительства Свердловской области от 25 февраля 2003 г. N 102-ПП*(2) теперь для выдачи разрешения на учреждение акцизного склада требуется согласие областного правительства. Вторая проблема состоит в нерасторопности местных предприятий алкогольной промышленности, не прикладывающих достаточных усилий для продвижения своей продукции по регионам страны. Можно указать хотя бы на такой факт: на территории области действует четыре акцизных склада от предприятий из других субъектов Российской Федерации, тогда как ни одно предприятие Свердловской области не имеет таких складов в других регионах страны.
Таблица 2
Производство, отгрузка и оплата акцизных сборов
предприятиями-производителями Свердловской области
(по материалам Госкомстата Свердловской области)
Производство, отгрузка и оплата ак- цизных сборов (тыс. руб.) |
|||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Производство, в том числе: спирта этилового (без НДС и акциза) |
125886 |
212046 |
361423 |
водки и ликероводочных изделий (без НДС и акциза) |
538759 | 378265 | 400395 |
Отгрузка, в том числе: спирта этилового (с НДС и акцизом) |
2195573 |
105077 |
201999 |
водки и ликероводочных изделий (с НДС и акцизом) |
1393390 | 876807 | 984392 |
Уплачено акцизов, в том числе: спирт этиловый |
69879 |
17800 |
61931 |
водка и ликероводочные изделия | 486908 | 336505 | 864239 |
Результаты исследований, проведенных испытательной лабораторией ФГУ "Уралтест" в 2001 - 2002 гг., показали рост поступающей недоброкачественной алкогольной продукции, в том числе вина в 1,8 раза, коньяка в 2,3 раза, спиртосодержащей жидкости в 1,5 раза (см. табл.3).
Таблица3
Забракованная алкогольная продукция в Свердловской области
(по материалам ТУГосторгинспекции
по Свердловской области и УЦСМ Свердловской области)
Наимено- вание продукта |
Забраковано или понижено в сортности от общего объема проин- спектированных товаров (%) |
|||||||||
отечественных товаров | импортных товаров | |||||||||
1998 г. |
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
2002 г. | 1998 г. |
1999 г. |
2000 г. | 2001 г. |
2002 г. |
|
Водка и ликеро- водочные изделия |
18,2 | 10,4 | 15,8 | 2,1 | 11,7 | 58,4 | 85,4 | 1,1 | 34,9 | 10,1 |
Вино ви- ноград- ное и плодовое |
10,5 | 24,8 | 34,3 | 36,6 | 25,4 | 78,6 | 25,6 | 25,2 | 3,0 | 60,5 |
Шампан- ское |
0,2 | 6,5 | 0,7 | 0,4 | - | 0,2 | - | - | - | - |
Коньяки | 1,9 | 8,3 | 5,3 | 35,1 | 62,5 | 46,7 | 33,3 | 45,5 | 96,4 | 16,9 |
Пиво | 25,4 | 25,2 | 16,8 | 17,8 | 4,9 | 12,3 | 16,4 | 76,2 | 97,1 | 22,1 |
Подобную продукцию поставляют прежде всего предприятия Кабардино-Балкарии и Северной Осетии - Алании. В 2002 г. органами Госторгинспекции и УЦСМ на акцизных складах забраковано около 200 партий алкогольной продукции общим объемом 950 тыс. декалитров, большую часть которой составляли поставки из названных регионов (см. табл.4).
Импортируемая алкогольная продукция не проходит через систему акцизных складов, поэтому качество ее не контролируется, а кроме того, область имеет только косвенные налоги от оборота этой продукции. В ходе добровольных проверок в 2002 г. забраковано 4,4 тыс. декалитров импортируемой алкогольной продукции, не отвечающей установленным требованиям. В основном такая продукция была молдавского производства, единственным получателем которой является АООТ "Виншампанкомбинат".
