Налогообложение расходов на участие в выставке
Налог на прибыль
Налог на добавленную стоимость
Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог
Налог на рекламу
Бухгалтерский учет
Чтобы установить контакты с потенциальными партнерами и клиентами, организации участвуют в специализированных выставках. О том, как правильно учесть расходы на участие в выставке и начислить налоги, читайте в этой статье.
Участие в выставке предполагает самые разные расходы. Как правило, все они сводятся в соответствующую смету (см. примерный образец на следующей странице). Рассмотрим, какие налоговые обязательства возникнут у организации в связи с такими расходами.
Налог на прибыль
Первый вопрос, который возникает: какие расходы на участие в выставке являются рекламными? И какие из них нормируются? Попробуем разобраться.
Напомним, что рекламой является информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, которая формирует и поддерживает интерес к организации и ее товарам (работам, услугам) в целях их реализации. Это следует из статьи 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе". Поскольку участие в выставке преследует именно такую цель, то, по мнению автора, все затраты, предусмотренные сметой, относятся к рекламным расходам.
Для целей налогообложения расходы на рекламу признаются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией. Об этом гласит подпункт 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Все расходы на рекламу подразделяются на две группы: ненормируемые и нормируемые.
Перечень ненормируемых расходов является закрытым. На основании пункта 4 статьи 264 Кодекса к таким расходам относятся следующие затраты:
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации; уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все остальные расходы на рекламу, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, являются нормируемыми. Они учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса. К таким расходам относятся затраты:
- на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время массовых рекламных кампаний;
- на иные виды рекламы, кроме прямо перечисленных в абзацах 2 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Иные виды рекламы включают в себя изготовление и раздачу рекламных пакетов, календарей, блокнотов, ручек и т.д.
Таким образом, по мнению автора, все затраты по смете, связанные с участием в выставке, относятся к ненормируемым рекламным расходам. Основание: прямое указание в пункте 4 статьи 264 НК РФ, что расходы на участие в выставках относятся к ненормируемым рекламным расходам. Исключение составляют расходы на приобретение или изготовление призов, подарков, сувенирной продукции и т.п.
Заметим, что налоговые органы придерживаются иной точки зрения: к рекламным расходам нужно относить далеко не все расходы на участие в выставке. Например, расходы на командировки, связанные с участием в выставке, к рекламным расходам не относятся.
Позиция налоговых органов такова: затраты, прямо поименованные в соответствующих статьях Кодекса, учитываются по правилам, предусмотренным в этих статьях. Например, заработная плата штатных сотрудников, участвующих в выставке, относится к расходам на оплату труда, а не к рекламным расходам.
Следуя этой логике, большинство затрат, перечисленных в смете, не относятся к рекламным. Исключение составляют расходы, указанные в пунктах 1, 2, 7 и 9 сметы: они являются рекламными, причем ненормируемыми.
Если в ходе выставки организация вручает посетителям призы, подарки и сувенирную продукцию, расходы на их приобретение или изготовление нормируются. Как уже было сказано, такие затраты вкупе с другими нормируемыми расходами на рекламу признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации.
Выручка определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ. В нее включаются все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п.2 ст.249 Кодекса). Не включаются в расчет суммы налогов, предъявленных покупателю, - НДС, акцизов, налога с продаж. Основанием для такого вывода служит пункт 1 статьи 248 НК РФ. Выручка определяется за тот отчетный (налоговый) период, за который исчисляется налог на прибыль и представляется налоговая декларация.
Обратите внимание: часть экспонатов, не полностью утративших свои первоначальные качества при экспонировании, после закрытия выставки может быть возвращена на склад по накладной. Те же экспонаты, которые полностью потеряли первоначальные качества, списываются по акту на основании приказа (например, форма ТОРГ-16, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). При частичной утрате первоначальных качеств экспонаты должны быть уценены. При этом сумма уценки относится к ненормируемым рекламным расходам.
Налог на добавленную стоимость
Суммы НДС, уплаченные организацией в связи с участием в выставке, подлежат вычету при выполнении условий, установленных статьями 171-172 НК РФ. "Входной" налог по расходам на приобретение (изготовление) призов, подарков и сувенирной продукции принимается к вычету в размере, соответствующем нормам (п.7 ст.171 НК РФ). НДС по сверхнормативным расходам к вычету не принимается и в состав расходов для целей налогообложения прибыли не включается.
Раздача призов, подарков и сувенирной продукции, по мнению специалистов МНС России, есть не что иное, как реализация товаров на безвозмездной основе. То есть возникает объект обложения по НДС. Налоговая база в этом случае рассчитывается исходя из рыночной цены. Ее организация определяет самостоятельно в порядке, предусмотренном статьей 40 НК РФ. Пока не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует рыночной.
Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог
Облагается ли налогом на доходы физических лиц стоимость призов, подарков и сувенирной продукции, раздаваемых посетителям выставки с целью рекламы? Ответ на этот вопрос дан в пункте 28 статьи 217 НК РФ. Стоимость подарков, полученных от организаций или индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение, а также любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг), если она меньше 2000 руб., налогом на доходы физических лиц не облагается. Обратите внимание: учитывается совокупная стоимость всех призов и подарков, полученных физическим лицом в течение налогового периода (года).
