Происхождение кредитных организаций
и эволюция предоставляемых ими услуг
(правовые аспекты)
Появление первых банкиров и их роль в развитии денежного обращения
и формировании денежных систем
Появление бумажных денег и дальнейшее развитие кредитных
организаций. Появление центральных банков
Переход к системе "плавающих" валютных курсов и его последствия
Вступление России в МВФ и внесение соответствующих изменений
в законодательство
Проблема конвертируемости национальной валюты для рынка финансовых
услуг
Влияние валютного регулирования на формирование отечественного
рынка ценных бумаг
Появление первых банкиров и их роль в развитии денежного
обращения и формировании денежных систем
Хотя денежное обращение и существовало в древнем мире (имеются в виду прежде всего Древний Рим и Древняя Греция), однако торговый оборот в те времена еще не достиг того уровня развития, когда возникает необходимость в специальном обособлении деятельности менял и превращении ее в самостоятельный предпринимательский промысел. Не способствовали формированию потребности в специальных услугах, обеспечивающих денежное обращение, имевшие место после падения Рима упадок европейских стран и переход к натуральному хозяйству. И только постепенное возрождение торговли, появление самостоятельного сословия - купцов привели к появлению особой формы предпринимательской деятельности. Причем, как подчеркивают отдельные исследователи, речь идет о достижении торговым оборотом определенного уровня развития, когда "следует говорить уже не просто о торговцах (merchants), а о крупных международных купцах (great merchants)"*(1). Не случайно в европейских странах стали проводиться даже словесные различия между "торговцем" и "купцом" - в России, между negociant и marchand - во Франции, между Kauffman и Handler - в Германии.
Изменение характера товарообменных операций, т.е. переход от простого бартерного обмена к обмену за деньги, потребовало обслуживания операций по обмену денег одной местности на деньги другой местности (надо заметить, что происхождение слова "банк" некоторые усматривают от итальянского banca, т.е. скамейка, стол, за которым сидел человек, осуществлявший обмен иностранных монет на местные). Иными словами, развитие торговли потребовало развития деятельности менял. Подобную точку зрения на эволюцию деятельности банков высказывал и Г.Ф. Шершеневич: "Соединение менял в союзы и принятие ими на себя солидарной ответственности побуждали частных лиц отдавать им свои деньги на хранение". Постепенно "банкиры взяли на себя за особое вознаграждение производство расчетов между клиентами"*(2).
Деятельность менял в средние века имела огромное значение. Достаточно напомнить, что в Западной Европе вплоть до 1660 г., когда впервые во избежание подделок монеты стали чеканить с ребристыми краями, чеканка монет осуществлялась вручную, их производство было децентрализовано, сырье для этих целей, как правило, поставлялось с частных рудников, неподконтрольных государству, монеты часто были затерты, причем порой отнюдь не преднамеренно, а просто в процессе нормального обращения. Кроме того, в течение длительного времени чеканка монет не рассматривалась в качестве монополии государства, за исключением Англии, где это право принадлежало только короне. Князья и государи нередко передавали (продавали) право чеканить монету частным лицам, а иногда само государство "портило" монету, добавляя в сплавы менее ценные металлы. В этих условиях купец-меняла должен был оценить монету с разных точек зрения - ее качества, соотнеся его с эталоном, ее наполнения драгоценным металлом и покупательной способности в сравнении с другими денежными единицами.
Сама оплата наличными была своего рода кредитной сделкой, поскольку не было в то время такого суверенного государства, которое могло бы гарантировать ценность денег, а в обороте на территории средневековой Европы находилось свыше 100 видов различных серебряных монет. Надо сказать, что денежная система основывалась на доминировании серебряной монеты - пении или денье (denier), ведущих свое происхождение от денежной реформы Карла Великого 794 г., установившего обращение тяжелых (1,7 грамма) серебряных монет по всей Священной империи. Чеканка монеты активно развивалась с возрождением торговли в X веке, и это привело к появлению огромного количества серебряных монет различного качества - от почти чистого высокопробного "стерлингового" пенни (sterling penny) до легковесных неполноценных монет из низкопробного серебра, выпускавшихся итальянскими городами. Лишь к началу XIX в. количество обращающихся монет сократилось до 38 видов.
В связи с этим нельзя не обратить внимание на достаточно распространенное заблуждение относительно понимания того, что денежная система исторически сформировалась в XVI-XVI вв. "с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка"*(3). Напротив, как показывают специальные исследования в области истории финансового рынка, денежное обращение и обеспечивающая его инфраструктура появились задолго до капиталистического производства в современном его понимании. Более того, именно благодаря развитию денежного обращения, организаций, обеспечивающих существование его инфраструктуры, стало возможным развитие как капиталистического производства, так и национальных, а затем международных рынков.
Труд купца-менялы требовал высокой профессиональной подготовки, аккуратности и точности. Оценив имеющиеся в наличии монеты, меняла по традиции складывал их в мешочки, которые опечатывал своей печатью, указывая при этом тип монет, их номинал и стоимость, выраженную в весе соответствующих драгоценных металлов. На это уходило порой немало времени. Уместно привести исторический факт, связанный с испано-французской войной. В качестве выкупа за плененного в 1529 г. короля Франциска I Франция должна была выплатить Испании 12 млн эскудо. Проверка и оценка золотых монет, из которых 40 тыс. было выбраковано как не соответствующих стандартам, заняла в общей сложности четыре месяца.
Указание неправильных сведений или фальсификация сведений каралась суровыми наказаниями, вплоть до каторжных работ на галерах.
Динамичное развитие торгового оборота, с одной стороны, а с другой недостаточность запасов драгоценных металлов и определенные трудности, связанные с обращением монет из драгоценных металлов (необходимость переоценки и переподтверждения их ценности всякий раз при совершении сделки, опасность транспортировки, наконец, значительный вес и объем) привели к появлению безналичных форм обращения денег. Значимым изобретением итальянских банкиров XIII в. стал вексель (bill of exchange), который позволил избежать необходимости совершать бартерные операции, проводить сделки и расчеты "лицом к лицу", осуществлять расчеты в объемных и весомых монетах или драгоценных металлах, подверженных опасности быть украденными, а равно прекращать долговое обязательство одного лица в пользу другого взаимозачетом встречного, точнее, другого обязательства третьего лица в пользу должника*(4).
