Комментарий к Нормам расхода топлив и смазочных материалов
на автомобильном транспорте, утвержденным Минтрансом России
29.04.2003*(1)
Общие положения
1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения
1.1. Легковые автомобили
1.2. Автобусы
1.3. Грузовые бортовые автомобили
Данный Руководящий документ введен в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г. взамен "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" Р3112194-0366-97 от 29.04.97.
Общие положения
Норма расхода топлива (или смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей методике определения базовых норм расхода топлива), и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Потребление топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами.
Нормы расхода топлив, приведенные в утвержденном Руководящем документе, имеют статус постоянных норм. Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее - Нормы расхода ГСМ) должны применяться всеми организациями, эксплуатирующими автомобильный транспорт. Только остается открытым вопрос: с какой даты действуют эти Нормы. Официально документ опубликован не был. В конце июля на официальном сайте Минтранса России в Интернете появилось информационное сообщение, в котором было указано, что Руководящий документ N Р3112194-0366-03 вводится в действие с 1 июля 2003 года в связи с окончанием срока действия Руководящего документа N Р3112194-0366-97 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". Однако очевидно, что необходимые требования для того, чтобы документ получил нормативную силу, не выполнены, и, следовательно, применение финансовых санкций за налоговые (например, занижение налоговой базы по налогу на прибыль) и иные правонарушения, связанные с несоблюдением норм, может быть оспорено в судебном порядке. Тем не менее аудиторские организации, налоговые органы, а также вышестоящие органы управления, уполномоченные проводить проверки, будут использовать именно Нормы расхода ГСМ для установления правомерности и рациональности использования горюче-смазочных материалов.
Вновь утвержденные Нормы расхода ГСМ действуют до 1 января 2008 года.
Нормы расхода топлива (горюче-смазочных материалов) существенное значение имеют прежде всего для планирования расхода топлива, расчета нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, учета отклонений фактической себестоимости от плановой, а также оценки эффективности использования материальных ресурсов организации.
Для целей налогообложения (прежде всего налогом на прибыль) расходы на содержание служебного автотранспорта с введением в действие главы 25 НК РФ не нормируются. Тем не менее к налоговому учету в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут приниматься только экономически обоснованные расходы. Термин "экономически обоснованные" в налоговом законодательстве не расшифровывается. Однако с большой долей уверенности можно полагать, что при наличии утвержденных норм расхода не могут считаться обоснованными затраты, произведенные сверх этих норм.
Кроме того, при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров с работниками автотранспорта могут предусматриваться меры, направленные на повышение эффективности использования ГСМ, а их перерасход формально может быть расценен как недостача материально-производственных запасов, переданных работнику под отчет. Следовательно, при отсутствии уважительных причин или удовлетворительных объяснений со стороны работника либо его непосредственных руководителей суммы стоимости излишне (сверх норм) израсходованных ГСМ могут быть взысканы с водителя или должностного лица, не обеспечившего нормальную эксплуатацию транспортного средства.
В преамбуле текстовой части Норм расхода ГСМ следует также обратить внимание на то, что допускаются разработка и использование аналогичных ведомственных норм. При этом вопрос правомерности их использования для целей налогообложения может быть решен, по нашему мнению, только посредством согласования подобных документов непосредственно с МНС России.
Весьма важным представляется также указание на то, что в течение действия Норм расхода ГСМ некоторые из них могут меняться и в течение неопределенного периода действовать как временные.
1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
- автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;
- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчетов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС.
Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.
Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации АТС.
Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;
- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), - в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг);
- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), - в нормальных метрах кубических спг (из расчета 1л бензина соответствует 1 куб. м спг),
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указывается норма расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
Нормы расхода топлива (на 100 км пробега автомобиля, транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров, нормы на работу специального оборудования и т.п.) для бензиновых и дизельных автомобилей, для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг) или на сжатом природном газе (спг), установлены в твердых размерах. Для газодизельных автомобилей указываются только ориентировочные нормы расхода сжатого природного газа (кроме того, рядом указывается норма расхода дизтоплива). В Нормах расхода ГСМ по этому виду расхода ГСМ имеется отсылка на данные, которые должны определяться производителем техники. Таким образом, для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения в общем случае должны применяться нормы, приведенные в технической документации изготовителя (и именно эти данные будут приниматься налоговыми органами при проведении налоговых проверок). Показатели, приведенные в Нормах расхода ГСМ, могут использоваться для целей планирования, а также в случае, если получение соответствующих данных от изготовителя не представляется возможным.
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций). "..."
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что поправочные коэффициенты могут устанавливаться как распорядительным документом руководителя организации, эксплуатирующей автотранспортную технику (в этом случае коэффициенты распространяются на автомобили данной организации), так и органом местного самоуправления (при этом коэффициенты могут применяться всеми организациями, расположенными на территории данного муниципального образования или административного района).
Перечень поправочных коэффициентов можно наглядно представить в табличном виде (см. табл.1).
