Закон как одноразовая программа
Прямое действие
Решение принимает комиссия
Сложность условий
Пять групп
На пике тяжелого положения, в котором оказалось большинство сельхозтоваропроизводителей, государство ставит вопрос ребром: либо банкротство, либо оздоровление, и летом 2002 года выходит в свет ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон). Само название Закона приводит к неоднозначному пониманию словосочетания "финансовое оздоровление", которое довольно продолжительное время бытует в юридической практике.
Прямое действие
Из ст.1 Закона узнаем, что под финансовым оздоровлением в смысле настоящего Закона понимается реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Очередная реструктуризация, подумают многие, поникнув духом, сразу возникают ассоциации с мероприятиями Правительства РФ в 1998-2000 гг.
Хотя некоторые хозяйства до сих пор держатся в действующих реструктуризациях, процент их очень невелик, большинство не продержались и двух-трех месяцев. С одной стороны, Закон имеет прямое действие по отношению к сельхозтоваропроизводителям, определяя основные положения и принципы, с другой - все полномочия по его применению и внедрению отданы Правительству РФ, в частности разработка методики, условий и т.п. Но по порядку.
Решение принимает комиссия
В ст.2 Закона дан практически исчерпывающий перечень понятий, используемых и применяемых в Законе, и это радует. Далее ст.3 продекларированы принципы проведения реструктуризации, что тоже немаловажно.
Одним из принципов проведения предлагаемой реструктуризации является однократность участия в программе (ст.7). Сельхозтоваропроизводитель может воспользоваться Законом только один раз, причем в ограниченный срок.
Указ Президента РФ от 16.07.2003 N 784 "О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей" предусматривает списание пеней и штрафов до 1 апреля 2004 года сельхозтоваропроизводителям, заключившим соглашение о реструктуризации долгов в соответствии с Законом. Из чего можно сделать вывод о том, что Закон прекращает свое действие с 1 апреля 2004 года.
Получается, Закон является одноразовой программой, как и ранее проводившиеся подобные акции. Что преследует однократность участия в программе - непонятно. Не исключено, что Закон продлят еще на какой-то срок.
Данный Закон достаточно конкретизирован, т.е. создан под определенный субъект "хозяйственных отношений" - товаропроизводителя. Под указанным понятием понимается: организация, крестьянское (фермерское) хозяйство и индивидуальный предприниматель, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельхозпродукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов. Подобное определение содержится и в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и в некоторых других законах и подзаконных актах.
Решение о включении сельхозтоваропроизводителей в программу реструктуризации принимает территориальная комиссия, которая должна быть создана в каждом субъекте Федерации. Причем входить в эту комиссию должны как налоговые органы, органы исполнительной власти, так и представители крупных государственных ресурсообеспечивающих монополий, которые будут принимать решение о включении претендента в программу реструктуризации и уполномоченных в установленном порядке подписывать соглашение о реструктуризации долгов. В обеспечении данного положения Правительство РФ приняло постановление от 16.10.2003 N 629*(1). Последним предоставлены полномочия территориальным органам МНС по подписанию соглашений о реструктуризации долгов сельхозтоваропроизводителей от имени кредиторов, имеющих право на взыскание задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Также советом директоров РАО "ЕЭС России" (протокол от 29.08.2003 N 149) и советом директоров ОАО "Газпром" (протокол от 17.09.2003 N 140) приняты решения об участии в программе реструктуризации.
Но на сегодняшний день далеко не всем хозяйствующим субъектам-должникам "монополисты" дают добро на реструктуризацию долгов. В большинстве хозяйств значимую часть долгов составляют обязательные платежи в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. В п.4 ст.18 Закона указано, что обязательства по реструктуризации долгов действительны только при согласии кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника.
Закон не содержит каких-либо предписаний об участии в обязательном порядке в программе коммерческих организаций (кредиторов должника). Более того, для всех участников, а не только для сельхозтоваропроизводителей, как было выше замечено, закон имеет рекомендательный характер.