В связи с этим следует указать на неточность утверждения Л.Г. Ефимовой относительно того, что "на каждом этапе исторического развития общества преобладающей была какая-либо одна форма денег, которой соответствовала экономическая теория, объясняющая ее особенности". Между тем вполне очевидно - безналичная форма расчетов достаточно активно применялась уже в период процветания обращения металлических денег, причем ее возникновение было обусловлено, по мнению того же автора, не столько "особенностью банковской деятельности, которая стремится перевести все, с чем работает, в форму бухгалтерской записи"*(5), сколько стремлением банков ускорить денежное обращение и уменьшить трансакционные издержки участников операций.
Приведем еще одно высказывание, касающееся происхождения безналичного обращения: "Деньги безналичных расчетов появились вследствие отставания добычи драгоценных металлов от развития обмена. В самом деле, независимо от того, как использовались эти металлы - в виде монет или в виде залога для эмиссии обратимых банкнот, находящихся в хранилищах центрального банка,- рост объема их производства не успевал за бурным развитием экономики после промышленной революции. Уже в средние века первые "банкиры-менялы" стихийно ввели безналичное обращение с помощью векселя (дословно с фр. lettre de change - обменное письмо), передаваемое от ярмарки к ярмарке во времени и в пространстве"*(6). Интересно, что Б. Айхенгрин (B. Eichengreen) и Н. Сасман (N.Sussman) называют вексель аналогом банковского перевода (см. их совместный доклад "The International Monetary System in the (Very) Long Run").
Банки, занимающиеся расчетами между клиентами, именовались banco di scritta. Впервые этот термин появился в одном из венецианских законов 1318 г. Расчеты между клиентами осуществлялись на основе устного поручения или приказа; документальным подтверждением служили только записи в книгах банка. Лука Паччоли (1445-1517), выдающийся математик, живший в эпоху Возрождения, автор методологии системы так называемого двойного бухгалтерского учета, которая вполне современна и используется до сих пор, писал в Трактате о счетах и записях: "Относительно банков, которые существуют в Венеции, Брюгге, Антверпене, Барселоне и многих других широко известных торговых местах, ты должен знать, что учреждения эти ведут свои книги, потому следует расчеты с ними отражать с особой тщательностью. Я это говорю потому, что ты можешь входить с банком в постоянные сношения, делая для большей безопасности денежные вклады, или же при помощи известного рода сохранных вкладов проводить свои платежи".
Изложенное воззрение на историю происхождения банковской деятельности из торгового оборота и деятельности купцов разделяет в принципе большинство специалистов как юристов, так и экономистов. Между тем существует и другая точка зрения на истоки банковской профессии, которая, однако, подтверждает общий тезис о том, что безналичное денежное обращение возникло параллельно с обращением монет и драгоценных металлов, выполнявших функции средства обращения, и было вызвано стремлением ускорить торговый оборот, снизить издержки, связанные с обременительностью монетного обращения. Так, некоторые экономисты усматривают происхождение банковского бизнеса в деятельности ювелиров и золотых дел мастеров. "Происхождение банковского дела в его современном понимании может быть датировано примерно серединой XVII в., когда торговцы начали хранить свободные остатки принадлежавших им денег и драгоценных металлов в золотых мастерских. Мастера (имеются в виду ювелиры. - Н.С.), в свою очередь, стали предлагать торговцам процент на такого рода вклады, поскольку они получали возможность отдать их в рост по еще более высокой цене. Расписки мастеров стали циркулировать в качестве денег. Это со временем породило множество небольших частных фирм, каждая из которых обладала равными правами и занималась выпуском векселей в неограниченных масштабах и вне государственного контроля"*(7).
Такая точка зрения интересна тем, что связывает вопрос современной банковской деятельности с обращением бумажных денег, однако она не подтверждается историческими фактами. Деятельность купцов-менял активно развивалась уже в XIII в., в то время как ювелиры стали трансформироваться из ювелиров в банкиров (в Англии) только в XVII в. Кроме того, следует принять во внимание, что кредитование развивалось в условиях, когда в Европе действовали церковные запреты, налагаемые на деятельность, связанную с ростовщичеством. Правда, исследователи истории финансовых отношений отмечают, что эти запреты не столько ограничивали предоставление кредитов, сколько усложняли этот вид деятельности, заставляя соблюдать определенные условности.
Для осуществления кредитования банкир должен был использовать различные правовые формы, по существу являвшиеся кредитованием, однако внешне не имевшие вид предоставления денег под проценты в открытой форме. Примером может служить участие кредитора в предпринимательской деятельности должника (что в итоге привело к развитию различных форм совместной предпринимательской деятельности). Другой формой скрытого кредитования стало использование оборотных документов. "Изобретение западными купцами в конце XI-XII в. понятия оборотности было, конечно, ответом на возникновение в то время развитого товарного рынка. Однако чтобы этот ответ появился, нужно было куда больше, чем экономический стимул. Должен был быть в наличии резервуар самого кредита, ибо без кредита, то есть без уверенности в будущем составляющих рынок лиц, не могло быть ни кредитных документов, ни дополнительного кредита, воплощенного в их оборотоспособности"*(8).
Таким образом, появление первых кредитных организаций было связано с расширением товарооборота и торговли, которые, в свою очередь, дали толчок развитию денежных отношений, т.е. привели к появлению денег, выполнявших функцию универсального средства обращения.