Таблица 1
% | ||
Основание для корректировки норм | Значение поправочного коэффициента |
|
Min | Мах | |
В зимнее время года в зависимости от климатических районов страны |
5 | 20 |
В горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уров- нем моря: |
||
от 300 до 800 м | 5 | |
от 801 до 2000 м | 10 | |
от 2001 до 3000 м | 15 | |
свыше 3000 м | 20 | |
На дорогах общего пользования со сложным планом, вне пределов городови пригородных зон, где в сред- нем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути не менее 500 поворотов) |
10 | |
В городах с населением: свыше 3,0 млн. чел. | 25 | |
от 1,0 до 3,0 млн. чел. | 20 | |
от 250 тыс. до 1,0 млн. чел. | 15 | |
от 100 до 250 тыс. чел. | 10 | |
В городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. |
5 | |
Работа автотранспорта, требующая частых технологи- ческих остановок |
10 | |
Перевозка грузов с пониженными скоростями движения автомобилей до - 30 км/час |
20 | 15 |
до 10 км/час | 35 | |
При пробеге первой тысячи километров новыми автомо- билями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капи- тального ремонта |
10 | |
При централизованном перегоне новых автомобилей и автомобилей, вышедших из капитального ремонта своим ходом: |
||
в одиночном состоянии | 10 | |
в спаренном состоянии | 15 | |
в строенном состоянии | 20 | |
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации: | ||
более 5 лет | 5 | |
более 8 лет | 10 | |
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза |
10 | |
При работе автомобилей в качестве технологическо- го транспорта, включая работу внутри предприятий |
10 | |
При работе специальных автомобилей (киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), при маневрировании на пониженных скоростях, при ча- стых остановках и движении задним ходом |
20 | |
На участках горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования для АТС в снаряженном состоянии без груза: при работе в карьерах |
20 | |
при движении по полю | 20 | |
при вывозке леса и т.п. | 20 | |
На участках горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования для АТС с полной или частичной загрузкой в зависимости от полной массы автомобиля: |
||
при работе в карьерах | 40 | |
при движении по полю | 40 | |
при вывозке леса и т.п. | 40 | |
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях для дорог I, II и III категорий: |
||
в период сезонной распутицы | 35 | |
в условиях снежных или песчаных заносов | 35 | |
при сильном снегопаде и гололедице | 35 | |
при наводнениях и других стихийных бедствиях | 35 | |
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях для дорог IV и V категорий: |
||
в период сезонной распутицы | 50 | |
в условиях снежных или песчаных заносов | 50 | |
при сильном снегопаде и гололедице | 50 | |
при наводнениях и других стихийных бедствиях | 50 | |
При учебной езде | 20 | |
При использовании кондиционера или установки "климат-контроль": при движении автомобиля |
7 | |
на стоянке (независимо от времени года) нормативный расход топлива устанавливается из расчета |
один час простоя с работающим двигателем = 10 км пробега |
|
При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой | 10 | |
При простоях со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля |
10 | |
В зимнее или холодное (при среднесуточной темпера- туре ниже + 5 град.С) время года при простоях и прогреве (при отсутствии независимых отопителей) |
один час простоя = 10 км пробега |
|
Увеличение нормативного расхода топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий - от общего количества потребляемого топлива данным предприятием (с учетом относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах) |
1,0 | |
Снижение нормы расхода при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий |
-15 |
Для определения поправочных коэффициентов в зависимости от численности населения в городе следует пользоваться официальными данными Госкомстата России (предварительные итоги переписи населения 2003 года):
города с населением свыше 3 млн чел.:
Москва - 10101,5 тыс. чел.;
Санкт-Петербург - 4669,4 тыс. чел.;
города с населением от 1,0 до 3,0 млн чел. Перечень городов приводится по алфавиту:
Город | тыс. чел. |
Волгоград | 1012,8 |
Екатеринбург | 1293,0 |
Казань | 1105,3 |
Нижний Новгород | 1311,2 |
Новосибирск | 1425,6 |
Омск | 1133,9 |
Пермь | 1000,1 |
Ростов-на-Дону | 1070,2 |
Самара | 1158,1 |
Уфа | 1042,4 |
Челябинск | 1078,3 |
города с населением от 250 тыс. до 1,0 млн чел.:
Город | Регион | тыс. чел. |
Архангельск | Архангельская область | 355,5 |
Астрахань | Астраханская область | 506,4 |
Барнаул | Алтайский край | 603,5 |
Белгород | Белгородская область | 337,6 |
Братск | Иркутская область | 259,2 |
Брянск | Брянская область | 431,6 |
Владивосток | Приморский край | 591,8 |
Владикавказ | Республика Северная Осетия-Алания | 315,1 |
Владимир | Владимирская область | 316,3 |
Волжский | Волгоградская область | 310,7 |
Вологда | Вологодская область | 292,8 |
Воронеж | Воронежская область | 848,7 |
Дзержинск | Нижегородская область | 261,4 |
Иваново | Ивановская область | 432,2 |
Ижевск | Удмуртская Республика | 632,1 |
Иркутск | Иркутская область | 593,4 |
Йошкар-Ола | Республика Марий Эл | 256,8 |
Калининград | Калининградская область | 430,3 |
Калуга | Калужская область | 335,1 |
Кемерово | Кемеровская область | 485,0 |
Киров | Кировская область | 457,4 |
Комсомольск-на-Амуре | Хабаровский край | 281,0 |
Кострома | Костромская область | 279,4 |
Краснодар | Краснодарский край | 644,8 |
Красноярск | Красноярский край | 911,7 |
Курган | Курганская область | 345,7 |
Курск | Курская область | 412,6 |
Липецк | Липецкая область | 506,0 |
Магнитогорск | Челябинская область | 419,1 |
Махачкала | Республика Дагестан | 466,8 |
Мурманск | Мурманская область | 336,7 |
Набережные Челны | Республика Татарстан | 510,0 |
Нальчик | Кабардино-Балкарская Республика | 273,9 |
Нижний Тагил | Свердловская область | 390,6 |
Новокузнецк | Кемеровская область | 550,1 |
Орел | Орловская область | 333,6 |
Оренбург | Оренбургская область | 548,8 |
Орск | Оренбургская область | 250,6 |
Пенза | Пензенская область | 518,2 |
Петрозаводск | Республика Карелия | 266,2 |
Рязань | Рязанская область | 521,7 |
Саранск | Республика Мордовия | 304,9 |
Саратов | Саратовская область | 873,5 |
Смоленск | Смоленская область | 325,5 |
Сочи | Краснодарский край | 328,8 |
Ставрополь | Ставропольский край | 354,6 |
Стерлитамак | Республика Башкортостан | 264,4 |
Сургут | Ханты-Мансийский автономный округ | 285,5 |
Таганрог | Ростовская область | 282,3 |
Тамбов | Тамбовская область | 294,3 |