Таблица4
Забракованная алкогольная продукция в Свердловской области за 2002 год
(по материалам ТУГосторгинспекции по Свердловской области и УЦСМ
Свердловской области)
Акцизные склады - получатели алко- гольной продукции |
Доля алкогольной продукции, поступившей на склад из Се- веро-Кавказского региона (%) |
Количество забракован- ных партий |
Объем забра- кованной продукции (л) |
|
Кабардино-Бал- кария |
Северная Осетия |
|||
ООО "Ампир" | 73,00 | 22,11 | 11 | 24446 |
ООО "Компания Лисса" |
8,71 | 65,61 | 19 | 66056 |
ЗАО "Магнат-99" | 22,29 | 42,66 | 11 | 89804 |
ООО "Ноктюрн" | - | 74,07 | 12 | 136169 |
ООО "Уралторгсер- вис" |
27,84 | 32,06 | 2 | 96449 |
ООО ПКФ "Владмин" | - | 97,01 | 9 | 71447 |
ООО "Омега-Опт" | 7,00 | 35,84 | 26 | 64624 |
ООО "Тера-Сервис" | 68,76 | 17,47 | 2 | 40828 |
Особое внимание следует уделить проблеме увеличения числа отравлений алкогольной продукцией. Причем анализ отравлений по группам алкогольной продукции показывает, что они возникают преимущественно при употреблении водки - 71,3%. За 2002 г. зарегистрировано 1722 таких случая, а это 21,7% от общего числа отравлений в быту, что на 4,9% больше соответствующего показателя за предшествующий год (1422 случая).
Тревожен достаточно высокий процент детей до 14 лет, пострадавших от алкогольного отравления (10,3%; 177 чел.).
Велика смертность от отравлений алкоголем, на долю которой приходится 40,0% от общего числа случаев с летальным исходом, причем этот показатель постоянно увеличивается. Так, в 2002 г. смертность от отравлений алкоголем составила 417 чел., или 9% на 100 тысяч жителей, и это на 17% выше уровня 2001 г.
Таблица 5
Смертность от отравлений алкоголем
Смертность (человек) | На 100 тыс. населения (случаев) |
|||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Российская Федерация | 28059 | 34278 | 36299 | 23,2 | 26,0 | 27,7 |
Уральский федеральный округ |
2877 | 3480 | 3666 | 27,5 | 30,3 | 32,1 |
Курганская область | 303 | 362 | 425 | 33,2 | 36,5 | 43,3 |
Свердловская область | 1497 | 1755 | 1702 | 39,1 | 42,0 | 41,0 |
Тюменская область | 355 | 497 | 466 | 13,2 | 16,8 | 15,6 |
в том числе: | ||||||
Ханты-Мансийский ав- тономный округ |
191 | 217 | 203 | 16,7 | 17,0 | 15,7 |
Ямало-Ненецкий авто- номный округ |
42 | 46 | 58 | 10,2 | 10,1 | 12,6 |
Челябинская область | 722 | 866 | 1073 | 23,7 | 26,0 | 32,4 |
Правительство Свердловской области ведет непрестанную работу по изменению сложившейся ситуации. В соответствии с его постановлением от 23 мая 2002 г. N 342-ПП "О мерах по исполнению Федерального закона от 29 декабря 2001 года N 186-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"*(3) создана действенная система защитных мер в отношении алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории области, которая позволила значительно очистить алкогольный рынок региона. Техническое и информационное обеспечение мер по контролю качества и безопасности алкогольной продукции возложено на ГУП "Агентство по развитию рынка продовольствия в Свердловской области". Это уже приносит свои положительные результаты.
В 2002 г. поступление акцизов от реализации спирта этилового и алкогольной продукции в консолидированный бюджет Российской Федерации составило 1028,7 млн руб., что на 71,4% больше по сравнению с предыдущим годом, в том числе в федеральный бюджет сумма поступлений увеличилась на 60,2% и составила 470,5 млн руб., в территориальный бюджет - на 82,2% (558,2 млн руб.).
С 1996 г. в области введено лицензирование деятельности организаций торговли по оптовой реализации готовой алкогольной продукции, а с 1998 г.- аккредитация оптовых организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и питания. На конец 2002 г. 175 организаций, аккредитованных на территории Свердловской области, осуществляют свою деятельность со 114 складов, расположенных в 21 муниципальном образовании области.
С 1996 по 2002 г. структура торговой сети по розничной продаже алкогольной продукции на территории области претерпела существенные изменения. Если в 1996 г. розничную продажу осуществляло около 70% торговых объектов и при этом доля стационарной сети составляла 48% (5423 объекта), а мелкорозничной - 52% (5806 объектов), то к началу 2003 г. общее их количество уменьшилось на 31,4%, а число объектов по мелкорозничной продаже - на 80%. Наряду с этим в 2,7 раза сократилось количество объектов, реализующих спиртные напитки с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции, и почти в 2 раза, работающих круглосуточно. Этим изменениям в немалой степени способствовало постановление правительства Свердловской области от 22 февраля 1999 г. N 215-ПП "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области"*(4).
