Расходы на пожарную безопасность и охрану организаций
Установка пожарной и охранной сигнализации
Обслуживание сигнализации
Охрана имущества организации сторонними коммерческими охранными
предприятиями
Особенности при использовании услуг подразделений вневедомственной
охраны
Охрана имущества собственной службой безопасности
Пожары и кражи - страшное бедствие. Чтобы снизить риск возникновения пожаров и свести к нулю возможность краж, организации проводят различные мероприятия. Они, естественно, требуют определенных затрат. Как их учесть?
Установка пожарной и охранной сигнализации
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ). Он регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области пожарной безопасности.
Требования по пожарной безопасности в Законе N 69-ФЗ определены как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Одна из наиболее распространенных профилактических мер по предупреждению пожаров и краж - это установка противопожарной и охранной сигнализации.
Как же правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на приобретение, монтаж, содержание и эксплуатацию технических средств и оборудования?
И в бухгалтерском, и в налоговом учете пожарная сигнализация относится к основным средствам. Как правило, стоимость оборудования с учетом монтажа пожарной и охранной сигнализации превышает 10 000 руб. Поэтому такое оборудование относится к амортизируемому имуществу и учитывается на счете 01 "Основные средства".
При определении первоначальной стоимости пожарной и охранной сигнализации в бухучете необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В нем сказано, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В налоговом учете первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведения до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 257 НК РФ.
Имейте в виду: первоначальная стоимость основных средств в бухгалтерском и налоговом учете может быть различной. Взять, к примеру, проценты по заемным средствам, начисленные организацией до принятия объекта основного средства к бухучету, если эти средства привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта. В бухгалтерском учете они включаются в первоначальную стоимость, а в налоговом - в состав внереализационных расходов (пп.2 п.1 ст.265 НК РФ). Из-за таких различий в бухучете будут возникать временные разницы.
По Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к четвертой амортизационной группе оборудования. Срок полезного использования - от 61 до 84 месяцев.
Что же касается охранной сигнализации, о соответствующем оборудовании в указанном постановлении напрямую не сказано. Между тем в четвертой группе под номером 14 3319000 числятся "Приборы ядерные и радиоизотопные, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, оборудование специальное для приборостроения". Это большая подгруппа основных фондов из группы "Машины и оборудование" Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359. К ней-то и относятся разного вида охранные сигнализации. Поэтому срок полезного использования охранных сигнализаций такой же, как и пожарных, - от 61 до 84 месяцев.
Пример
ООО "Катерина" устанавливает пожарную сигнализацию в производственных помещениях. В начале ноября 2003 года оно взяло кредит в банке - 72 000 руб. и на него закупило оборудование на сумму 48 000 руб., в том числе НДС - 8 000 руб. Работы по установке и монтажу пожарной сигнализации составили 24 000 руб., в том числе НДС - 4 000 руб. Они также оплачивались из средств, взятых в кредит, проценты по которому составляют 20% годовых.
За ноябрь месяц организация должна начислить проценты по кредиту - 1 200 руб. (72 000 руб. х 20% : 12 мес.).
В налоговом учете первоначальная стоимость пожарной сигнализации составит 60 000 руб. (48 000 руб. - 8 000 руб. + 24 000 руб. - 4 000 руб.). Проценты по кредиту в первоначальную стоимость не включаются. Организация должна выбрать метод начисления амортизации. Затем исходя из выбранного метода и срока полезного использования в пределах от 61 до 84 месяцев установить норму амортизации. Допустим, она выбрала срок полезного использования 72 месяца и линейный метод начисления амортизации. Тогда норма амортизации составит 1,39% (1 : 72 х 100%). Начиная с декабря (месяц, следующий за месяцем ввода в эксплуатацию сигнализации) организация начисляет амортизацию в размере 834 руб. (60 000 руб. х 1,39%).