Тверь | Тверская область | 409,4 |
Тольятти | Самарская область | 701,9 |
Томск | Томская область | 487,7 |
Тула | Тульская область | 472,3 |
Тюмень | Тюменская область | 510,7 |
Улан-Удэ | Республика Бурятия | 359,4 |
Ульяновск | Ульяновская область | 635,6 |
Хабаровск | Хабаровский край | 582,7 |
Чебоксары | Чувашская Республика | 440,8 |
Череповец | Вологодская область | 312,2 |
Чита | Читинская область | 317,8 |
Ярославль | Ярославская область | 613,2 |
города с населением от 100 до 250 тыс. чел.:
Город | Регион | тыс. чел. |
Абакан | Республика Хакасия | 165,2 |
Альметьевск | Республика Татарстан | 140,5 |
Ангарск | Иркутская область | 247,1 |
Арзамас | Нижегородская область | 109,5 |
Армавир | Краснодарский край | 193,9 |
Ачинск | Красноярский край | 118,7 |
Балаково | Саратовская область | 200,6 |
Балашиха | Московская область | 148,2 |
Батайск | Ростовская область | 107,3 |
Березники | Пермская область | 173,5 |
Бийск | Алтайский край | 218,6 |
Благовещенск | Амурская область | 218,8 |
Великие Луки | Псковская область | 105,0 |
Великий Новгород | Новгородская область | 217,2 |
Волгодонск | Ростовская область | 166,5 |
Глазов | Удмуртская Республика | 100,9 |
Грозный | Чеченская Республика | 223,0 |
Дербент | Республика Дагестан | 100,8 |
Димитровград | Ульяновская область | 130,9 |
Елец | Липецкая область | 116,7 |
Железнодорожный | Московская область | 104,1 |
Жуковский | Московская область | 101,9 |
Зеленоград | городская администрация г. Москвы | 215,9 |
Зеленодольск | Республика Татарстан | 100,1 |
Златоуст | Челябинская область | 194,8 |
Каменск-Уральский | Свердловская область | 186,3 |
Камышин | Волгоградская область | 128,1 |
Канск | Красноярский край | 103,1 |
Киселевск | Кемеровская область | 106,4 |
Кисловодск | Ставропольский край | 129,8 |
Ковров | Владимирская область | 155,6 |
Коломна | Московская область | 150,1 |
Королев | Московская область | 143,1 |
Кызыл | Республика Тыва | 104,1 |
Ленинск-Кузнецкий | Кемеровская область | 112,3 |
Люберцы | Московская область | 156,9 |
Майкоп | Республика Адыгея | 162,4 |
Междуреченск | Кемеровская область | 102,0 |
Миасс | Челябинская область | 158,5 |
Муром | Владимирская область | 126,8 |
Мытищи | Московская область | 159,2 |
Назрань | Республика Ингушетия | 126,7 |
Находка | Приморский край | 149,3 |
Невиномысск | Ставропольский край | 132,1 |
Нефтекамск | Республика Башкортостан | 122,3 |
Нефтеюганск | Ханты-Мансийский автономный округ | 107,8 |
Нижневартовск | Ханты-Мансийский автономный округ | 239,0 |
Нижнекамск | Республика Татарстан | 225,5 |
Новокуйбышевск | Самарская область | 113,0 |
Новомосковск | Тульская область | 134,0 |
Новороссийск | Краснодарский край | 231,9 |
Новотроицк | Оренбургская область | 106,2 |
Новочебоксарск | Чувашская Республика | 125,9 |
Новочеркасск | Ростовская область | 170,9 |
Новошахтинск | Ростовская область | 101,2 |
Ногинск | Московская область | 118,0 |
Норильск | Красноярский край | 135,1 |
Обнинск | Калужская область | 105,8 |
Одинцово | Московская область | 134,7 |
Октябрьский | Республика Башкортостан | 108,7 |
Орехово-Зуево | Московская область | 122,3 |
Первоуральск | Свердловская область | 132,8 |
Петропавловск-Камча- тский |
Камчатская область | 198,2 |
Подольск | Московская область | 181,5 |
Прокопьевск | Кемеровская область | 224,6 |
Псков | Псковская область | 202,7 |
Пятигорск | Ставропольский край | 140,3 |
Рубцовск | Алтайский край | 163,1 |
Рыбинск | Ярославская область | 222,8 |
Салават | Республика Башкортостан | 158,5 |
Сарапул | Удмуртская Республика | 103,2 |
Северодвинск | Архангельская область | 201,5 |
Северск | Томская область | 115,7 |
Сергиев Посад | Московская область | 113,8 |
Серов | Свердловская область | 100,3 |
Серпухов | Московская область | 131,2 |
Соликамск | Пермская область | 102,8 |
Старый Оскол | Белгородская область | 216,0 |
Сызрань | Самарская область | 187,8 |
Сыктывкар | Республика Коми | 230,0 |
Уссурийск | Приморский край | 157,8 |
Усть-Илимск | Иркутская область | 100,6 |
Ухта | Республика Коми | 103,5 |
Хасавюрт | Республика Дагестан | 122,0 |
Химки | Московская область | 141,3 |
Черкесск | Карачаево-Черкесская Республика | 116,4 |
Шахты | Ростовская область | 220,4 |
Щелково | Московская область | 113,7 |
Электросталь | Московская область | 146,1 |
Элиста | Республика Калмыкия | 104,3 |
Энгельс | Саратовская область | 193,8 |
Южно-Сахалинск | Сахалинская область | 174,7 |
Якутск | Республика Саха (Якутия) | 209,5 |
В населенных пунктах, не приведенных в табл.1 (см.: Налоговый вестник. Комментарии+ - 2004. - N 1/1. - С.84-86), обязательным условием применения поправочных коэффициентов является наличие светофоров и других знаков дорожного движения. При этом минимальное количество светофоров не ограничено. Что касается знаков дорожного движения, то с большой долей уверенности можно утверждать, что имеются в виду знаки, которые влияют на скорость движения (ограничение скорости, приоритета и т.д.).
Под работой, требующей частых технологических остановок, может подразумеваться, например, работа внутригородских автобусов, работа почтовых автомобилей, работа, связанная с инкассацией выручки в организациях мелкорозничной торговли, и т.п.
При использовании поправочных коэффициентов при эксплуатации новых автомобилей и автомобилей после капитального ремонта следует иметь в виду, что первая тысяча километров исчисляется с первого километра по спидометру (или первого километра после капитального ремонта), а не с первого километра эксплуатации в организации, приобретшей автомобиль (получившей автомобиль из капитального ремонта). На практике новые автомобили поступают с некоторым начальным пробегом.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003 (далее - Нормы расхода ГСМ), не уточняют, что именно подразумевается под сроком эксплуатации (более 5 или 8 лет). Из экономического и технологического содержания основания применения поправочных коэффициентов можно сделать вывод, что в расчет должен приниматься только срок фактической эксплуатации без учета периодов, когда автомобиль находился в консервации, капитальном ремонте или простаивал по иным причинам более одного месяца. За основу здесь можно принять принципы начисления амортизационных отчислений: периоды, во время которых амортизация не начислялась, не должны учитываться при определении вышеуказанных сроков.
Категорирование автомобильных дорог производится по СНиП 2.05.02-85 "Строительные нормы и правила "Автомобильные дороги"". В частности, указываются следующие характеристики отдельных категорий дорог (см. табл. 2).
