Новый порядок осуществления валютных операций
10 декабря 2003 г. был принят Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), вступающий в силу в середине текущего года.
Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести валютное законодательство страны в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества. В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Как и в соответствии с Законом от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1), он осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Перечень агентов валютного контроля в новом Законе расширен. Ими являются:
уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;
не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держатели реестра), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом распределены следующим образом: Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.
Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти как органов валютного контроля между собой и обеспечивает их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а также взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
Изменения по существу в сравнении с Законом N 3615-1 затрагивают следующие направления валютного регулирования.
1. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Согласно Закону к валютным ценностям относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Понятие "внешние ценные бумаги" в Законе N 3615-1 отсутствует. Вместо него использовано другое понятие - "ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте". При этом дается конкретный перечень таких ценных бумаг: платежные документы (чеки, векселя и др.); эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации); ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки); опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Такой же перечень ценных бумаг дается при определении понятия "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации". Вместо понятий "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации" и "ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте" Закон вводит понятия "внутренние ценные бумаги" и "внешние ценные бумаги".
К "внутренним ценным бумагам" Законом отнесены эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в России, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Все остальные ценные бумаги, в том числе и в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом к внутренним, являются внешними ценными бумагами.
2. В связи с изменениями в составе "валютных ценностей" и понятийном аппарате по-другому изложено и понятие "валютные операции". В соответствии с Законом к валютным операциям относятся следующие:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за рубежом;
перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории Российской Федерации, на другой счет, открытый на территории Российской Федерации;
ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
3. В новом Законе уточнено и более четко сформулировано понятие "резидентство". К резидентам относятся:
граждане Российской Федерации, за исключением тех, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
находящиеся за пределами территории Российской Федерации дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, консульские учреждения, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, если их отношения регулируются данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Нерезидентами являются:
физические лица, не относящиеся по указанным выше критериям к физическим лицам-резидентам;
юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств и имеют местонахождение за пределами территории Российской Федерации; их филиалы, представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации;
межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства этих государств при межгосударственных и межправительственных организациях;
иные лица, не относящиеся к тем, которые указаны в перечне резидентов.
4. В отличие от Закона N 3615-1, предусматривающего деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, в новом Законе деление по такому принципу не предусмотрено. Для целей контроля в нем определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, кто осуществляет их регулирование.
Правительство Российской Федерации может регулировать следующие операции путем введения ограничений:
1) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, если они осуществляются на условиях предоставления нерезидентам отсрочки платежа на срок, превышающий 3 года со дня пересечения экспортируемым товаром таможенной границы Российской Федерации.
Способ регулирования - только установление требования о резервировании резидентом в день истечения трехлетнего срока определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате, но не более 2 лет. Сумма резервирования не должна превышать в эквиваленте 50% суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа, определяемого на день резервирования;
2) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за строительные и подрядные работы, производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации, а также за товары, поставляемые для выполнения этих работ, если такие расчеты осуществляются на условиях предоставления нерезидентом отсрочки платежа на срок, превышающий 5 лет со дня заключения договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации.
Способ регулирования - только установление требования о резервировании определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом своих обязательств по оплате, но не более 2 лет. Сумма резервирования не должна превышать в эквиваленте 50% суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа, определяемого на день резервирования;
3) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами по остальным (кроме перечисленных) внешнеторговым операциям на условиях предоставления нерезидентам отсрочки платежа на срок, превышающий 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с внешнеторговой деятельностью, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Способ регулирования - только установление требования о резервировании резидентом в день истечения 180 календарных дней определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате, но не более 2 лет. Сумма резервирования не должна превышать в эквиваленте 50% суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа, определяемого на день резервирования;
4) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении нерезидентам коммерческого кредита на срок более 180 дней в виде предварительной оплаты при внешнеторговой деятельности могут ограничиваться только путем установления требования о резервировании резидентом определенной суммы в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления нерезиденту денежных средств в виде предоплаты. Средства резервируются на срок до исполнения нерезидентом своих обязательств по оплате, но не более 2 лет. Сумма резервирования не должна превышать 50% суммы предоплаты. При этом сумма предоплаты определяется на день резервирования за минусом стоимости полученного от нерезидента встречного товара, предоставленных нерезидентом услуг, выполненных им работ.
При расчетах между резидентами и нерезидентами в связи с внешнеторговой деятельностью на условиях отсрочки платежа на срок более 180 дней и предоставления коммерческого кредита в виде предоплаты более чем на 180 дней требование о резервировании не применяется, если отсрочка либо коммерческий кредит предоставлены на срок до года и при этом нерезидент предоставил обеспечение исполнения своих обязательств.
Виды обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом, которые могут быть использованы в этих целях, установлены Законом:
безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву; исполняющим банком может быть уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации;
банковская гарантия, выданная в пользу резидента банком, находящимся за пределами территории Российской Федерации;
вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории Российской Федерации;
договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту; риска гражданской ответственности нерезидента; предпринимательского риска резидента, в том числе риска неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств, невозврата или непоставки ему товаров.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Законом Центральный банк Российской Федерации устанавливает критерии, которым должен соответствовать зарубежный банк, который выдает гарантию, авалирует вексель, исполняет аккредитив;
5) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении нерезидентами коммерческого кредита на срок более 3 лет в виде предоплаты за импорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, могут ограничиваться только путем установления требования о резервировании резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня перечисления нерезиденту денежных средств в виде предоплаты за импортируемые товары. Средства резервируются на срок до исполнения обязательств нерезидентом, но не более 2 лет. Сумма резервирования не должна превышать 50% суммы предоплаты, размер которой определяется на день резервирования за вычетом стоимости встречного товара;
6) при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц (в уставном или складочном капитале, в паевом фонде кооператива) порядок расчетов и переводов устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать ограничения только в виде установления требования об использовании специального счета резидентом, а также требования о резервировании резидентом суммы денежных средств, в эквиваленте не превышающей 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.
