Право налогоплательщика не выполнять неправомерные
акты и требования налоговых органов и их должностных лиц,
не соответствующие НК РФ или иным Федеральным законам
В ст.6 НК РФ приведен перечень обстоятельств, при которых нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. При этом Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Признание ненормативных правовых актов и требований налоговых органов и их должностных лиц не соответствующими НК РФ осуществляется в порядке обжалования таких актов и требований в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
До признания в установленном порядке правового (как нормативного, так и ненормативного) акта не соответствующим НК РФ действия по его неисполнению являются правонарушением, и в отношении налогоплательщика могут быть приняты меры государственного принуждения для обеспечения исполнения правового акта налогового органа и их должностных лиц.
Правовые акты - акты органа власти, принятые в рамках установленной законом компетенции, следует отличать от неправовых актов и требований (неправомерные акты и требования). Такие акты и требования не подлежат исполнению независимо от признания их не соответствующими НК РФ.
Пример. Инспекцией направлено заявителю письмо, на основании которого инспекция обязывает заявителя с 1 июля 2002 г. ежемесячно представлять в срок до 3 числа каждого месяца сведения о его основных контрагентах. По утверждению заявителя ст.31 и 88 НК РФ, которыми инспекция обосновывает требования о систематическом представлении указанных в письме сведений, обязанности систематического представления таких сведений не устанавливают. Как следует из объяснений инспекции, при направлении заявителю требования о систематическом представлении сведений инспекция руководствовалась приказом вышестоящего налогового органа, на основании которого инспекция обязана, в частности, ежемесячно определять и составлять списки основных контрагентов каждого основного налогоплательщика.
Приказ, которым руководствовалась инспекция, не устанавливает обязанности налогоплательщика ежемесячно представлять в налоговые органы сведения, ежемесячное представление которых не установлено законодательством о налогах и сборах. Основанием для представления соответствующих сведений, систематическое представление которых не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, может быть только их истребование налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ. Поручение ежемесячно определять и составлять списки основных контрагентов каждого основного налогоплательщика является основанием для систематического истребования у налогоплательщиков соответствующих сведений на основании ст.31 и 88 НК РФ.
Таким образом, действия инспекции по возложению на заявителя обязанности ежемесячно представлять в инспекцию в срок до 3 числа каждого месяца сведения о его основных контрагентах являются неправомерными. В то же время необходимые для ежемесячного определения и составления списков основных контрагентов каждого основного налогоплательщика сведения инспекция вправе ежемесячно истребовать у налогоплательщика в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
Право налогоплательщика обжаловать в установленном
порядке акты налоговых органов и действия (бездействие)
их должностных лиц
Порядок обжалования установлен главой 19 НК РФ. В соответствии со ст.137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Статьей 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Таким образом, акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу.
Приказом МНС России от 17.08.01 г. N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, который устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами, в частности, жалоб налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п.5 ст.100 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
В отношении того, что подразумевается под актом налогового органа, который может быть обжалован, позиция арбитражного суда изложена в постановлении пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Статьи 137 и 138 НК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа. При толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие "акт" использовано в них в ином значении, чем в ст.100, 101.1 (п.1) НК РФ. При применении ст.137 и 138 необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.
Л. Гурьяков,
советник налоговой службы II ранга
"Финансовая газета", N 7, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71