В итоге под реструктуризацию попадают в основном долги государству. Одно радует, на этот раз пени и штрафы списываются почти сразу. Лучшим может быть только полное списание основного долга, что тоже предусмотрено Законом, но не нашло своего отражения в реальности.
Сложность условий
Довольно жесткие меры предусмотрены к порядку включения должников в состав участников программы. В частности, в силу п.1 ст.13 Закона должник, подавший заявление о включении его в состав участников программы, в период разработки и утверждения плана оргтехмероприятий должен соблюдать следующие требования. Он не вправе самостоятельно, без согласования с территориальной комиссией, передавать (продавать) недвижимость и земельные участки в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, выдавать поручительства и гарантии, совершать уступку прав требований, переводить долги, а также учреждать доверительное управление имуществом.
Во многих хозяйствах уступка прав и перевод долга являются довольно частыми сделками, без которых бывает очень трудно обойтись. Период же разработки указанных мероприятий составляет от 1 до 3 месяцев. В соответствии с базовыми условиями реструктуризации, утвержденными постановлением правительства от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - поставление), право на реструктуризацию долгов предоставляется при условии уплаты в полном объеме сельхозтоваропроизводителями текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в течение 1 месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления в силу п.2 ст.13 Закона имеют право дополнить перечень требований к участнику программы. В то же время запрещается устанавливать требования к участнику программы, которые ставят РФ и субъекты РФ, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды в привилегированное положение по сравнению с другими кредиторами.
Требования могут быть дополнены, но они должны касаться всех участников программы, обеспечивая принцип единых условий проведения реструктуризации.
Пять групп
Территориальная комиссия определяет вариант реструктуризации долгов в соответствии со ст.16 Закона и базовыми условиями реструктуризации. Все сельхозтоваропроизводители делятся на пять групп по финансовой устойчивости, и соответственно вариантов реструктуризации пять - со сроками от 5 лет отсрочки и 4 лет рассрочки у 1-й группы; до 7 лет отсрочки и 6 лет рассрочки у 5-й группы.
Соглашение о реструктуризации долгов заполняется в письменной форме, подписывается кредиторами, в совокупности обладающими правом требования не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника.
Реструктуризация долгов в смысле настоящего закона предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списания сумм основного долга и начисленных процентов (ст.20 Закона). В постановлении ни о каком списании сумм основного долга и начисленных процентах речь не идет.
Минимальная отсрочка долгов должна составлять не менее 5 лет, а рассрочка не менее 4 лет. Причем за отсрочку и рассрочку долгов установлена плата в размере 0, 5 процента годовых от суммы долга.
Со дня подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долгов приостанавливается начисление пеней и штрафов за несвоевременное погашение должником обязательств, по которым осуществляется реструктуризация.
Основанием расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются: неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов более 3 месяцев; возбуждения в отношении должника процедуры банкротства. Расторжение соглашения осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения. При возбуждении против должника процедуры банкротства расторжение соглашения о реструктуризации происходит автоматически. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, исключая пени и штрафы, которые спишутся с 1 апреля и возврату при "преждевременном" выходе из реструктуризации не подлежат. Хотя бы только из-за этого условия стоит пройти такой нелегкий путь.
"До работы в сельском хозяйстве у меня складывалось впечатление, что крестьяне живут хорошо, потому что они не могут жить плохо, так как Россия всегда была в первую очередь сельхозпроизводителем. Но когда я окунулся в воды преобразованных колхозов, "пустых" крестьянских хозяйств, столкнулся с их проблемами, неграмотностью и самым страшным - отношением к ним государства, наивное мнение отпало. Если бы вы знали, как сегодня колхозникам нужна юридическая помощь, особенно касаемо вопросов банкротства и реструктуризации! " - пишет в редакцию один из наших постоянных подписчиков, приславший свой комментарий к ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
С.Л. Вьюгов,
главный специалист по правовым вопросам,
советник муниципальной службы муниципального
образования III класса, Большесосновский район
Пермской области
"эж-ЮРИСТ", N 4, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 629 "О предоставлении территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам полномочий по подписанию соглашений о реструктуризации долгов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru