Согласно большинству соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, их положения применяются в тех случаях, когда получатель дохода - резидент одного или обоих договаривающихся государств - является "фактическим получателем" соответствующего дохода. Что понимается под фактическим получателем дохода у российских налоговых органов?
Положения соглашений об избежании двойного налогообложения при налогообложении таких доходов, как дивиденды, проценты, лицензионные платежи, применяются только в тех случаях, когда эти доходы выплачиваются в пользу резидента одного или обоих договаривающихся государств, являющегося фактическим получателем соответствующего дохода. Термин "фактический получатель" не определен в тексте соглашений. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах этот термин также не определяется. Заметим, что дефиниции этого понятия нет в законодательстве ни одного государства, однако проблема как таковая на концептуальном уровне является предметом активных обсуждений на конференциях и семинарах, проводимых международными налоговыми организациями и ассоциациями.
Вместе с тем исходя из духа соглашений об избежании двойного налогообложения, целью которых является обеспечение государством на межгосударственном уровне однократного (т.е. только в одном государстве) налогообложения доходов и имущества своих резидентов при осуществлении ими международной экономической деятельности, концепция фактического получателя дохода интерпретируется МНС России, так же, как и налоговыми органами других государств, как лицо, которое де-юре и де-факто определяет экономическую судьбу какой-либо собственности либо включает доход от этой собственности в свою налоговую базу. Понимается также, что такие лица, как, например, управляющие трастами агенты или номинальные держатели ценных бумаг, могут являться фактическими получателями в целях налогообложения только в отношении собственного вознаграждения за оказание услуг управляющего или номинального держателя (депозитария).
Положения, касающиеся концепции фактического получателя дохода, нашли отражение в пп.8, 8.1, 8.2 и 8.3 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.03 г. N БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации N БГ-3-23/150). Наиболее ярко интерпретация концепции фактического получателя дохода иллюстрируется в п.8.3 Методических рекомендаций N БГ-3-23/150, согласно которому, если иностранная организация - владелец акций заключила договор на оказание депозитарных услуг и в реестре акционеров организации-эмитента значится депозитарий как номинальный держатель акций, при выплате доходов иностранным организациям их права на получение дивидендов по акциям подтверждаются представлением:
депозитарного договора между иностранной организацией - депонентом и депозитарием;
выписки по счету депо иностранной организации, открытому в депозитарии, подтверждающей, что данная иностранная организация является владельцем акций;
выписки из реестра акционеров организации-эмитента, свидетельствующей о том, что данный депозитарий зарегистрирован в реестре акционеров в качестве номинального держателя акций.
Л. Полежарова,
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
28 января 2004 г.
"Финансовая газета", N 5, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71