Центральный банк Российской Федерации регулирует операции движения капитала в соответствии с закрытым перечнем, установленным Законом. При этом он может устанавливать требование о резервировании и требование об использовании специального счета, но только в случаях, прямо установленных Законом.
Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, между резидентами и нерезидентами:
расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
расчеты и переводы при получении кредитов и займов резидентами от нерезидентов;
операции кредитных организаций, за исключением банковских.
Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено при регулировании Банком России следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
расчеты и переводы при предоставлении резидентами нерезидентам кредитов и займов в валюте Российской Федерации; кроме того, предоставленные кредиты и займы зачисляются на банковский счет нерезидента в рублях, открытый в уполномоченном банке;
расчеты и переводы при получении резидентами от нерезидентов кредитов и займов в валюте Российской Федерации;
приобретение нерезидентами у резидентов и резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.
При регулировании указанных операций Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требования об использовании специального счета как резидентом, так и нерезидентом:
операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам.
Требование о резервировании Центральный банк Российской Федерации может устанавливать в размере, не превышающем в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней или в размере, не превышающем в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 1 года. Каждый вид резервирования может применяться только к определенному перечню операций и в зависимости от резидентства.
Резервирование в размере, не превышающем 100% осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней может применяться в отношении следующих валютных операций:
для резидентов -
1) предоставление займов и кредитов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
2) операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы в связи с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных ими);
3) исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
4) операции кредитных организаций, за исключением банковских;
5) предоставление кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;
6) приобретение резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;
для нерезидентов -
операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами).
Резервирование в размере, не превышающем 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 1 года может применяться в отношении следующих валютных операций:
для резидентов -
1) получение кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;
2) предоставление кредитов и займов резидентами нерезидентам в валюте Российской Федерации;
3) операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
4) операции кредитных организаций, за исключением банковских операций;
для нерезидентов -
1) получение кредитов и займов резидентами от нерезидентов в валюте Российской Федерации;
2) операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
3) приобретение нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами).
Центральный банк Российской Федерации не может устанавливать оба вида резервирования к одному и тому же виду валютных операций. Кроме того, требования о резервировании он может устанавливать по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Новым Законом установлено, в какой валюте производятся расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.
По операциям с внутренними ценными бумагами расчеты осуществляются в рублях, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в отношении отдельных видов внутренних ценных бумаг или в целом в отношении всех видов.
По операциям с внешними ценными бумагами расчеты могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или в отношении отдельных видов внешних ценных бумаг.
Между физическими лицами - резидентами и нерезидентами валютные операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением, осуществляются без ограничений на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года.
Все остальные валютные операции, кроме перечисленных, осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений.
5. Новый Закон запрещает проведение валютных операций между резидентами. Одновременно в Законе содержится перечень валютных операций, осуществление которых между резидентами разрешается в порядке исключения. К ним относятся:
расчеты в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
расчеты между комиссионерами, агентами, поверенными, с одной стороны, и комитентами, принципалами, доверителями, с другой стороны, по договорам между ними на оказание услуг, связанных с заключением и исполнением контрактов с нерезидентами;
операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования при оказании экспедитором, перевозчиком, фрахтовщиком услуг, связанных с вывозом грузов из Российской Федерации, их ввозом в Российскую Федерацию, с транзитом грузов по территории Российской Федерации, а также операции по договорам страхования вывозимых, ввозимых и транзитных грузов;
операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, если они осуществляются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации и права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
операции юридических лиц с внешними ценными бумагами, если права на них учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и расчеты осуществляются в рублях;
обязательные платежи налогов, сборов и др. в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, процентов, штрафных санкций по договорам; с внесением денежных средств на банковские счета и получением денежных средств с банковских счетов; с банковскими гарантиями, исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога; с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения; с иными валютными операциями, которые отнесены к банковским в соответствии с законодательством Российской Федерации;
между резидентами - физическими лицами и уполномоченными банками без ограничений могут осуществляться валютные операции, связанные с куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за рубли и иностранную валюту, а также операции, связанные с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства; с приемом для направления на инкассо в зарубежные банки наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, но не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
резиденты могут без ограничений приобретать у уполномоченных банков векселя, выписанные этими или другими уполномоченными банками; предъявлять их к оплате и получать платеж, в том числе в порядке регресса; взыскивать по ним штрафные санкции; отчуждать указанные векселя уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11.03.97 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".
Юридические лица - резиденты могут без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на зарубежные счета, за исключением валютных операций между резидентами. Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием этих средств, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.
Расчеты физическими лицами - резидентами могут производиться за счет средств, зачисленных на зарубежные счета, открытые в соответствии с Законом, при осуществлении следующих валютных операций:
передача валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или образованию;
дарение валютных ценностей супругу или близким родственникам;
завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
приобретение и отчуждение единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования.
Физические лица - резиденты могут осуществлять переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать только ограничение суммы банковского и почтового перевода.
6. Нерезиденты имеют право без ограничения осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках и наоборот - со счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных банках.
Нерезиденты могут совершать между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации. При этом должны выполняться требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, соблюдаться законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг и порядок, установленный Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении этих операций.
Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в рублях осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.
Таким образом, новый Закон в отличие от Закона N 3615-1 устанавливает нормы прямого действия по операциям движения капитала и в отношении других валютных операций между резидентами и нерезидентами, между резидентами и между нерезидентами.
Н. Шалашова,
всероссийская академия внешней торговли
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71