Таблица 2
Кате- гория дороги |
Расчетная интенсивность движения, авт/сут |
Народно-хозяйственное и административное значение автомобильных дорог |
|
приведенная к легковому автомобилю |
в транспо- ртных еди- ницах |
||
I-а | св. 14 000 | св. 7000 | Магистральные автомобильные дороги обще- государственного значения (в том числе для международного сообщения) |
I-6 | св. 14 000 | св. 7000 | Автомобильные дороги общегосударственно го |
II | св. 6000 до 14 000 |
св. 3000 до 7000 |
(не отнесенные к категории 1-а), респуб- ликанского, областного (краевого) значе- ния |
III | св. 2000 до 6000 |
св. 1000 до 3000 |
Автомобильные дороги общегосударственно- го, республиканского, областного (крае- вого) значения (не отнесенные к катего- риям 1-6 и II), дороги местного значе- ния |
IV | св. 200 до 2000 |
св. 100 до 1000 |
Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значе- ния (не отнесенные к категориям 1-6, II и III) |
V | до 200 | до 100 | Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к категориям III и IV) |
Для планирования и нормирования расхода ГСМ в организации существенное значение могут иметь средние (расчетные) скорости движения автомобильного транспорта на дорогах различных категорий. СНиП 2.05.02-85 установлены следующие расчетные скорости (см. табл. 3).
Таблица 3
Категория | Расчетные скорости, км/ч | ||
дороги | основные | допускаемые на трудных участках местности | |
пересеченной | горной | ||
I-а | 150 | 120 | 80 |
I-6 | 120 | 100 | 60 |
II | 120 | 100 | 60 |
III | 100 | 80 | 50 |
IV | 80 | 60 | 40 |
V | 60 | 40 | 30 |
Данные о среднесуточной температуре воздуха (в случае применения поправочных коэффициентов по данному основанию) можно получать в местных отделениях метеорологической службы. Если такое получение невозможно или связано с существенными дополнительными затратами, данный показатель можно рассчитать самостоятельно. При этом следует учитывать, что для определения среднесуточной температуры замеры, как правило, производятся трижды в течение суток - в 6-00, 15-00 и 22-00. Для подтверждения расчетов при последующих проверках необходимо документальное оформление производимых замеров. Кроме того, следует считаться с возможностью получения проверяющими органами вышеуказанной информации из других источников.
В соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ территория пригородной зоны города включает земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития поселения), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации (в том числе пригородной зоны), района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, разрабатываемых вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- и лесоустроительной документации. Из вышеприведенного можно сделать вывод, что для применения данного поправочного коэффициента всеми автомобилями организации необходимо иметь копию соответствующей схемы градостроительного планирования. Для автобусов коэффициент может применяться в зависимости от того, на каком маршруте работает автобус (городской, пригородный, междугородный). Впрочем, речь идет о понижающем коэффициенте, применение которого для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения вряд ли будет широко распространенным. Более вероятно использование вышеуказанного поправочного коэффициента при планировании потребности в ГСМ и определении нормативной себестоимости продукции, работ или услуг.
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) допускается увеличивать нормативный расход топлива до 1,0% от общего количества потребляемого данной организацией топлива, а не по каждому отдельному автомобилю. При этом в организации должна быть установлена методика определения относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах. Иными словами, вышеуказанный поправочный коэффициент может применяться не ко всему расходу топлива за определенный период, а только в отношении тех автомобилей, которые непосредственно осуществляют внутригаражные разъезды и при эксплуатации которых возникает необходимость расходования топлива на технические надобности, например, в случае если в каком-либо отчетном периоде технические осмотры (кроме ежедневных) не проводились, применение поправочного коэффициента может быть признано экономически не-обоснованным со всеми вытекающими последствиями.
В соответствии с п.48 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, к технологическим относятся перевозки грузов, осуществляемые без выезда автомобиля на автомобильную дорогу общего пользования (внутрихозяйственные, внутризаводские, внутриобъектные, внутрипостроечные перевозки и т.п.).
В любом случае (включая ситуацию, при которой поправочные коэффициенты вводятся органами местного самоуправления) конкретные размеры коэффициентов по группам АТС (или по отдельным автомобилям в организациях, где количество автомобилей невелико) должны быть установлены распорядительным документом (приказом или распоряжением) руководителя организации. Целесообразно этим же приказом (или распоряжением) установить меры материального и иного стимулирования работников автотранспорта за экономию ГСМ.
Если при эксплуатации автомобиля имеется право на применение нескольких поправочных коэффициентов, их размеры складываются (а не перемножаются). Например, если автомобиль эксплуатируется в горной местности высотой до 2000 м (коэффициент 10%), в населенном пункте с численностью населения до 100 тыс. человек (5%) и в условиях зимнего времени (15%), суммарный коэффициент будет равен 30% (10% + 5% + 15%).
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).
Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа.
Таким образом, нормативный характер вновь вводимым поправочным коэффициентам или нормам на новые марки и модификации автомобилей может быть придан только после согласования этих норм с ФГУП НИИАТ (коммерческой организацией). Другим вариантом является заказ на разработку новых норм или коэффициентов указанной организацией. Так как подобная разработка будет осуществляться на коммерческой основе, следует оценить экономическую эффективность такого мероприятия (сопоставить расходы по оплате услуг федерального государственного унитарного предприятия с экономией на сумме налога на прибыль в результате применения повышенных коэффициентов или более высоких норм расхода).
1.1. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), (1)
где:
Qн - нормативный расход топлива, литры;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Формула (1) предназначена для расчета норм расхода топлива для легковых автомобилей только с учетом пробега. Если на автомобиле установлен кондиционер или "климат-контроль", работающие во время стоянки, норма по данному основанию должна прибавляться.
Ниже приводятся нормы расхода ГСМ (выборка) по наиболее распространенным маркам автомобилей, эксплуатируемым организациями производственной и торговой сферы (все двигатели карбюраторные, поэтому графа "Топливо" не приводится).