В бухучете будут сделаны такие проводки:
в ноябре
- 72 000 руб. - получен кредит;
- 40 000 руб. - отражена стоимость оборудования;
- 8 000 руб. - учтен НДС со стоимости оборудования;
- 20 000 руб. - учтена стоимость работ по установке и монтажу оборудования;
- 4 000 руб. - учтен НДС со стоимости работ по установке и монтажу оборудования;
- 1 200 руб. - начислены проценты по кредиту;
- 61 200 руб. - пожарная сигнализация введена в эксплуатацию.
Предположим, срок полезного использования и метод амортизации такие же, как в налоговом учете;
- 288 руб. (1 200 руб. х 24%) - начислено отложенное налоговое обязательство. Оно образуется по причине более раннего признания в налоговом учете процентов по кредиту. В налоговом учете они признаются сразу в составе внереализационных расходов. В бухгалтерском же - постепенно в течение срока полезного использования как часть амортизационных отчислений;
в декабре
- 12 000 руб. (8 000 руб. + 4 000 руб.) - НДС по введенному в эксплуатацию основному средству предъявлен к возмещению*(1);
- 850,68 руб. (61 200 руб. х 1,39%) - начислен износ на введенное основное средство;
- 4 руб. ((850,68 руб. - 834 руб.) х 24%) - погашена часть отложенного налогового обязательства.
Обратите внимание: в Законе N 69-ФЗ предусмотрена норма, на основании которой органы местного самоуправления могут устанавливать обязательные отчисления юридических лиц в размере 0,5% от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О эта норма не действует с 1 января 2003 года.
Обслуживание сигнализации
Установить сигнализацию это еще полдела. Соответствующий "сигнал" должен поступать на пульт тех организаций, которые быстро на него отреагируют. Поэтому установка сигнализации сопряжена еще и с заключением договоров на ее обслуживание. Обслуживание сигнализации, как правило, подразумевает не только реагирование на поступивший сигнал, но и проведение профилактических работ по поддержанию сигнализации в рабочем состоянии. Затраты организации по таким видам работ в бухгалтерском учете включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), если сигнализация установлена непосредственно в производственном помещении, либо относятся к общехозяйственным затратам.
В налоговом учете расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Об этом гласит подпункт 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Однако не всегда установка охраной сигнализации может решить проблемы организации по охране имущества. Тогда необходимо заключать договоры с охранными предприятиями.
Охрана имущества организации сторонними
коммерческими охранными предприятиями
Охранное предприятие должно иметь лицензию на осуществление охранно-сыскной деятельности. При заключении договора с охранной фирмой необходимо руководствоваться требованиями статьи 9 Закона РФ от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
Так, в договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения).
Во избежание неприятностей нужно при заключении договора внимательно относиться к формулировкам. Они должны быть полными. В частности, в договоре должен быть обязательно прописан фактический адрес охраняемой территории, указаны площадь территории либо иным образом указана "привязка к месту". Иными словами, содержание поручения должно быть конкретным и не вызывать разночтений.
В налоговом учете расходы по оплате услуг охранных предприятий включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.6 п.1 ст.264 НК РФ). Но не всегда, например, услуги по охране обслуживающих производств и хозяйств имеют особый порядок учета, такой же, как у других расходов на обслуживающие производства и хозяйства. В бухгалтерском учете такие расходы включаются в себестоимость продукции, если охраняются производственные помещения, или в состав общехозяйственных расходов. Для этого нужно иметь письменный отчет охранного агентства о результатах проделанной работы и акт о выполненных работах, подписанный руководителями охранного агентства и организации, которой оказывались соответствующие услуги.
Кроме того, при заключении договора на охрану территории (имущества) необходимо, чтобы по документам охраняемая территория принадлежала клиенту на праве собственности либо права на ее использование были оформлены договором. Если это договор аренды сроком больше одного года, он, естественно, должен быть зарегистрирован. Аналогичная ситуация при охране конкретного имущества. Оно отражается на балансе у охраняемого предприятия или последнее несет за него ответственность в соответствии с договорными обязательствами (например, получено по договору комиссии). В противном случае отнесение произведенных затрат в уменьшение налогооблагаемой прибыли будет необоснованным.
Особенности при использовании услуг
подразделений вневедомственной охраны
Наряду со специализированными коммерческими охранными предприятиями для организации и проведения мероприятий по охране имущества могут привлекаться и подразделения вневедомственной охраны МВД России.
Вневедомственная охрана вправе оказывать услуги: по охране имущества; по техническому надзору за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, за использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, по приему их в эксплуатацию, обслуживанию и ремонту; по испытанию средств охранной сигнализации, в том числе зарубежной, а также по выдаче сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации и др. Это установлено Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 589.
В комплекс мероприятий по охране военизированными подразделениями могут включаться:
- обеспечение пропускного режима на предприятии, в том числе досмотр вещей, а при необходимости и личный досмотр на контрольно-пропускном пункте;
- проверка законности вывоза (выноса) материальных ценностей с предприятия, досмотр транспортных средств и проверка соответствия провозимых грузов сопроводительным документам;
- охрана от проникновения на территорию охраняемого объекта сторонних лиц;
- охрана имущества предприятия и т.п.
Перечень оказываемых услуг регулируется условиями договора, заключаемого между предприятием и органом внутренних дел.
Охрана объектов оплачивается по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и пятипроцентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами. Данный порядок формирования стоимости услуг приведен в письме Минэкономики России от 13.08.98 N 7-733 "О тарифах на услуги вневедомственной охраны".
Норматив для формирования тарифов по охране объектов законодательно определен и является регулируемым. При выявлении фактов завышения тарифов на охрану объектов за счет включения в цену экономически необоснованных затрат или несоблюдении в тарифе 5% к органам внутренних дел могут применяться экономические и штрафные санкции.
Служебные и подсобные помещения с оборудованием и инвентарем, коммунальные услуги (водоснабжение, освещение, оборудование связью, отопление, уборка и ремонт помещений) предоставляются вневедомственной охране собственником бесплатно.
Порядок производства расчетов с подразделениями вневедомственной охраны регулируется специальными условиями заключенного договора на оказание услуг.
Обоснование цены услуги оформляется отдельным приложением к договору (протоколу согласования цены) с отражением затрат по каждой из статей калькуляции.
Отметим, что подразделения вневедомственной охраны в зависимости от причин, влияющих на увеличение расходов по охране имущества всех форм собственности, вправе самостоятельно вносить изменения в расчеты при составлении экономически обоснованных тарифов (письмо Минэкономики России от 24.05.99 N 7-567).
Очевидно, что такого рода решение должно быть согласовано с собственником, которому оказываются услуги.
При сопровождении и охране имущества предприятия в пути работникам вневедомственной охраны оплачиваются по установленным нормам командировочные расходы.
Затраты на оплату услуг вневедомственной охраны относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в порядке, аналогичном оказанию услуг коммерческими охранными структурами. То есть в налоговом учете включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В бухучете - в себестоимость продукции или в состав общехозяйственных расходов.
Спорным вопросом является обложение услуг вневедомственной охраны НДС. Так, по мнению налоговых органов, услуги вневедомственной охраны признаются объектом обложения этим налогом. Арбитражная же практика свидетельствует об обратном. В судах, в том числе и федеральных арбитражных, нередко доказывается, что вневедомственная охрана относится к органам, входящим в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, работы (услуги) выполняются ими в рамках возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, а обязательность выполнения этих работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ. Поэтому согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ их деятельность не является объектом обложения НДС. Данная позиция подтверждена постановлениями Федеральных арбитражных судов:
- Северо-Кавказского округа от 11.06.2003 N Ф08-1909/2003-717А;
- Московского округа от 22.07.2003 N КА-А41/4963-03;
- Центрального округа от 04.09.2002 N А23-999/02А-14-102;
- Волго-Вятского округа от 15.11.2002 N А39-2052/02-103/10;
- Восточно-Сибирского округа от 09.09.2002 N А33-5233/02-Сза-Ф02-2597/02-С1;
- Дальневосточного округа от 30.04.2003 N Ф03-А49/03-2/774;
- Западно-Сибирского округа от 22.05.2002 N Ф04/1810-502/А27-2002 и др.