Наряду с этим следует признать тот факт, что иные меры, направленные, казалось бы, на оздоровление алкогольного рынка и увеличение доходов в бюджеты всех уровней, не приводят к ожидаемому результату. Так, Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 29 декабря 2001 г.)*(5) к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесено осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего названную сферу, а также условий, предусмотренных лицензиями на осуществление видов деятельности, определенных данным Федеральным законом. Однако после вступления в силу с 1 июля 2002 г. нового Кодекса об административных правонарушениях субъекты Федерации при осуществлении указанных функций оказались фактически лишенными возможности воздействовать на лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Положение дел усугубляется еще и тем, что для органов, уполномоченных в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществление контроля в указанной сфере - это лишь одна из многочисленных функций, причем не всегда основная, в отличие от специально созданных в субъектах Федерации органов, осуществляющих государственный контроль в этой сфере. В Свердловской области таким органом является комиссия по обеспечению государственного регулирования в сфере производства и оборота спирта этилового, спиртосодержащей и алкогольной продукции, табака и табачных изделий.
Между тем законодателю следовало бы быть последовательным. Предоставив субъектам Российской Федерации право контроля (выявление нарушений), необходимо было предоставить им право фиксировать и квалифицировать выявленные нарушения, основываясь на действующем административном законодательстве (право составления протоколов). Поэтому в ст.28.3 Кодекса, устанавливающую должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, надлежит включить должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации и определить для них конкретные составы административных правонарушений.
Кроме того, КоАП РФ не предусмотрел административную ответственность за ряд нарушений правил розничной продажи алкоголя, ранее закрепленных в КоАП РСФСР, да и сам размер штрафов по новому законодательству сократился в 6,6 - 12,5 раза. Так, теперь не предусмотрен такой состав административного правонарушения, как производство и (или) оборот фальсифицированной алкогольной продукции, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по поддельным документам, оборот алкогольной продукции с поддельными специальными марками.
О слабой правовой проработанности вопросов государственного контроля в сфере производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указывают и те обстоятельства, что более двух месяцев после введения КоАП РФ в действие органы внутренних дел, осуществляющие наибольшее число проверок субъектов предпринимательской деятельности и привлекающие их к административной ответственности, не могли составлять протоколы об административных правонарушениях в указанной сфере. Круг должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять такие протоколы, перечень которых в соответствии с п.4 ст.28.3 КоАП РФ должен устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, законодательно определен не был. На основании этого Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и народные суды отказывались рассматривать протоколы об административных правонарушениях, составленные сотрудниками внутренних дел. И такая ситуация сохранялась вплоть до издания МВД России приказа от 21 августа 2002 г. N 803 "О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание"*(6).
Практика показывает, что применение только административной и силовой составляющих в решении проблемы легализации алкогольного рынка при наличии огромного криминализированного контрольного аппарата не приведет к существенному увеличению доли легального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим назрела необходимость принять комплекс не только административных, но и экономических и правовых мер по совершенствованию влияния государства на алкогольный рынок Российской Федерации.
Ю.В. Михалицына,
доцент кафедры организации и управления
внешнеэкономической деятельности Уральского
государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
В.А. Рябков,
старший инспектор отдела организации борьбы
с преступностью в сфере потребительского рынка
ГУВД Свердловской области
"Адвокат", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции в Свердловской области// Статистический бюллетень, 2003. - N 2. - С.4.
*(2) Областная газета, 2003. - 1 марта.
*(3) СЗ Свердловской области, 2002. - N 6. - Ст.767; N 11. Ст.1290.
*(4) СЗ Свердловской области. - 1999. - N 3. - Ст.124.
*(5) СЗ РФ. - 1995. - N 48. - Ст.4553; 2001. - N 53. - Ч.1. Ст.5022.
*(6) Российская газета, 2002. - 4 сентября.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О состоянии алкогольного рынка и мерах по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции на территории Свердловской области
Авторы
Ю.В. Михалицына - доцент кафедры организации и управления внешнеэкономической деятельности Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук
В.А. Рябков - старший инспектор отдела организации борьбы с преступностью в сфере потребительского рынка ГУВД Свердловской области
"Адвокат", 2004, N 1