Административная ответственность за нарушения законодательства
о налогах и сборах. Комментарий к ст.19.6, ст.19.7 КоАП РФ
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с ч.2 ст.28.3 КоАП РФ право составлять протоколы об административных правонарушениях предоставлено должностным лицам различных органов, в том числе должностным лицам: налоговых органов (п.5), федеральных органов налоговой полиции (п.6), таможенных органов (п.12).
1. Объектом правонарушения является установленный порядок управления, непосредственным объектом - установленный порядок предупреждения административных правонарушений.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в непринятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, т.е. в невыполнении установленной в ч.2 ст.29.13 КоАП РФ обязанности организаций и должностных лиц рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения.
Как установлено в ч.1 ст.29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
По конструкции объективной стороны состав правонарушения является формальным. Объективная сторона правонарушения включает в себя только противоправное деяние, которое выражается в бездействии (непринятие мер) по истечении месячного срока, установленного для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Правонарушение является длящимся.
В части 2 ст.29.13 КоАП РФ также установлена обязанность организаций и должностных лиц, получивших представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление. Представляется, что невыполнение указанной обязанности не образует состава рассматриваемого правонарушения.
Статья 19.6 КоАП РФ (как и другие рассматриваемые в настоящей работе статьи гл.19 Кодекса) носит универсальный характер в части того, что устанавливает административную ответственность за невыполнение представления вне зависимости от того, какие судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело об административном правонарушении, его внесли. Применительно к налоговым органам, федеральным органам налоговой полиции и таможенным органам следует отметить, что в соответствии с положениями гл.23 "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают:
налоговые органы в соответствии со ст.23.5 - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), 15.1 и 15.2 Кодекса;
федеральные органы налоговой полиции в соответствии со ст.23.6 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5, ч.3 ст.14.16, ст.15.1 и 15.2 Кодекса;
таможенные органы в соответствии со ст.23.8 - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.16.2-16.22 Кодекса.
Соответственно, налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции и таможенные органы уполномочены вносить представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению только перечисленных административных правонарушений.
3. Субъектами правонарушения являются:
индивидуальный предприниматель, обязанный принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
руководитель и иной работник организации, в чьи функции входит принятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению этой организацией административного правонарушения.
4. Представляется, что правонарушение может быть совершено только умышленно. Умышленность совершения правонарушения предопределяется фактом получения постановления (представления) по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с ч.2 ст.28.3 КоАП РФ право составлять протоколы об административных правонарушениях предоставлено должностным лицам различных органов, в том числе должностным лицам: налоговых органов (п.5), федеральных органов налоговой полиции (п.6), таможенных органов (п.12).
1. Объектом правонарушения является установленный порядок управления, непосредственным объектом - установленный порядок представления в государственные органы (должностным лицам) сведений (информации), необходимых для осуществления этими органами (должностными лицами) их законной деятельности.
2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет совершение одного из перечисленных в диспозиции статьи деяний, связанных с представлением сведений (информации), необходимых для осуществления законной деятельности государственных органов (должностных лиц):
непредставление сведений (информации);
несвоевременное представление сведений (информации);
представление сведений (информации) в неполном объеме;
представление сведений (информации) в искаженном виде.
Статья 19.7 КоАП РФ (как и другие рассматриваемые в настоящей работе статьи гл.19 Кодекса) носит универсальный характер в части того, что устанавливает административную ответственность за непредставление сведений (информации) вне зависимости от того, в какой государственный орган (его должностному лицу) не представлены сведения (информация). Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных рассматриваемой статьей, уполномочены должностные лица, указанные в п.1, 2, 4-7, 10-17, 19-77, 80 ч.2 ст.28.3.
Сравнительный анализ положений законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях показывает, что ст.19.7 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности в тех случаях непредставления в налоговые или таможенные органы (их должностным лицам) сведений (информации), когда эти деяния не влекут налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.126 НК РФ (см. пояснения к указанной статье), или административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.6 КоАП РФ (см. пояснения к указанной статье). Об этом же свидетельствует и то, что санкции ст.19.7 КоАП РФ совпадают с санкциями п.2 ст.126 НК РФ и ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Иначе говоря, нормы п.2 ст.126 НК РФ и ч.1 ст.15.6 КоАП РФ можно рассматривать как специальные нормы по отношению к общей норме, содержащейся в ст.19.7 КоАП РФ.
О конструкции объективной стороны состава рассматриваемого правонарушения и о моменте окончания правонарушения см. пояснения к п.2 ст.126 НК РФ и ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.
В отношении положений действующего законодательства, устанавливающих представление сведений (информации) в налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции и таможенные органы (их должностным лицам), нарушение которых может образовывать объективную сторону состава правонарушения, необходимо отметить следующее.
О праве налоговых органов получать сведения (информацию) см. пояснения к ст.126, 129.1 и 135.1 НК РФ, а также к ст.15.6 КоАП РФ.
Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с п.9 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" имеют право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.
В соответствии со ст.182 Таможенного кодекса РФ лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Там же определено, что для проведения таможенного контроля таможенные органы РФ вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ.
Действующее законодательство устанавливает также право получения сведений (информации) налоговыми органами, федеральными органами налоговой полиции и таможенными органами как органами или агентами валютного контроля.
В пояснениях к ч.1 ст.19.5 КоАП РФ говорилось о том, что МНС России и ГТК России являются органами валютного контроля. Иные, нежели ГТК России, таможенные органы РФ в соответствии со ст.198 ТК РФ являются агентами валютного контроля. Как установлено п.2 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", федеральные органы налоговой полиции имеют право для выполнения возложенных на них задач пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля. Как установлено в подп."а" п.1 ст.15 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при документальных проверках, связанных с осуществлением функций валютного контроля. В соответствии с подп."а" п.2 ст.13 названного Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте РФ, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций.
Согласно ст.2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" понятие информации в этом Законе используется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления*(1). Вместе с тем в соответствии с п.1 ст.1 названного Закона предоставление информации потребителю предусматривается только в документированной форме.
3. Субъектами правонарушения являются:
достигшее 16-летнего возраста физическое лицо, индивидуальный предприниматель и организация, обязанные представить в установленный срок сведения (информацию) в государственный орган (должностному лицу). При этом статья устанавливает различные размеры штрафов для гражданина, индивидуального предпринимателя и организации;
руководитель и иной работник организации, в чьи функции входит представление этой организацией в установленный срок сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу).
4. В отношении субъективной стороны правонарушения см. пояснения к ст.15.6 КоАП РФ.
А. Борисов
И.Е. Махров,
заместитель начальника Управления
Госнаркоконтроля России по Оренбургской области,
подполковник полиции, кандидат философских наук
"Право и экономика", N 12, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. - 1995. - N 8. - Ст.609.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. Комментарий к ст.19.6, ст.19.7 КоАП РФ
Авторы
А. Борисов
И.Е. Махров - заместитель начальника Управления Госнаркоконтроля России по Оренбургской области, подполковник полиции, кандидат философских наук
Родился 25 марта 1964 г. в г.Каменск-Уральский Свердловской области. В 1986 г. окончил Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. С 1993 г. по 2003 г. проходил службу в федеральных органах налоговой полиции
Автор многочисленных публикаций по налоговому и административному праву.
"Право и экономика", 2003, N 12