Развитие торговли требовало развития денежных отношений и выделения специализированных лиц (организаций), обслуживающих денежное обращение. Банки возникли и развивались как инструмент, обслуживающий в первую очередь торговый капитал. Такое обслуживание, предполагает прежде всего расчетное обслуживание на первом этапе операций купцов, а в дальнейшем любых операций клиентов банка. Другим типом операций, осуществляемых банками, стали операции, связанные с движением денежного капитала, с обслуживанием процесса инвестирования.
Появление бумажных денег и дальнейшее развитие кредитных
организаций. Появление центральных банков
Последующее развитие банковской деятельности привело к возникновению новых форм денежных инструментов (monetary instruments) начиная с векселя и кончая банковскими расписками ("банк-нотами"), обеспеченными драгоценными металлами, по которым банки рассчитывались серебром или золотом. Обращение такого рода ценных бумаг стало своеобразной прелюдией к появлению бумажных денег.
Череда событий, которая, по существу, ознаменовала переход к новой эпохе в развитии не только банковской деятельности и денежного обращения, но и рынка финансовых услуг, имела место в Англии в конце XVII в. Карл II для обеспечения нужд королевского двора активно прибегал к заимствованиям, предоставляемым ему банкирами лондонского Сити. Долг стремительно увеличивался, и в 1672 г. Карл приказал казначейству приостановить выплаты по долгам короны. Это действие надолго подорвало доверие кредиторов и заставило власть искать новые источники финансирования. В результате был учрежден Банк Англии (Bank of England)для улучшения сбора средств и передачи казначейству 1,2 млн фунтов стерлингов (в серебряных монетах), которые и составили размер капитала этого Банка на момент его учреждения, незамедлительно переданные им в казну. В обмен Банк получил право выпустить банкноты на указанную сумму. В 1697 г. ему было предоставлено монопольное право на ведение счетов правительства и получение платежей в его пользу, а в 1751 г. переданы полномочия по управлению государственным долгом. Банкноты, выпускавшиеся Банком Англии, формально подлежали обмену на металлические деньги, но в связи с начавшимися в 1797 г. военными действиями (закончившимися лишь в 1819 г.) правительство объявило сначала шестимесячный мораторий на обмен банкнот на металлические деньги, который периодически продлевался на новый срок. В этот период банкноты Банка Англии практически служили законным средством платежа, пока в 1812 г. не были официально признаны таковыми.
Опыт Франции, попытавшейся перенести на свою почву английский эксперимент по эмиссии бумажных денег, оказался не столь удачным, и на многие года задержал развитие банковской деятельности в этой стране. Речь идет о вошедшей в классику мировой финансовой истории "афере Джона Ло", имевшей место во Франции в 1716-1720 гг. В этой стране Джон Ло учредил Banque Generale (в 1718 г. преобразованный в Banque Royale), который получил такие же права, какими обладал Банк Англии, в обмен на осуществление им функций, аналогичных функциям Банка Англии.
Banque Generale получил право осуществлять выпуск банкнот, конвертируемых в металлические деньги. Но количество выпущенных банкнот превысило имеющееся в наличие у Банка металлическое покрытие. Более того, часть банкнот была предназначена для приобретения акций "Mississippi Company", оказавшейся известным "мыльным пузырем" (bubble). Цена банкнот росла по мере роста цен на акции компании до тех пор, пока в ноябре 1720 г. этот "мыльный пузырь" не лопнул. В итоге Banque Royale (Banque Generale) стал банкротом, поскольку не мог уже обеспечивать исполнение своих обязательств по обмену бумажных денег на металлические.
После этой катастрофы Франция надолго оставила попытки создать эмиссионный банк, и только в 1776 г. ее министр финансов Тюрго (Turgot) учредил Caisse d'Escompt - партнерство с ограниченной ответственностью, обладавшее правом выпуска банкнот-ассигнаций. С самого начала этот банк имел теснейшую связь с правительством, обеспечивая ему предоставление займа в размере 6 млн франков. В 1788 г. правительство установило принудительный курс, а через два года признало эти банкноты официальным законным платежным средством. После этого Франция утонула в потоке ассигнаций, доведя Caisse до банкротства, на многие годы сохранив всеобщее неверие в бумажные деньги.
Тем не менее использовать бумажные деньги при нарастании интенсивности торгового оборота оказалось удобно, и это привело к тому, что "одним из важнейших платежных средств в капиталистических странах в течение XIX в. и вплоть до первой мировой войны (а в США - до весны 1933 г.) был банковый билет (банкнота): Банковый билет есть выпущенная банком в порядке его активных операций денежная ценная бумага на предъявителя - документ, по предъявлении которого банк обязуется уплатить держателю определенную сумму звонкой монетой (золотом - при золотом стандарте; серебром - при серебряном стандарте)". Постепенно, с признанием за банкнотами характера законного платежного средства и утратой ими способности быть обращенными в "звонкую монету", банкноты "вовсе утратили свойство денежных ценных бумаг (monnaie papier) и превратились в чистого вида бумажные деньги (papier monnaie)"*(9).
На начальном этапе своего существования бумажные деньги были привязаны к стоимости драгоценных металлов (золота) посредством системы так называемых паритетов (par value system) или "золотых стандартов".