1.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ (выборка)
Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км |
1 | 2 |
BA3-2106 (BA3-2106-4L-l,57-75,5-5M)* | 8,5 |
ВАЗ-2106 (BA3-2106-4L-l,57-75,5-4M), ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 | 9,0 |
(BA3-2130-4L-l, 77-82-5M) BA3-2107(BA3-2103-4L-l,45-72,5-4M) | 8,6 |
ВАЗ-2108, -2108 "Спутник", -21081, -21083, -2109 | 8,0 |
ВАЗ-21093; -21099 l,5i (BA3-21083-20-4L-1,5-71-5M) | 7,5 |
BA3-21099(BA3-2111-4L-l,499-79-5M) | 7,7 |
ВАЗ-2110 1,51 (BA3-21083-20-4L-1,5-71-5M) | 7,4 |
BA3-2120(BA3-2130-4L-l,774-82-5M) | 10,7 |
ВАЗ-2121, -21211 | 12,0 |
BA3-21213(BA3-21213-4L-1,690-80-5M) | 11,5 |
ГАЗ-24, -24-10, -24-60 | 13,0 |
ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т | 13,5 |
ГАЗ-24-02, -24-04 | 14,0 |
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) | 13,0 |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 OM-4L-2,445-100-5M) | 12,2 |
ИЖ-2125, -21251, -2126 | 10,0 |
ИЖ-2717 (BA3-2106-4L-l,569-75-5M) | 9,4 |
Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации) | 10,0 |
Москвич-2141-22(УЗАМ-3317-4Ь-1,7-85-5М) | 9,4 |
Москвич-2141-22(УЗАМ-3320-4Ь-2,0-91-5М) | 9,6 |
УАЗ-469, -469А, -469Б; -315100, -315101, -31512-01, -315201 | 16,0 |
УАЗ-31512(ЗМЗ-4025.10-41-2,45-90-4М) | 15,5 |
УАЗ-31514(ЗМЗ-4025.10-41-2,445-90-4М) | 16,7 |
* Обозначение основных параметров двигателя и коробки передач
(по данным изготовителей):
- ВАЗ-2103 - марка двигателя;
- 4L - число и расположение цилиндров, 1-рядное, У-образное,
оппозитное;
- 1,45 - рабочий объем двигателя, л;
- 71 - мощность двигателя, л. с.;
- 5М - количество передач, М - механическая, А - автоматическая.
1.1.2. Легковые автомобили зарубежные (выборка)
Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км |
1 | 2 |
Daewoo Nexia 1.5 GL (4L-l,498-75-5M) | 7,7 |
Ford Escort 1.6 (4L-1,597-90-5M) | 8,3 |
Ford Focus 2.0 (4L-1,989-130-5M) | 8,5 |
Ford Focus 1.6 16V (4L-1,597-90-5M) | 8,1 |
Ford Mondeo 2.0i CLX (4L-1,988-136-5M) | 8,8 |
Ford Mondeo 1.8 (4L-1,796-116-5M) | 8,2 |
Ford Taurus 3.0 (6V-3,0-203-4A) | 13,5 |
Jeep Cherokee 4.0 (брон., 6L-3,96-184-5M) | 15,5 |
Jeep Cherokee 4.0 (6L-4,0-185-5M) | 13,5 |
Mercedes-Benz E 200 (4L-1,998-136-5M) | 9,5 |
Mercedes-Benz E 240 (6V-2,398-170-5A) | 11,0 |
Mercedes-Benz E 280 (6L-2,799-193-5A) | 12,4 |
Mercedes-Benz E 320S (6L-3,199-220-5A) | 12,0 |
Mercedes-Benz E 320S (6L-3,199-220-4A) | 12,8 |
Mercedes-Benz E 430 (8V-4,266-279-5A) | 12,6 |
Mercedes-Benz S 500 (8V-4,973-320-4A) | 16,7 |
Mercedes-Benz S 600 (12V-5,987-394-5A) | 16,8 |
Opel Astra Caravan 1.4i (4L-l,389-82-5M) | 8,0 |
Opel Omega 2.0 16V (4L-1,998-136-5M) | 9,5 |
Opel Vectra 2.0i (4L-1,998-136-5M) | 8,8 |
Peugeot 205 (4L-l,361-75-5M) | 7,0 |
Peugeot 306 (4L-l,361-75-5M) | 7,7 |
Peugeot 406 SL (4L-1,761-110-5M) | 8,5 |
Peugeot 607 (4L-2,231-158-5M) | 9,6 |
Renault Megane 1.6e (4L-1.6-90-5M) | 7,5 |
Skoda Felicia Combi LX 1.3 (4L-l,289-58,5-5M) | 7,3 |
Skoda Oktavia 1.6 (4L-l,598-75-5M) | 7,8 |
Skoda Octavia Combi 1.6 (4L-1,595-101-5M) | 8,7 |
Skoda Octavia Combi 1.8 SIX (4L-1,781-125-5M) | 9,0 |
Volkswagen Passat 1.8T (4L-1,781-150-5M) | 8,7 |
Volvo S40 1.8i 16V (4L-1,731-115-5M) | 8,3 |
Volvo S70 2.0i 10V (5L-1,984-126-4A) | 10,4 |
Volvo S70 2.5i (5L-2,435-170-5M) | 10,0 |
Volvo S80 2.4i (5L-2,435-170-5M) | 9,4 |
Volvo S90 3.0i (6L-2,922-180-5M) | 11,8 |
Volvo 940 Т 2.3 (4L-2,32-135-5M) | 10,5 |
Volvo 960 2.5 (6L-2,47-168-5M) | 11,5 |
Volvo 960 3.0 (6L-2,922-204-5M) | 12,2 |
1.2. Автобусы
Для автобусов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x Т, (2)
где:
Qн - нормативный расход топлива, литры;
Hs - транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
S - пробег автобуса, км;
Нот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу ото пителя (отопителей), л/час;
Т - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в про центах.
Для установления норм расхода топлива и определения права на использование поправочных коэффициентов при планировании перевозок автобусами следует учитывать следующие положения нормативных документов.
В соответствии с п.15 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Первым заместителем Министра транспорта России 29 сентября 1997 года, маршруты по режимам движения автобусов подразделяются:
- на обычные маршруты со всеми остановками (со средней длиной перегона 0,4-0,6 км);
- на полуэкспрессные маршруты, имеющие остановочные пункты в крупных пассажирообразующих и пересадочных узлах, с длиной перегона от 1,0 до 2,5 км;
- на экспрессные маршруты, имеющие минимальное количество промежуточных остановочных пунктов, связывающие крупные пассажирообразующие пункты с вокзалами, аэропортами, пристанями и т.п.;
- на экскурсионные маршруты.