Как правило, раздаваемые во время выставки призы, подарки и сувениры стоят менее 2000 руб. А если больше? Тогда организация обязана удержать налог с получателя дохода по ставке 35% (п.2 ст.224 Кодекса). Если это невозможно, организация должна в месячный срок сообщить об этом в налоговую инспекцию, указав сумму задолженности физического лица. Для этих целей МНС России рекомендует использовать форму справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ). Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев (п.5 ст.226 НК РФ).
Стоимость врученных посетителям выставки призов, подарков и сувенирной продукции не облагается ЕСН. Это следует из пункта 1 статьи 236 НК РФ. Она гласит, что ЕСН облагаются только выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, состоящих с организацией в трудовых отношениях либо заключивших с ней гражданско-правовой договор, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, либо авторский договор.
Теперь обратимся к приведенной выше смете. А именно, к пунктам 6 и 8. В отношении заработной платы сотрудников, участвующих в выставке, никаких особенностей не возникает: вся сумма будет являться объектом налогообложения.
Расходы, указанные в пункте 8, могут возникнуть в случае проведения выставки в другом городе. В данном случае речь идет о командировочных, выплачиваемых лицам, работающим по трудовому договору. Согласно статье 238 НК РФ не подлежат налогообложению суточные в пределах установленных норм, фактические расходы на проезд, при условии их документального подтверждения, и т.д.
Обратите внимание: если организация производит какие-либо выплаты, которые отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (то есть поименованные в ст.270 Кодекса), то она не должна облагать их ЕСН (п.3 ст.236 НК РФ). Сказанное относится к организациям, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль.
Налог на рекламу
Юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, уплачивают налог на рекламу по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе. Основанием является подпункт "з" пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно статье 21 данного закона налог на рекламу является местным. Поэтому при его исчислении (в том числе определении объекта налогообложения и налоговой базы) нужно руководствоваться соответствующим местным законом. Налогом облагаются как нормативные, так и сверхнормативные расходы (если иное не установлено местным законом).
Бухгалтерский учет
Расходы на участие в выставке, отнесенные организацией к рекламным, в бухучете признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в полной сумме произведенных затрат. Об этом гласят пункты 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н. Данные расходы признаются в бухучете в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п.18 ПБУ 10/99).
Расходы на рекламу связаны со сбытом продукции (товаров, работ, услуг) и поэтому являются коммерческими расходами. При составлении бухгалтерской отчетности затраты, связанные со сбытом продукции, отражаются по статье "Коммерческие расходы" отчета о прибылях и убытках, образец которого утвержден приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
Расходы на рекламу учитываются на отдельном субсчете счета 44 "Расходы на продажу". Это установлено Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Признанные в бухучете суммы расходов на рекламу, учтенные по дебету счета 44 "Расходы на продажу", списываются на себестоимость проданной продукции полностью или пропорционально объему реализованной продукции в зависимости от выбранного организацией способа списания коммерческих расходов, закрепленного в приказе по учетной политике.
Смета расходов на участие в выставке
N | Статьи расходов | По смете | Исполнение сметы |
1 | Регистрационный сбор (вступительный взнос, разре- шение и т.п.) |
||
2 | Аренда площади в выставочном зале | ||
3 | Расходы на экспозицию - всего в том числе: |
||
- дизайн и конструкция | |||
- графическое оформление | |||
- упаковка | |||
- экспонаты | |||
- аренда киоска | |||
4 | Транспортировка и хранение - всего в том числе: |
||
- фрахт | |||
- вспомогательная транспортировка | |||
- хранение экспозиции и образцов продукции | |||
5 | Выставочный сервис - всего в том числе: |
||
- официальный каталог выставки | |||
- пригласительные билеты на выставку | |||
- бэйджи в количестве 20 шт. | |||
- два стола и восемь стульев для проведения пе- реговоров |
|||
- монтаж экспозиций | |||
- демонтаж экспозиций | |||
- распаковка образцов продукции | |||
- упаковка образцов продукции | |||
- проводка электричества | |||
- фурнитура | |||
- аксессуары (декоративные растения и т.п.) | |||
- телефон | |||
- ковровое покрытие | |||
- уборка | |||
- охрана | |||
- аренда компьютерной техники | |||
- аренда множительной техники | |||
- фотографии | |||
- живые цветы | |||
- аудиовизуальное оборудование | |||
- аренда антенных контуров | |||
- прочее | |||
6 | Персонал - всего в том числе: |
||
- заработная плата штатных сотрудников, работаю- щих на выставке |
|||
- оплата услуг привлеченных специалистов, рабо- тающих на выставке |
|||
- обучение персонала | |||
- аренда персонала для работы на выставке | |||
7 | Реклама и продвижение - всего в том числе: |
||
- предвыставочная реклама и продвижение (прове- дение пресс-конференции с участием СМИ) |
|||
- реклама и продвижение на месте (организация ве- чернего приема в первый день работы выставки, рекламные каталоги, брошюры, листовки, рекламные сувениры, календари, проведение лотерей и конкур- сов и пр.) |
|||
- послевыставочная реклама и продвижение (прове- дение пресс-конференции с участием СМИ) |
|||
8 | Поездка и отдых - всего в том числе: |
||
- стоимость авиабилетов | |||
- размещение персонала | |||
- расходы на питание | |||
- обслуживание и развлечение клиентов | |||
- комната отдыха | |||
- прочее | |||
9 | Уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании |
||
Итого |
Н.В. Невзорова,
аудитор
"Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99