В связи с этим следует обратить внимание на отдельные неточности, допущенные А.Г. Братко в учебнике "Банковское право России", ссылка на который дана была ранее. Во-первых, золотой стандарт автор определяет как "использование золота в монетах и слитках в качестве денежного товара. Золотомонетный стандарт означает свободное обращение золотых монет, при котором все расчеты происходят в золоте. Впервые золотомонетный был закреплен в правовой системе Великобритании, а затем и в большинстве других развитых стран во второй половине XIX века" (с.595). Однако изложенный нами ранее материал показывает, что золотой стандарт, а точнее, "паритет" связан все же с обращением бумажных денег и означает способность бумажной расписки, выпущенной банком, т.е. банкноты, быть обмененной на определенное количество драгоценного металла (золота или серебра), и, следовательно, проблема паритета не возникала до появления бумажных денег. Помимо этого, определение А.Г. Братко вступает в противоречие с его же утверждением на предыдущей странице того же учебника: "Еще в древности, с момента возникновения первых денег, а затем на протяжении столетий их стоимость всегда соизмерялась с драгоценным металлом". Возникает вопрос, когда же все-таки, по мнению А.Г. Братко, появился "золотой стандарт" - в древности или во второй половине XIX в. Вторая неточность состоит в утверждении относительно того, что золотой стандарт - это "использование золота в монетах и слитках в качестве денежного товара" (курсив наш. - Н.С.). Дело в том, что золото в монетах или слитках имеет двоякую ценность. В случае, когда золото в монетах или слитках выполняет функцию денег, оно является мерой стоимости и как таковое противостоит товару, выражая его стоимость, т.е. не может быть "денежным товаром" по своей сущности. В другом случае, когда, например, золотая монета представляет собой нумизматическую ценность, она является товаром, но не может выполнять функцию денег. Поэтому словосочетание "денежный товар" может быть уподоблен словосочетанию "жареный лед".
Возвращаясь к исследуемой теме, надо сказать, что система паритетов в той или иной форме была воспринята во всех странах, переходивших на использование в обороте бумажных денег. Эта система время от времени переживала потрясения, проявлявшихся в виде обесценивания национальных денег, после чего государство вновь переходило к печатанию денег, увязывая их стоимость со стоимостью золота.
Итогом развития системы регулирования на основе установления паритетов стала система регулирования, которая нашла отражение в первой редакции статей Соглашения МВФ (далее - Устав МВФ), вступившей в силу с 1 июля 1944 г. В соответствии с данной редакцией каждый из членов МВФ принимал на себя обязательство объявить паритет национальной валюты, выраженный в золоте или в привязке к доллару США. При этом привязка к доллару США была своего рода способом косвенной привязки к золотому паритету, поскольку доллар США в то время подлежал обмену на золото.
А в 1978 г. в Устав МВФ были внесены изменения, что было связано с переходом к новой системе регулирования не только валютных отношений, но и денежной политики государств-членов в целом.
Переход к системе "плавающих" валютных курсов и его последствия
Означенному переходу предшествовала почти двадцатилетняя дискуссия, которая свидетельствует о ясном понимании того, что после отказа от привязки к валютным ("золотым") паритетам курсы национальных валют будут более подвержены колебаниям.
Экономическая ситуация в стране обусловлена, например, потребительским спросом, развитием производства, объемом денежной массы, уровнем цен на внутреннем рынке, торговым балансом, объемом остатков средств на денежных счетах - все эти факторы, разумеется, должны были оказывать влияние на колебание валютного курса, который к тому же зависит от уровня инфляции в наиболее крупных индустриальных странах. Исходя из практики, экономисты, отстаивающие необходимость перехода к системе плавающих курсов, руководствовались тем, что колебания валютного курса, следующие движениям рыночных сил, позволят государствам, не прибегая к мерам административного вмешательства, быстро и плавно сглаживать разрыв между уровнем развития национальной экономики и уровнем инфляции в этих странах. В этом, полагали они, и состоит преимущество системы гибких курсов в отличие от системы паритетов, для которой характерно, что любое необоснованное изменение или задержка в необходимом изменении неизбежно влекут за собой внезапные резкие колебания всех основных валют.
Переход к "плавающим" валютным курсам будет иметь большое значение для развития рынка финансовых услуг. "Благодаря плавающим валютным курсам движение капитала превращается в фактор, который воздействует на колебание курса национальной валюты. Переток капитала существенно влияет на доходность активов, размещенных на банковских счетах или находящихся в виде инструментов денежного рынка, обращающихся в различных государствах; размер банковских процентных ставок зависит и от краткосрочных перемещений капитала"*(10). Нельзя не заметить, что события лета 1998 г., приведшие в итоге к Заявлению Правительства и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г., подтверждают правильность приведенной цитаты.
Экономическая задача, связанная с переходом к плавающим курсам была решена в рамках МВФ правовыми мерами - путем внесения соответствующих изменений в его Устав, вступивших в силу с 1 апреля 1978 г. Если первая редакция Устава наделяла государства-члены полномочиями формировать и обеспечивать функционирование валютного режима, основанного исключительно на установлении паритета (золотого или через привязку к доллару США), то действующая в настоящее время редакция допускает, по крайней мере, четыре варианта подхода к определению валютного режима (п."b" разд.2 ст.IV). Речь, в частности, идет:
- о поддержании государством-членом стоимости своей валюты "в специальных правах заимствования" (СДР);
- о поддержании им стоимости своей валюты в другом эквиваленте стоимости, кроме золота;
- о поддержании стоимости своей валюты по отношению к стоимости валюты или валют других государств - членов МВФ;
- об установлении государством-членом иных форм валютного режима по своему выбору.
При этом государства в соответствии с разд.2 ст.IV Устава принимают на себя обязательства:
- прилагать все усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен;
- стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержание упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;
- избегать манипулирования обменными валютными курсами или международной валютной системой, с тем чтобы предотвратить действенную стабилизацию платежного баланса или получить несправедливое преимущество перед другими государствами-членами;
- проводить валютную политику, не противоречащую обязательствам государства-члена.
Таким образом, изменения, внесенные в Устав МВФ в 1978 г., отразили общую тенденцию, возникшую в результате постепенной утраты золотом характера золотовалютной ценности.
Россия отказалась от установления "золотого" паритета в 1990 г., когда в соответствии со ст.28 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ) не стало устанавливаться официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами. Однако Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый в 1992 г., продолжал относить к валютным ценностям и драгоценные металлы, и драгоценные камни. И только принятый спустя десять лет одноименный Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ*(11) измени определение категории "валютные ценности", под которыми теперь следует понимать "иностранную валюту и внешние ценные бумаги" (подп.5 п.1 ст.1).