Таким образом, поправочный коэффициент при работе автобусов с частыми остановками может применяться на обычных и экскурсионных маршрутах, а также на полуэкспрессных маршрутах в населенных пунктах.
Кроме того, следует учитывать, что в некоторых случаях требования нормативных документов прямо ограничивают скорость передвижения автобусов. Так, в соответствии с п.157 вышеупомянутых Временных правил при специальных перевозках детей принимаются дополнительные меры по безопасности движения:
- движение автобусов осуществляется со скоростью не более 60 км/час с включением ближнего света фар;
- при движении автобусов, осуществляющих массовые перевозки детей колонной, скорость движения не превышает 40 км/час.
При определении норм расхода топлива при эксплуатации автобусов следует учитывать необходимость обогрева салонов в зимнее и холодное время. Для этого Нормами расхода ГСМ установлены отдельные нормы (на работу отопителя).
Наиболее распространенными являются следующие марки и модификации автобусов (см. выборку) (буква "Д" в графе "Топливо" означает, что автобус оснащен дизельным двигателем, в остальных случаях - карбюраторным).
1.2.1. Автобусы отечественные и стран СНГ (выборка)
Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км |
Топливо |
1 | 2 | 3 |
ГАЗ-2217 "Баргузин" (3M3-40620F-4L-2,28-150-5M) | 13,3 | |
ГАЗ-22171-0 "Соболь" (3M3-4063-4L-2,32-110-4M) | 16,7 | |
ГАЗ-22175 "Баргузин" (3M3-4063-4L-2,3-110-5M) | 14,5 | |
ГАЗ-3221 "Газель" (3M3-4025.10-4L-2,445-90-4M) | 18,8 | |
ГАЗ-3221 "Газель" (3M3-4025.10-4L-2,445-90-5M), ГАЗ-3221 "Газель" (3M3-4026.10-4L-2,445-100-4M) |
17,9 | |
КАВЗ-3270, -327001, -3271 | 30,0 | |
КАВЗ-39765 (3M3-511.10-8V-4,25-120-4M) | 32,5 | |
ЛАЗ-695 (мод. -Б, -Е, -Ж, -М, -Н) | 41,0 | |
ЛАЗ-695 (с дв. ЗИЛ-375), -695Н(с дв.ЗИЛ-375.01) | 44,0 | |
ЛАЗ-42021 | 33,0 | Д |
ЛиАЗ-677, -677А, -677Б, -677В, -677М, -677МБ, -677МС, -677П |
54,0 | |
ЛиАЗ-5256, -52564 | 46,0 | Д |
ЛиАЗ-525б(КамАЗ-740.8-8У-10,85-195-5М) | 35,6 | Д |
ПАЗ-672, -672А, -672Г, -672М, -672С, -672У, -672Ю | 34,0 | |
ПАЗ-3201, -3201С, -320101 | 36,0 | |
ПАЗ-3205, -32051 (с дв. ЗМЗ-672-11) | 34,0 | |
ПАЗ-3205(ЗМЗ-5112.10-8У-4,25-125-4М) | 31,2 | |
ПАЗ-3206 (с дв. ЗМЗ-672-11) | 36,0 | |
ПАЗ-3206 (3M3-5112.10-8V-4,25-125-4M) | 32,1 | |
ПАЗ-3206 (3M3-5234.10-8V-4,67-130-4M) | 33,0 | |
РАФ-977, -977Д, -977ДМ, -977Е, -977ЕМ, -977Н, -977НМ, -977К |
15,0 | |
РАФ-2203, -220301, -2231, -22031-01, -22032, -22035-01 |
15,0 | |
УАЗ-452 (мод. -А, -АС, -В) | 17,0 | |
УАЗ-220601 | 17,0 |
1.2.2. Автобусы зарубежные (выборка)
Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км |
Топливо |
1 | 2 | 3 |
Ikarus-55 | 28,0 | Д |
Ikarus-556 | 38,0 | Д |
Ikarus-250.58, -250.59, -250.93, -250.95 | 34,0 | Д |
Ikarus-255 | 31,0 | Д |
Ikarus-256, -256.54, -256.59, -256.74, -256.75 | 34,0 | Д |
Ikarus-260, -260.01, -260.18, -260.27, -260.37, -260.50, -260.51, -260.52 |
40,0 | Д |
Ikarus-263 | 40,0 | Д |
Ikarus-280, -280.01, -280.33, -280.48, -280.63, -280.64 |
43,0 | Д |
Mercedes-Benz 308D (4L-2,299-79-5M) | 10,3 | Д |
Mercedes-Benz 601D (4L-3,972-98-6M) | 16,0 | Д |
Mercedes-Benz 0340 (8V-12,76-381-6M) | 25,0 | Д |
Mercedes-Benz 0350 (8V-14,6-381-6M) | 26,9 | Д |
Mercedes-Benz 0404 (8V-14,6-381-6M) | 27,4 | Д |
Volkswagen Caravelle 2.5 (5L-2,461-115-5M) | 12,2 | |
Volkswagen Caravelle 2.5D Syncro (5L-2,461-102-5M) | 9,4 | Д |
Volkswagen Transporter 2.4 TD (5L-2,4-78-5M) | 9,5 | Д |
Volkswagen Transporter 2.5 (5L-2,461-115-5M) | 13,0 | Д |
1.3. Грузовые бортовые автомобили
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), (3)
где:
Qн - нормативный расход топлива, литры;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза: Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км, где
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км,
W - объем транспортной работы, т. км:
W = Gгр x Sгр, где
Gгр - масса груза, т;
Sгр - пробег с грузом, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:
для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) - до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) - до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При расчете норм расхода топлива на грузовые автомобили, работа которых учитывается в тонно-километрах, а также на автомобили, работающие с прицепами и полуприцепами, существенное значение имеет вид используемого топлива - бензин, дизельное топливо, сжиженный или природный газ. В специализированных автотранспортных предприятиях работники бухгалтерии, как правило, хорошо ориентируются в марках и модификациях автомобилей и знают не только вид топлива, но его марку (октановое число используемого бензина и т.п.). В тех организациях, где имеется всего несколько грузовых автомобилей различных моделей или марок, а бухгалтерские работники не имеют необходимых знаний, проблема правильности расчета норм расхода ГСМ может стать весьма актуальной.