Аналогичной позиции придерживается и Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.12.2002 N 7056/02. Правда, он не говорит об исключительности полномочий, зато подтверждает, что обязательность работ установлена законодательством РФ.
Охрана имущества собственной службой безопасности
К собственным подразделениям службы безопасности предъявляются довольно жесткие требования. Поэтому, прежде чем создавать подобную службу, подумайте, нужна ли она вам. Если охрана нужна для организации пропускной системы посетителей и ночной охраны офиса, достаточно создать административно-хозяйственный отдел и принять на работу вахтеров. Можно использовать и служебных охранных собак.
Служебные собаки, используемые для охраны складов, гаражей, офиса и других помещений, относятся к основным средствам. По Классификации основных средств они входят в третью амортизационную группу со сроком полезного использования от 37 до 60 месяцев.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, щенки учитываются на балансе предприятия на счете 11 "Животные на выращивании и откорме". На этом счете собираются все затраты, связанные с приобретением, откормом и обучением щенков.
С момента привлечения собак для выполнения охранных мероприятий учтенные по счету 11 затраты списываются на счет 08, а затем со счета 08 на счет 01. Так формируется первоначальная стоимость служебных собак в бухучете. В налоговом учете все затраты, связанные с выращиванием щенков, также включаются в первоначальную стоимость. Ведь это затраты, связанные с доведением основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Щенки, рожденные от сук, принадлежащих организации, являются безвозмездно полученным имуществом. Их стоимость, определенная согласно статье 40 НК РФ, в налоговом учете включается во внереализационные доходы (п.8 ст.250 НК РФ). Впоследствии она, как и все остальные расходы, связанные с выращиванием щенков, составляет первоначальную стоимость служебной собаки.
Деятельность же подразделения службы охраны, а также требования, которые необходимо выполнить при его создании, регулируются Законом N 2487-1.
Согласно статье 14 этого закона предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории России, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов.
Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона N 2487-1 и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.
Предположим, вы все же решили создать собственную службу безопасности. Тогда вы должны написать и утвердить устав охранного подразделения. В нем необходимо обязательно указать, для чего создано подразделение (например, для охраны имущества фирмы, обеспечения безопасности условий труда сотрудников и др.). Устав согласовывается с местным отделением милиции. Здесь же выдается лицензия на осуществление охранно-сыскной деятельности.
Имейте в виду: каждый охранник вашего подразделения должен иметь собственную лицензию на осуществление охранно-сыскной деятельности. Расходы на получение лицензии для своих сотрудников относятся к расходам на подготовку и переподготовку кадров и уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.
Помните, что созданному подразделению службы безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия. Данные условия определены в статье 14 Закона N 2487-1.
Чтобы приобрести оружие для охраны, необходимо получить специальное разрешение-лицензию. Об этом сказано в Федеральном законе от 13.12.96 N 150-ФЗ "Об оружии". Охранные подразделения вправе приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения устанавливается МВД России.
Перечень оружия, разрешенного для использования в частной охранной деятельности, утвержден приказом МВД России от 22.08.92 N 292.
Также следует учесть и еще один немаловажный момент. Если вы создали собственную охранную службу, необходимо застраховать охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, связанного с осуществлением профессиональной деятельности (ст.19 Закона N 2487-1). Данное требование обязательно. Если его не выполнить, вас могут лишить лицензии. Затраты на такое страхование учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Этот порядок установлен пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса.
Итак, подразделение собственной службы безопасности создано. Все ли расходы по ее содержанию будут учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли?
Расходы по содержанию службы безопасности, за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты, включаются в состав прочих расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль (пп.6 п.1 ст.264 НК РФ).
Расходы на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты учитываются для целей налогообложения прибыли или через амортизацию, если подпадают под определение амортизируемого имущества, или принимаются сразу в составе материальных расходов (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).
C.И. Бакина,
исполнительный директор ООО АФ "Про-Аудит"
"Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) НДС по основным средствам, требующим монтажа, принимается к вычету с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (п.5 ст.172 НК РФ) - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99