Вступление России в МВФ и внесение соответствующих
изменений в законодательство
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 мая 1992 г. N 2815-1*(12), ратифицировавшее вступление Российской Федерации в МВФ, предусматривало, что с даты вступления на территории нашей страны будут действовать в полном объеме положения раздела 2 (в) ст.VIII, разделов со 2-го по 9-й включительно ст.IX и ст.XXI Устава МВФ. Полностью к статье VIII Россия присоединилась в мае 1996 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля"*(13).
Вступление России в МВФ означало для нее необходимость принять ряд мер в области валютного регулирования. Они должны были, в частности, предусматривать отказ от множественности валютных курсов и переход к единому курсу, объективно отражающему "стоимость" национальной валюты.
Во исполнение принятых Российской Федерацией обязательств Центральный банк 3 июля 1992 г. сделал Заявление, в соответствии с которым устранялась множественность обменных курсов централизованных операций и вводился единый курс при расчетах доходов и расходов госбюджета, а также для всех видов платежно-расчетных отношений. При этом был установлен новый механизм определения курсов иностранных валют к российскому рублю, в частности был объявлен переход к установлению единого курса непосредственно на валютном рынке. Согласно Заявлению "на основе результатов по покупке (продаже) иностранной свободно конвертируемой валюты на Московской межбанковской валютной бирже Банк России осуществляет фиксинг, то есть установление курса доллара США к рублю Российской Федерации в результате спроса и предложения на межбанковском валютном рынке" (этот механизм был изменен в соответствии с Заявлением Банка России от 16 мая 1992 г.). Наряду с этим было указано, что "Банк России воздействует на динамику рыночного спроса и предложения валюты в направлении, отвечающем экономическим интересам страны".
Нельзя не заметить: именно формирование сети коммерческих банков в России служило институциональной основой развития рынка денежных ресурсов (валютных и рублевых), на котором под влиянием спроса и предложения устанавливалась их рыночная цена. В связи с тем что вступление России в МВФ означало принятие ею на себя перечисленных обязательств, вытекающих из разд.1 ст.IV Устава МВФ, Правительство и Центральный банк предполагали существенно замедлить в 1994 г. рост цен на внутреннем рынке за счет сокращения льготного централизованного кредитования. Банк России осуществил практические шаги в направлении применения инструментов денежно-кредитного регулирования. Так, с февраля 1994 г. он приступил к проведению кредитных аукционов, что стало первым шагом на пути развития рыночного механизма размещения централизованных кредитных ресурсов. Однако во второй половине года обострились проблемы бюджетного финансирования, и Правительство, предполагая стимулировать производство, увеличило объемы предоставления централизованных кредитов. В середине указанного года интересы инвесторов делились между валютным рынком и только сформировавшимся к тому времени рынком государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Усиление инфляции, вызванное в том числе ранее предоставленными централизованными кредитами, привело к увеличению спроса на валюту как со стороны коммерческих банков, так и со стороны населения. Непоследовательность в проведении финансовой политики, отсутствие достаточного количества финансовых инструментов для размещения средств инвесторов привели в итоге к резкому снижению курса рубля по отношению к доллару (т.е. к известным событиям 11 октября 1994 г."черному вторнику").
Изложенное показывает, что изменение характера денег (в смысле перехода от системы паритета к "плавающему" валютному курсу) неизбежно ведет к возрастанию значимости вмешательства государства в вопросы денежного обращения, и задача правового регулирования на данном этапе состоит в том, чтобы определить правовые рамки и формы такого вмешательства. Это необходимо для защиты интересов частных лиц, и прежде всего инвесторов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых напрямую связана с обращением денежного капитала. В свою очередь, рынок, т.е. частные лица (инвесторы и профессиональные участники), разрабатывают способы, позволяющие компенсировать возможные потери, вызванные изменениями ситуации на денежном рынке. Государство, не вмешиваясь непосредственно в отношения участников рынка, должно обеспечивать формирование правовой среды, благоприятной для появления и развития новых форм защиты интересов частных лиц.
Проблема конвертируемости национальной валюты
для рынка финансовых услуг
Переход к системе плавающих курсов означал появление, а точнее, изменение в постановке еще одной проблемы, имеющей экономические корни, но по существу являющейся столь же правовой, как и экономической. Речь идет о проблеме, именуемой "конвертируемость национальной валюты". Применительно к системе денежного обращения, основанной на установлении паритета денежной единицы к драгоценным металлам (золоту), конвертируемость валюты понималась прежде всего как способность национальной валюты быть обмененной на определенное количество драгоценного металла (золота или серебра). "До 1930-х годов конвертируемость определялась как право свободно обменивать валюту на золото по фиксированному курсу. Сегодня валюта относится к свободно конвертируемой, если ее держатель может свободно обменять ее по рыночному курсу (фиксированному или плавающему) на одну из основных резервных валют"*(14). В дальнейшем такое понимание было несколько расширено и усложнено. "Валюта может считаться конвертируемой, если она отвечает трем признакам. Во-первых, она может использоваться без ограничений, связанных с валютным регулированием, в качестве платежного (обменного) средства для любых соответствующих целей. Во-вторых, она может обмениваться на любую другую валюту без ограничений, связанных с валютным регулированием. Третьим признаком, который описывать сложнее из-за различных вариантов его проявления, является то, что валюта может использоваться (обращаться) либо обмениваться на другую валюту в соответствии с установленным паритетом, или по юридически фиксированному курсу, или по курсу, определяемому любым иным способом"*(15).
Переход к системе "плавающих" курсов потребовал изменения в представлениях о понятии "конвертируемость валюты". Положения, касающиеся конвертируемости валюты, в рамках действующего на сегодняшний день Устава МВФ содержатся в ст.VIII, которую В.Ф. Эбке назвал "Великой Хартией правового регулирования конвертируемости в рамках МВФ". Он рассматривает конвертируемость в качестве относительного свойства валют: "В той или иной форме она введена практически во всех странах - участницах МВФ. Однако до полной конвертируемости валют всех стран-участниц еще очень далеко" - и различает внутреннюю и внешнюю конвертируемость. Внутренняя означает, что каждый гражданин данной страны - владелец платежных средств в ее национальной валюте наделяется правом неограниченно и беспрепятственно переводить их за границу или свободно обменивать на иностранные платежные средства согласно установленному обменному курсу. Соответственно, о внешней конвертируемости речь может идти тогда, когда иностранный владелец национальных платежных средств вправе неограниченно распоряжаться ими, и в первую очередь обменивать их на иностранные платежные средства по установленному курсу. Полностью конвертируемой валюта становится тогда, когда она отвечает требованиям внутренней и внешней конвертируемости*(16).