Поэтому представляется целесообразным перечислить модели, марки и модификации автомобилей, работающих на различных видах топлива (приводятся только модели, марки и модификации, указанные в Нормах расхода ГСМ):
автомобили марки "ГАЗ" - на бензине, за исключением:
ГАЗ-3309 (ГАЗ-5441.10-4L-4,15-116-5M) - на дизельном топливе;
ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09, ГАЗ-53-07, -53-19 - на сжиженном газе;
ГАЗ-52-27, -52-28, ГАЗ-53-27 - на природном газе;
автомобили марки ЗИЛ - на бензине, за исключением:
ЗИЛ-133ГЯ, ЗИЛ-431810, ЗИЛ-4331, ЗИЛ-431410 (Д-243-4L-4,75-78-5М), ЗИЛ-43317 (КамАЗ-740-8V-10,85-210-9М), ЗИЛ-4334 (8V-8,74-159-5M), ЗИЛ-5301 (Д-245 ММЗ-4L-4,75-105-5M), ЗИЛ-5301 ПО (Caterpillar-3054-4L-3,9-136-5M), ЗИЛ-534330 (ЯМЗ-236А-6V-11,15-195-5М) - на дизельном топливе;
ЗИЛ-138, ЗИЛ-431410, -431411, -431412, -431416, -431417, -431450, -431510, -431516, -431917 - на сжиженном газе;
ЗИЛ-138A, -138АГ, ЗИЛ-431610 - на природном газе;
автомобили "Урал" - на бензине, за исключением "Урал-4320, -43202", работающих на дизельном топливе.
Все модели, марки и модификации бортовых грузовых автомобилей зарубежного производства, перечисленные в нормах (Avia A-20H, А-21К, -21N, Avia A-30N, A-31L, -31N, -31Р, IFA W50L, Magirus 232 D 19L, Magirus 290 D 26L, Tatra 111R), работают на дизельном топливе.
Ниже приводятся нормы расхода топлива (см. выборку) по наиболее распространенным маркам и модификациям грузовых автомобилей.
1.3.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ
(выборка)
Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км |
Топливо |
1 | 2 | 3 |
ГАЗ-52, -52А, -52-01, -52-03, -52-04, -52-05, -52-54, -52-74, -53Ф |
22,0 | |
ГАЗ-53, -53А, -53-12, -53-12-016, -53-12А, -53-50, -53-70 |
25,0 | |
ГАЗ-53-07, -53-19 | 37,0 | снг |
ГАЗ-63, -63А | 26,0 | |
ГАЗ-66, -66А, -66АЭ, -66Э, -66-01, -66-02, -66-04, -66-05, -66-11 |
28,0 | |
ГАЗ-3302 "Газель" (3M3-4063.10-4L-2,3-110-5M) | 15,5 | |
ГАЗ-3302, -33021 "Газель" (3M3-4025.10-4L-2,445-90-5M) |
16,5 | |
ГАЗ-33021 (УМЗ-42150-41-2,89-89-5М) | 16,6 | |
ГАЗ-330210 "Газель" (3M3-4026.10-4L-2,448-100-5M) | 16,0 | |
ГАЗ-33027 "Газель" (3M3-4026.10-4L-2,445-100-5M) | 17,0 | |
ГA3-33073(3M3-511.10-8V-4,25-125-4M) | 24,9 | |
ЗИЛ-130, -130А1, -130Г, -130ГУ, -130С, -130-76, -130Г-76, -130ГУ-76, -130С-76, -130-80, -130Г-80, -130ГУ-80 |
31,0 | |
ЗИЛ-131,-131А | 41,0 | |
ЗИЛ-133Г, -133Г1, -133Г2, -133ГУ | 38,0 | |
ЗИЛ-133ГЯ | 25,0 | Д |
ЗИЛ-151, -151А | 39,0 | |
ЗИЛ-157, -157Г, -157К, -157КГ, -157КД, -157КЭ, -157КЮ, -157Э, -157Ю |
39,0 | |
ЗИЛ-431810 | 42,0 | снг |
ЗИЛ-4331 | 25,0 | Д |
ЗИЛ-5301 (Д-245 MM3-4L-4,75-105-5M) | 14,8 | Д |
КамАЗ-4310, -43105 | 31,0 | Д |
КамАЗ-5320 | 25,0 | Д |
КрАЗ-255Б,-255Б1 | 42,0 | Д |
КрАЗ-257, -257Б1, -257БС, -257С | 38,0 | Д |
КрАЗ-260, -260Б1, -260М | 42,5 | Д |
МАЗ-514 | 25,0 | Д |
МАЗ-516, 516Б | 26,0 | Д |
МАЗ-5334, -5335, -533501 | 23,0 | Д |
МАЗ-53352 | 24,0 | Д |
УАЗ-451, -451Д, -451ДМ, -451М | 14,0 | |
УАЗ-452, -452Д, -452ДМ | 16,0 | |
УАЗ-3303 (4L-2,446-90-4M) | 16,5 | |
УАЗ-330301 | 16,0 | |
Урал-355, -355М, -355МС | 30,0 | |
Урал-375, -375АМ, -375Д, -375ДМ, -375ДЮ, -375К, -375Н, -375Т, -375Ю |
50 | |
Урал-4320, -43202 | 32 | Д |
1.3.2. Грузовые бортовые автомобили зарубежные
Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км |
Топливо |
1 | 2 | 3 |
Avia A-20H,A-21K, -21N | 11,0 | Д |
Avia A-30N, A-31L, -31N, -31Р | 13,0 | Д |
IFA W50L | 20,0 | Д |
Magirus 232 D 19L | 24,0 | Д |
Magirus 290 D 261 | 34,0 | Д |
Tatra 111R | 33,0 | Д |
В отдельные группы в Нормах расхода ГСМ выделены нормы на эксплуатацию тягачей, самосвалов, фургонов, а также специального и специализированного подвижного состава на шасси автомобилей.
Для классификации автомобилей по вышеперечисленным группам следует руководствоваться положениями Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта.
В соответствии с п.30 данной Инструкции к специализированным грузовым автомобилям (со специализированными кузовами) относятся автомобили, конструкция грузонесущих емкостей которых предназначена для перевозки грузов определенных видов:
- самосвалы для перевозки сыпучих строительных и сельскохозяйственных грузов;
- фургоны для перевозки продовольственных, промышленных товаров, хлебобулочных изделий, мебели и других грузов;
- фургоны с изотермическими кузовами и рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии;
- цистерны для перевозки нефтепродуктов, химически активных жидкостей, технической и питьевой воды, молока и других жидких грузов, автобетоносмесители, авторастворовозы, цементовозы и пр.;
- автомобили для перевозки строительных конструкций (панелей, ферм, блоков и др.);
- лесовозы, трубовозы, плетевозы, контейнеровозы и др.