В соответствии с разд.2 ст.VIII Устава МВФ ни одно государство-член не должно налагать ограничения на производство платежей и переводов по текущим международным операциям. Таким образом, государства - члены МВФ принимают на себя обязательства по введению конвертируемости национальной валюты по текущим операциям. При этом решение вопроса о квалификации операций, относимых к категории "текущие валютные операции" и соответственно к категории "операции, связанные с движением капитала", относится к компетенции государства.
Аналогичный подход содержится в актах других международных организаций. В частности, в рамках ОЭСР приняты в 1992 г. и действуют Кодекс либерализации движения капиталов (Code of Liberalization of Capital Movements) и Кодекс либерализации текущих невидимых операций (Code of Liberalization of Current Invisible Operations), касающийся регулирования "текущих" валютных операций. В отличие от Устава МВФ названные кодексы содержат определения категорий "операции, связанные с движением капиталов" и "текущие валютные операции".
Кодекс либерализации движения капиталов (приложение"А") к капитальным валютным операциям относит в том числе прямые инвестиции, определяемые как инвестиции, осуществляемые в целях установления долгосрочных экономических отношений с субъектом предпринимательской деятельности, которые, в частности, позволяют принимать активное участие в управлении предприятием посредством:
создания предприятия, полностью принадлежащего инвестору;
долевого участия в действующем или создаваемом предприятии;
предоставления займа на срок пять лет и более.
Кодекс либерализации текущих невидимых операций (приложение"А") к таким операциям относит:
- операции, осуществляемые в процессе производственной деятельности (оплата установки, ремонта, поставки, оказания услуг, технического содействия, строительства, выплата авторского вознаграждения, ройялти, заработной платы, вознаграждения, расходы на содержание представительства);
- операции, связанные с внешней торговлей (выплата комиссионных и брокерского вознаграждения, оплата сопровождения (экспедиция), расходы, связанные с обычной торговой деятельностью; расходы на подготовку документации; содержание складов, таможенные платежи);
- транспортные расходы (оплата фрахта судов, чартерных перевозок, ремонта судов, портовых сборов и подобных расходов, возникающих в связи с перевозкой грузов морем, по внутренним водоемам, сухопутным (железнодорожным и автомобильным), а также воздушным транспортом);
- расходы, связанные со страхованием;
- платежи в связи с предоставлением/получением финансовых услуг (перевод платежей, включая расходы на платежные инструменты; оплата банковских услуг; услуг клиринговых организаций, кастодиальных услуг и т.д.; платежи за финансовую информацию; управление активами; услуги финансовых консультантов и посредников; комиссионные, брокерское вознаграждение и пр.);
- платежи, связанные с импортом, воспроизведением и распространением кинопродукции;
- платежи социального характера и связанные с выплатой личного вознаграждения (пенсии и т.п.; платежи, осуществляемые на основании судебного решения или обязательств по содержанию и оказанию финансовой помощи; платежи в связи с содержанием имущества, находящегося за рубежом; оплата подписки периодических изданий, книг и т.п.; спортивные призы и награды);
- платежи публичного характера (оплата налогов; расходы на представительства государства и его органов; оплата услуг общественного транспорта, почты, телеграфа и телефона);
- консульские сборы;
- общие (включая платежи на рекламу, оплату судебных издержек, возмещение ущерба, уплату штрафов, членских взносов, оплату профессиональных услуг - бухгалтерских, юридических, медицинских и др.);
- возвращение ранее оплаченных платежей (в случае расторжения договора, ошибочных платежей и др.);
- оплату регистрации патентов и торговых марок.
В соответствии с российским Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 г. (п.10 ст.1) к валютным операциям, связанным с движением капитала, были отнесены:
- прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
- портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180дней;
- все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
К текущим валютным операциям Закон (п.9 ст.1) относил:
- переводы в Российскую Федерацию и из нее иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
- переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, которые включают в себя:
- выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;
- оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;
- платежи в связи с принятием наследства;
- платежи, связанные с погребением умершего;
- выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;
- оплату приобретения и строительства за пределами территории Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств Российской Федерации при международных межгосударственных (межправительственных) организациях;
- средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом;
- платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями; платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками; платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с осуществлением указанных действий и рассмотрением дел в судах;
- плату за оказание адвокатом юридической помощи, включающую выплату вознаграждения и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения;
- выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;
- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;
- плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства;
- выплату авторских вознаграждений;
- взносы в международные общественные объединения;
- расходы, связанные с гастролями артистов;
- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Анализ приведенных перечней позволяет прежде всего прийти к выводу, что и под "текущими", и под "капитальными" валютными операциями понимаются как в международной практике, так и в российском законодательстве, как правило, одни и те же виды валютных операций.
Относительно МВФ и ОСЭР В.Ф. Эбке в приводимой ранее работе отмечает: они "традиционно делают акцент на либерализации текущих международных платежей. Не следует удивляться тому, что международно-правовое регулирование конвертируемости валют в связи с текущими международными платежами разработано более тщательно, чем в отношении движения капиталов" (с.31).