К седельным тягачам относятся автомобили-тягачи, предназначенные для постоянной работы с полуприцепом. Седельные тягачи включаются в группу бортовых автомобилей, самосвалов, грузовых фургонов, рефрижераторов, цистерн, лесовозов в соответствии с основными типами скомплектованных с ними полуприцепов.
По конструкции кузова группируются бортовые автомобили, самосвалы, грузовые фургоны, рефрижераторы, цистерны и другие по конструкции кузова.
В общее число полуприцепов к седельным тягачам включаются полуприцепы всех типов, находящиеся в сцепе с седельными тягачами, и запасные (с бортовой платформой, самосвальные, фургоны, тентованные, рефрижераторы, изотермические, цистерны и пр.).
Пунктом 38 вышеупомянутой Инструкции установлены общие правила определения грузоподъемности грузовых автомобилей:
- общая грузоподъемность грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, полуприцепов и прицепов определяется суммированием произведений, полученных от умножения списочного числа подвижного состава каждого типа и марки на их грузоподъемность.
Грузоподъемность грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, прицепов и полуприцепов указывается в соответствии с данными паспорта завода-изготовителя, а при его отсутствии - на основании данных каталогов автотранспортной техники или заключений экспертизы;
- грузоподъемность седельного тягача принимается равной грузоподъемности основного типа скомплектованного с ним полуприцепа;
- грузоподъемность автомобиля-лесовоза определяется с учетом грузоподъемности прицепов-роспусков;
- грузоподъемность автоцистерны, автобетоносмесителя определяется как произведение объема кузова в кубических метрах на коэффициент, учитывающий соотношение массы объемных грузов (плотность вещества). Объем кузова в кубических метрах указывается в соответствии с данными паспорта завода - изготовителя транспортного средства, а при его отсутствии - на основании данных каталогов автотранспортной техники или заключений экспертизы.
Продукция грузового автомобильного транспорта в натуральном выражении представляет собой выполненные объемы перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах). Для целей статистического (и, следовательно, бухгалтерского) учета эти показатели учитываются в тысячах с одним десятичным знаком.
При учете транспортной работы грузовых автомобилей существенное значение имеет правильная организация времени простоев под погрузкой и разгрузкой. С одной стороны, четкое определение времени простоев необходимо для установления нормы расхода топлива на подогрев в зимнее и холодное время, с другой стороны, оценка времени простоя позволяет планировать объемы транспортной работы и оптимизировать перевозки. Единственным документом, на основании которого может быть определено время простоя, является товарно-транспортная накладная. При отсутствии в ней необходимых отметок увеличение нормы расхода топлива следует считать необоснованным.
Более детальное регулирование определения времени простоя приводится в п.53 Устава автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12:
время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления водителем товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог) въездных ворот или контрольно-пропускных пунктов время прибытия автомобиля под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте;
погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителем надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой;
грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты, получающие или отправляющие грузы, обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время прибытия и убытия автомобилей из пунктов их погрузки и разгрузки.
Если норма расхода топлива устанавливается применительно к объему грузооборота, существенное значение имеет определение и документальное оформление веса груза. В соответствии с п.63 Устава автомобильного транспорта определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях - совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами автотранспортного предприятия или организации. При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем.
При определении норм расхода для специального и специализированного подвижного состава на шасси автомобилей используются две нормы - на пробег транспортного средства и на время работы специального оборудования, установленного на транспортном средстве. При этом время работы специализированного оборудования принимается к расчету по данным счетчика мотто-часов и только; если такой счетчик не установлен (не предусмотрен конструкцией оборудования), расчет производится по данным, указанным водителем в путевом листе.
Нормы расхода смазочных материалов приведены в приложении N 1 к Нормам расхода ГСМ. При этом разработчиком использованы не расчетные методы, а данные заводов-изготовителей. Так как на новые модели такой информации нет, индивидуальные эксплуатационные нормы определены только для автомобилей старых марок и модификаций (большая часть которых в настоящее время снята с производства). Для прочих автомобилей приводятся только рекомендуемые временные нормы.
В отличие от приложения N 1 согласно приложению N 2, которым установлены размеры зимних надбавок к нормам расхода топлива в регионах России по климатическим районам, обязательным является ограничение по максимальному размеру устанавливаемой надбавки (по регионам), а также продолжительность периода (зимнего), в течение которого эта надбавка может применяться. Отметим, что для регионов, расположенных в различных климатических зонах, дополнительная дифференциация по районам, как правило, не проводится. Так, в Красноярском крае, который расположен в трех природно-климатических зонах, исключение сделано только для Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Из этого следует, что право дифференцировать надбавки в подобных регионах предоставлено руководителям хозяйствующих субъектов и органам местного самоуправления (в пределах максимальных размеров, указанных в приложении N 2).
Приложение N 3 "Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств" для большей части организаций, эксплуатирующих автомобильную технику, носит исключительно информативный характер.
В приложении N 5 приводятся Примеры расчета нормируемого расхода топлива. При их изучении и практическом применении следует иметь в виду, что цифровые данные, используемые в примерах, носят более чем условный характер.
Так, в примере 9 указывается, что автомобильный кран совершил пробег 127 км. При этом время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.
Автомобильные краны (независимо от базы) вряд ли могут развивать среднюю скорость больше 60 км/час. Следовательно, только на пробег, указанный в примере, водителю должно понадобиться более двух часов. Работа спецоборудования требует определенного времени на подготовку. Следовательно, для восьмичасового рабочего дня условия, приведенные в примере, фактически невыполнимы. Если вышеуказанный расчет будет произведен, а расход топлива на основании этого расчета принят к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль, при первой же проверке (налоговой или в порядке внутреннего аудита) правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль будет подвергнута сомнению. Что касается бухгалтерского учета, то нормативные документы не запрещают учитывать в составе расходов стоимость всех фактически использованных ресурсов. Однако при использовании данных бухгалтерского учета для целей финансового или экономического анализа подобные случаи необходимо корректировать.
В.Р. Захарьин
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, 2. январь, февраль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Для удобства пользования текст Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте и комментарий объединены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1