Особенностью российского законодательства является то, что портфельные инвестиции в соответствии с Законом 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" были отнесены к категории "капитальных", а не текущих, как это обычно делается в зарубежных странах (см., например, Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, в котором операции, связанные с портфельными инвестициями, помещены в приложение"B", содержащем изъятия из перечня капитальных операций, указанных в приложении"А"). Одноименный Закон 2003 г. (ст.6) устанавливает общий принцип, согласно которому валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, делая при этом исключение для некоторых валютных операций, связанных с движением капитала, и для операций на внутреннем валютном рынке. Валютные операции, связанные с движением капитала, разделяются на те, регулирование которых осуществляется Правительством РФ (ст.7) и регулирование которых отнесено к компетенции Центрального банка (ст.8). К числу последних относятся, в частности, операции с внешними ценными бумагами, а также осуществление нерезидентами операций с внутренними ценными бумагами.
Следует подчеркнуть, что валютное регулирование является одним из важнейших инструментов в регулировании инвестиций и инвестиционной деятельности, способным оказывать существенное влияние на формирование структуры и особенностей построения рынка финансовых услуг, а в конечном счете и на экономическое развитие в целом применительно к какому-либо государству.
Как отмечают Дж. Грин (J. Greene) и П. Исард (P. Isard) в уже приводимой ранее работе: "Введение конвертируемости по операциям, связанным с движением капитала, или хотя бы в части операций, относимых к категории таких операций, может способствовать привлечению иностранного капитала. : Однако негативной стороной установления данного режима являются риски, обусловленные утечкой капитала, большая волатильность курса национальной валюты, внешних резервов и процентных ставок. Возрастание возможности вывоза накоплений за рубеж снижает объем фондов, которые могли бы быть инвестированы внутри страны, что особенно характерно для стран, где наблюдается слабый прогресс в реализации экономических реформ, и это ведет к созданию угрозы для макроэкономической стабильности и ухудшает конкурентоспособность отечественных предприятий" (с.652, 653).
Экономические преобразования в нашей стране, первые шаги по формированию валютного рынка (например, проведение валютных аукционов Госбанка СССР), присоединение России к МВФ и последующее интегрирование ее в мировые финансовые рынки выдвинули на первый план задачу правового регулирования перехода к конвертируемости национальной валюты.
Россия достаточно быстро перешла к внутренней конвертируемости национальной валюты. Центральный банк телеграммой от 27 июля 1992 г. N 162-92 (признана утратившей силу письмом Банка России от 25 января 1994 г. N 21) разрешил уполномоченным банкам продавать физическим лицам за счет личных средств в рублях наличную иностранную валюту без ограничения суммы и без предъявления заграничного паспорта и выездной визы. Осенью того же года был принят Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", который предусматривал разделение валютных операций на "текущие валютные операции" (ст.9) и "валютные операции, связанные с движением капиталов" (ст.10). Впоследствии, 16 мая 1996 г., Президент РФ издал Указ "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля", которым было объявлено о принятии Россией обязательств, налагаемых на страны-члены ст.VIII Устава МВФ и определяющих режим конвертируемости национальной валюты России по всем видам текущих валютных операций. В тот же день Совместным заявлением Правительства и Банка России от 16 мая 1996 г. был отменен механизм установления официального курса рубля в форме привязки к курсу ММВБ и введен новый механизм определения официального обменного курса рубля. Суть его заключалась в установлении, во-первых, так называемого "валютного коридора", во-вторых, официального курса рубля на основе котировок Банка России, исходя из соотношения спроса и предложения на национальную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынке, динамики показателей инфляции, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны. Порядок установления официального обменного курса Центрального банка Российской Федерации был утвержден письмом Банка России от 20 мая 1996 г. N 282.
Влияние валютного регулирования на формирование
отечественного рынка ценных бумаг
Нельзя не обратить внимание на различия в подходах к регулированию текущих и капитальных валютных операций резидентов и нерезидентов, сложившемуся в Российской Федерации.
Применительно к резидентам Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 г. установил следующие принципы. Во-первых, определяет исчерпывающий перечень операций, относящихся к категории "текущие", оставляя перечень капитальных операций открытым и относя к ним помимо традиционных "прямых" и портфельных инвестиций предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней, а также все иные валютные операции, не являющиеся текущими (напомним, что Кодекс либерализации движения капиталов (приложение"А") относит к капитальным операциям предоставление займов на срок пять лет и более). Во-вторых, режим проведения валютных операций резидентами (ст.6) предполагает, что текущие операции совершаются резидентами без ограничений, в то время как капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России; данный порядок предполагает получение разрешения Центрального банка для каждого конкретного случая. Между тем принятый в 2003 г. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" относит операции резидентов с внешними ценными бумагам к категории регулируемых Банком России. При этом следует учитывать, что названный закон полностью вступает в силу спустя шесть месяцев с даты (17 декабря 2003 г.) его опубликования. За этот срок Центральный банк, вероятно, примет соответствующие правовые акты, определяющие порядок совершения таких операций.
Особо следует отметить, что применительно к операциям нерезидентов на валютном рынке на основании Закона 1992 г. для нерезидентов, в отличие от резидентов, по операциям, связанным с движением капитала, был изначально установлен весьма либеральный режим.
Основным источником регулирования применительно к операциям нерезидентов на отечественном рынке была инструкция Центрального банка от 16 июля 1993 г. N 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации". После ее отмены правовым актом, определяющим, по существу, порядок доступа нерезидентов на рынок портфельных инвестиций, является инструкция от 12 октября 2000 г. N 93-И "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам".
Инструкция N 16 предусматривала возможность открытия нерезидентам рублевых счетов двух типов - "Т" и "И". Счета типа "Т" предназначались для обслуживания текущих операций нерезидента, связанных с обслуживанием представительств на территории Российской Федерации и с осуществлением текущих платежей. Специфика режима счетов типа "Т" состояла в том, что возможности трансформации рублевых средств с этих счетов в иностранную валюту путем ее приобретения на внутреннем валютном рынке были ограничены. Этим режим счетов типа "Т" существенно отличался от режима счетов типа "И" (разд.V), которые открывались нерезидентам для осуществления операций, связанных, помимо всего прочего, с совершением сделок купли-продажи объектов иностранных инвестиций (в том числе объектов приватизации, связанных с осуществлением капиталовложений). Другая особенность счетов типа"И" состояла в том, что рублевые средства, находившиеся на указанных счетах, обладали свойством практически свободной конвертируемости (в отличие от рублевых средств на счетах типа"Т"). В частности, согласно п.2.1 разд.V Инструкции N 16 рублевые средства со счета типа"И" могли использоваться для "покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки", а согласно п.5 этого же раздела "перевод нерезидентами - владельцами рублевых счетов типа"И" купленной на внутреннем рынке Российской Федерации через уполномоченные банки иностранной валюты осуществляется без ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В связи с этим уместно напомнить особенности осуществления приватизации в условиях действовавшего в то время валютного регулирования. Приватизация, проведенная ускоренными темпами, привела к существенной недооценке акций приватизируемых предприятий. Однако в силу как объективных, так и субъективных причин возможности отечественных индивидуальных инвесторов (т.е. граждан, трудом которых, по существу, и создавались те самые недооцененные активы) участвовать в приватизации оказались ограниченными. В то же время предоставление достаточно либеральных условий инвесторам-нерезидентам позволяло им получать значительный доход от игры на переоценке стоимости приватизируемых активов, без ограничений переводя при этом доходы в свободно конвертируемую валюту, в том числе с целью последующего вывоза за рубеж.
Так, в январе 2003 г. известный журнал "Euromoney" поместил пространное интервью с Б. Браудерером, управляющим и основателем "Фонда Эрмитаж" ("Hermitage fund") - одной из наиболее успешных финансовых компаний, специализирующейся на портфельных инвестициях в России и сумевшей с 1996 г. увеличить свой капитал на 446%. "В 1992 году я был приглашен консультировать приватизацию траулерного флота в г.Мурманске. Там было 100новых судов стоимостью 20миллионов долларов каждый. При этом руководство имело право выкупить 51% компании за 2,5 миллиона долларов. Я быстро осознал, что здесь невозможно сделать деньги в качестве инвестиционного банка, настоящие деньги можно было получить только в качестве инвестора". При этом отметим, что в апреле 1996 г. компания начала с 25 млн долларов, а через год стоимость ее активов составила уже 125 млн.
В связи с этим вряд ли можно согласиться с тем, что именно валютное законодательство, и в частности Инструкция N 16, стало препятствием на пути осуществления серьезных инвестиций в российскую экономику. Правильнее было бы утверждать, что законодательство об иностранных инвестициях было таково, что при максимально либеральных условиях валютного регулирования серьезные инвесторы так и не решились на активное инвестирование в российскую экономику, в то время как на рынке портфельных инвестиций иностранные инвесторы действовали активно. По экспертным оценкам 1996 г. российский фондовый рынок был весьма зависим от иностранных инвесторов, которые обеспечивали до 80% клиентских заказов в системе РТС*(17).
Описанный подход российского законодателя к валютному регулированию оказал и продолжает оказывать существенное влияние на формирование российского рынка финансовых услуг.
Н.Г. Семилютина,
заместитель начальника Управления правового обеспечения
развития финансовых рынков Юридического департамента
Московской межбанковской валютной биржи,
старший научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Kindelberger Ch. P. A Financial History of Western Europe. - L., 1984. - P.35-36.
*(2) Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - М.: Статут, 2003. - Т. II. - С.409.
*(3) Братко А.Г. Банковское право России: Учебник. x - М.: Юр. лит., 2003.С.593.
*(4) Kindelberger Ch. P. Ibid. - P.22, 23.
*(5) Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. - М., 2001. С.191, 139. Что касается последнего утверждения Л.Г. Ефимовой, то в данном случае весьма уместно вспомнить критическое замечание Е.А. Флейшиц, высказанное ею по поводу трактовки договора расчетного счета в учебнике гражданского права для юридических вузов 1938 г. Авторы этого учебника определяли указанный договор как несколько самостоятельных договоров, объединенных расчетным счетом. По мнению Е.А. Флейшиц, при такой трактовке договора расчетного счета он, в сущности, становится своеобразным договором о некой бухгалтерской операции (см. : Флейшиц Е.А. Расчетные и кредитные правоотношения. - М.: Госиздат юрид. лит., 1956. С.76).
*(6) Матук Ж. Финансовые системы Франции. - М., Финстатинформ, 1994. С.69.
*(7) Смит В. Происхождение центральных банков. - М.: Институт национальной модели экономики, 1996. - С.37.
*(8) Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., МГУ, 1994. - С.330.
*(9) Лунц Л.А. Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран. - М., 1948. - С.162, 163.
*(10) De Vries M.G. The International Monetary Fund 1972-1978. Cooperation on Trial. - Washington D.C., IMF, 1985. - Vol.II. P.822, 824.
*(11) Российская газета. - 2003. - 17 декабря.
*(12) Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1992. - N 22. - Ст.1180.
*(13) СЗ РФ. - 1996. - N 21. - Ст.2465.
*(14) Greene J., Isard P. Currency Convertibility and Economies in Transition / Functioning of the International Monetary System / Edited by J.A. Frenkel and M. Goldstein. - Washington D.C.: International Monetary Fund, 1996. - Vol.2. - P.646.
*(15) Gold J. The Fund's Concept of Convertibility. - Washington D.C.: International Monetary Fund, 1971. - P.1. Следует обратить внимание на то, что приводимое определение дано в работе изданной до принятия изменений, предопределивших переход к системе плавающих курсов, которые вступили в действие в 1978 г.
*(16) Эбке В.Ф. Международное валютное право. - М.: Международные отношения, 1997. - С.31, 21.
*(17) См.: Микрюков В. Россия и emerging markets // Деловой Экспресс. 1996. - N 27. - С.3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг (правовые аспекты)
Автор
Н.Г. Семилютина - заместитель начальника Управления правового обеспечения развития финансовых рынков Юридического департамента Московской межбанковской валютной биржи, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2004, N 1